В системе повышения квалификации педагогов значительную роль играет совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе предметных методических объединений, творческих групп, проблемных лабораториях. В подобных коллективах происходит смещение акцента с традиционной на инновационную деятельность (информационная, диагностическая, аналитическая, экспериментальная, прогностическая, научно-исследовательская, инновационно-внедренческая, экспертная, издательская).
Творческая группа объединяет педагогов, профессиональный интерес которых направлен на решение актуальных проблем в современной методике преподавания предмета, что позволяет повысить свою профессиональную компетентность. В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы и к организации методической работы на всех уровнях.
За последние 10 лет произошла переориентация основных целей работы методических объединений учителей с трансляции педагогического опыта, формирования и совершенствования педагогической техники учителя на организацию содействия комплексному развитию и повышению качества образовательного процесса. На первый план выходит проектирование новых изменений образовательной практики, становление и совершенствование профессиональной компетентности педагога-психолога, педагога-технолога, педагога-исследователя. То есть работа направлена «на будущее», а не на обобщение прошлого опыта.
Одной из адекватных форм закрепления инновационного опыта является сетевое взаимодействие учителей с целью распространения инновационного опыта, идей, методов их реализации. Построение образовательной практики интенсивным способом на основе сетевого взаимодействия приближает образовательные услуги к потребителям, позволяет сконцентрировать имеющиеся материально-технические, педагогические, интеллектуальные ресурсы.
Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне реализуется с целью: более полного обеспечения информационной поддержки образовательного процесса, инновационной работы; повышения эффективности использования методических и других ресурсов, обеспечения равных возможностей пользования этими ресурсами всех участников образовательного процесса; объединения усилий и возможностей с другими методическими организациями для внедрения в свою деятельность современных технологий, в том числе их информационно-коммуникационных.
В качестве показателей эффективного сетевого взаимодействия можно выделить следующие: единая цель, общий интерес, возможность для каждого участника, при определенных условиях, выступать в роли лидера, каждый участник сетевого сообщества может взаимодействовать с любым его членом напрямую, свобода выбора и корректировки задач и ответственность за них, гибкая структура сообщества.
Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разработать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов. При сетевой организации методической работы наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными.
На данном этапе сетевое взаимодействие подразумевает и широкое применение на практике возможностей Интернета по следующим направлениям: использование электронной почты, поиск в сети нужной информации, рассылка и/или получение различных нормативных документов, информирование о семинарах и конференциях и т.д., обмен опытом и идеями, организация сетевых конференций, организация собственного методического хранилища, виртуальные библиотеки, коллекций цифровых образовательных ресурсов, обучающие олимпиады, викторины, проекты, сетевые методические объединения учителей.
Важными составляющими обеспечения эффективности методической работы является системность организации взаимодействий участников образовательного процесса при обеспечении единства методического пространства. Данное требование предполагает подход к методической работе как к целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, от направленности на высокие конечные результаты, подразумевает управляемость, планомерность всей методической работы.
Для организации и обеспечения единства методического пространства на муниципальном уровне в перспективе возможны социальные педагогические сети, которые позволяют общаться на профессиональные темы, являясь площадкой для взаимодействия, а также пространством для организации совместной (в том числе межрегиональной) деятельности школьников, педагогов, психологов, родителей, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.