Урок русского языка (6-й класс). Тема: "Биография слова: неологизмы и устаревшие слова"

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока: создание условий для развития исследовательских умений учащихся.

Задачи:

  • развитие умения формулировать определение понятий;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитание интереса и уважения к родному языку.

Оборудование:

  • проектор
  • компьютер
  • толковые словари
  • карточки для групповой работы.

ХОД  УРОКА

1. Учащимся в группах предлагаются для обсуждения высказывания: (Приложение, слайд 1)

–  Слова живут. Как это надо понимать? Ведь слово не человек, не животное, не растение!
– Слова – это живые свидетели истории развития науки, техники, культуры.
Ученики высказывают свои мнения, комментируя эти высказывания. (Общее мнение: «Слово живёт, развивается.», т.е. имеет свою биографию)

2. Учащиеся обсуждают этапы «жизни» слова, пытаются дать им названия. (На доске написаны иностранные корни:

«логос» – слово
«арха» – старый
«нео» – новый)

Защита проектов (ученики графически изображают «рождение» слова, его «старение»)

3. Учитель делает вывод, что существует 3 группы лексики с точки зрения происхождения  (Приложение, слайд 2)

4. Изучение неологизмов  (Приложение, слайд 3)

5. Слово живёт века, но меняется история, появляются новые предметы, явления – слова, обозначающие отжившее, уходят из активного употребления. Они называются устаревшими словами. Какова их судьба? Может быть это «лексический мусор»?

Учащиеся высказываются о значении устаревших слов и причинах их появления (архаизмы и историзмы – Приложение, слайд 4)

ЛАПТИ
СЮРТУК
КОЛЧАН
ПРЯЛКА
СВЕТЕЦ
ТРЕУГОЛКА
ЦИЛИНДР
КАМЗОЛ
БОТФОРТЫ
КАФТАН

Задание (Приложение, слайд 5) Вы в магазине старинных вещей должны подобрать названия к старинным вещам  (раздаются карточки с названиями предметов, учащиеся должны, используя словари, соотнести название и предмет.)

Проверка задания (Приложение, слайд 6)

6. Практическая работа

Задания выполняются в группах.

Задание 1

– Найди самое «молодое» слово.

1) босоножки, сандалии, кроссовки; 
2) кафтан, шуба, куртка;
3) арифметика, счёты, компьютер;
4) радио, фотоаппарат, магнитофон.

Задание 2

– Найдите устаревшие слова, определите их значения.

В далёком прошлом, когда не было железных дорог, самолётов, путешествие совершалось на лошадях. Вот как об этом пишет А.С.Пушкин:

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком. (Приложение, слайд 7)

Задание 3

– Докажите, что устаревшие слова «живут» в современном языке.

Уста, перст, очи, тщание, шелом.(Учащиеся подбирают однокоренные слова: устный, перстень, очки, тщательный, ошеломить и др.)

7. Домашнее задание (по выбору) (Приложение, слайд 8)

Составить тематический словарь «Оружие древнего человека».
Один день в 22 веке.
В стихотворениях А.С.Пушкина найти устаревшие слова, объяснить их значение.

8. Подведение итогов урока

– Что новое узнали об истории слова?
– Что было интересно и необычно для вас на уроке?