Цель урока: создание условий для развития исследовательских умений учащихся.
Задачи:
- развитие умения формулировать определение понятий;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- воспитание интереса и уважения к родному языку.
Оборудование:
- проектор
- компьютер
- толковые словари
- карточки для групповой работы.
ХОД УРОКА
1. Учащимся в группах предлагаются для обсуждения высказывания: (Приложение, слайд 1)
– Слова живут. Как это надо понимать? Ведь
слово не человек, не животное, не растение!
– Слова – это живые свидетели истории развития
науки, техники, культуры.
Ученики высказывают свои мнения, комментируя эти
высказывания. (Общее мнение: «Слово живёт,
развивается.», т.е. имеет свою биографию)
2. Учащиеся обсуждают этапы «жизни» слова, пытаются дать им названия. (На доске написаны иностранные корни:
«логос» – слово
«арха» – старый
«нео» – новый)
Защита проектов (ученики графически изображают «рождение» слова, его «старение»)
3. Учитель делает вывод, что существует 3 группы лексики с точки зрения происхождения (Приложение, слайд 2)
4. Изучение неологизмов (Приложение, слайд 3)
5. Слово живёт века, но меняется история, появляются новые предметы, явления – слова, обозначающие отжившее, уходят из активного употребления. Они называются устаревшими словами. Какова их судьба? Может быть это «лексический мусор»?
Учащиеся высказываются о значении устаревших слов и причинах их появления (архаизмы и историзмы – Приложение, слайд 4)
ЛАПТИ |
Задание (Приложение, слайд 5) Вы в магазине старинных вещей должны подобрать названия к старинным вещам (раздаются карточки с названиями предметов, учащиеся должны, используя словари, соотнести название и предмет.)
Проверка задания (Приложение, слайд 6)
6. Практическая работа
Задания выполняются в группах.
Задание 1
– Найди самое «молодое» слово.
1) босоножки, сандалии, кроссовки;
2) кафтан, шуба, куртка;
3) арифметика, счёты, компьютер;
4) радио, фотоаппарат, магнитофон.
Задание 2
– Найдите устаревшие слова, определите их значения.
В далёком прошлом, когда не было железных дорог, самолётов, путешествие совершалось на лошадях. Вот как об этом пишет А.С.Пушкин:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком. (Приложение, слайд 7)
Задание 3
– Докажите, что устаревшие слова «живут» в современном языке.
Уста, перст, очи, тщание, шелом.(Учащиеся подбирают однокоренные слова: устный, перстень, очки, тщательный, ошеломить и др.)
7. Домашнее задание (по выбору) (Приложение, слайд 8)
– Составить тематический словарь
«Оружие древнего человека».
– Один день в 22 веке.
– В стихотворениях А.С.Пушкина найти
устаревшие слова, объяснить их значение.
8. Подведение итогов урока
– Что новое узнали об истории слова?
– Что было интересно и необычно для вас на уроке?