"В чем секрет текста?"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Дать представление о русском языке как системе единиц, имеющей определенную структуру.
  2. Совершенствовать умение комплексного анализа текста, применяя полученные знания по различным разделам русского языка.
  3. Познакомить выпускников начальной школы и их родителей с требованиями учителя-предметника среднего звена, основными формами и методами работы на второй ступени обучения.

Оборудование:

  1. Мультимедийная установка для демонстрации презентации.
  2. Раздаточный материал

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, выпускники (ведь вы выпускаетесь из начальной школы), уважаемые коллеги и родители. На сегодняшнем уроке русского языка мы вспомним то, что вы уже изучили в начальной школе и зададим себе новую планку, новый рубеж, к которому будем идти следующие семь лет.

II. Обозначение темы, цели урока

– Наша тема звучит немного необычно: «В чем секрет текста?» (Приложение, слайд 1). В конце урока нам предстоит ответить на этот вопрос, а для этого придется потрудиться.

III. Работа со схемой строения языка

– Вы изучаете русский язык уже четыре года, но наверняка не знаете, что русский язык – это не просто ваш школьный учебник, не просто правила и упражнения. Русский язык – это целая наука, и его можно сравнить с многоэтажным зданием, где каждый этаж – это часть большой науки, и на каждом этаже «живут» свои «жители». (Приложение, слайд 2)
Но поскольку «живут» они в одном здании, они общаются между собой: из звуков состоят слова, слова имеют значения, относятся к разным частям речи, из слов состоят предложения… А вот кто живет на последнем этаже, мы узнаем в конце урока.

IV. Работа с текстом

Уровень текста, предложения

– В центре нашего внимания сегодня – текст. А что такое текст? Вспомните определение: Текст – группа предложений, связанных по смыслу.
У вас на столах лежат листочки с напечатанными предложениями. Расположите эти предложения в таком порядке, чтобы получился текст (записывать не надо).

Предложения (каждое на отдельном листе):

1. Через поляны, через сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка.
2. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
3. Мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья, меняются времена года.
4. Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.

– Давайте проверим, что у вас получилось (выслушать один ответ, возможно, у кого-то будут другие варианты). Сверьтесь с правильным ответом (Приложение, слайд 3)
– Предложения в тексте связаны по смыслу. О чем этот текст? Как его можно озаглавить? Сформулируйте ответ в 1 – 2 словах (выслушать варианты, наиболее удачные записать, авторское название – ТРОПИНКА)
– Итак, автор рассказывает о тропинке. А что именно он хотел нам сказать? Чем с нами поделиться? (Лесная тропинка любимая, интересная)
– Мы находимся на предпоследнем «этаже» нашего здания, где «живут» предложения. Охарактеризуйте предложения, из которых состоит наш текст, по цели высказывания, по интонации, по количеству грамматических основ. (Ответы записать, грамматические основы подчеркнуть) (Приложение, слайд 4)
– Итак, какими являются предложения по цели высказывания? (Ответ учащихся)
– По интонации? (Ответ учащихся)
– Одинаковы ли предложения по количеству грамматических основ? Назовите грамматические основы (Вьется тропинка; мы ходим; мы слышим и видим, живут звери и птицы, растут, разговаривают деревья, меняются времена года; раскрыла тропинка).
– В каких предложениях есть однородные члены? Назовите их в 1 предложении (Ответы учащихся, затем слайд). Будут ли являться однородными определения веселые березовые (перелески)?
– Почему между ними нет запятой? (Приложение, слайд 5)
– Назовите однородные члены во 2 предложении. (Ответы учащихся, затем слайд)
– Назовите однородные члены в 3 предложении. (Ответы учащихся, затем слайд)
– Есть ли они в 4 предложении?

Уровень слова как части речи

«Спускаемся» на следующий этаж, где живут части речи. Выпишите грамматически основы, укажите, какими частями речи выражены главные члены. (Ответы учащихся). (Приложение, слайд 6)
– Во 2 и 3 предложениях подлежащее выражено местоимением. Найдите еще местоимения в тексте (Этой – 2, собой – 3, нами – 4).
– Слова еще каких частей речи есть в этом тексте? Выпишите из 1 предложения существительные, прилагательные, глаголы (ответы, проверка). Как вы определяете часть речи?

Уровень лексического значения

– Следующий «этаж» – уровень лексического значения слова. (Приложение, слайд 7). Вы знаете, что слова могут употребляться в прямом и в переносном значении. Скажите, в каком значении (прямом или переносном) употреблены слова тропинка, слышим, звери? (Ответы учащихся). Найдите слова, употребленные в переносном значении, и выпишите их в столбик. (Ответы учащихся, проверка)
– Попробуйте объяснить смысл этих слов в данном контексте.
– Прилагательные, употребленные в переносном значении, называются эпитетами
Разговаривают деревья – какое средство выразительности используется в этом предложении? (Ответы учащихся)

Уровень частей слова

– Слова состоят из частей (морфем). (Приложение, слайд 8). Какие части слова вы знаете? (Ответы учащихся)
– Выпишите из текста слова с приставками. (Перелески, разговаривают, раскрыла). Какие еще морфемы есть в этих словах? Обозначьте их. (Выполнение, ответы, проверка)

Уровень звука

– Слова состоят из букв, а буквы обозначают звуки. Все ли так просто? Что мы знаем о буквах Е, Ё, Ю, Я, Ь, Ъ? (Ответы учащихся)
– Выпишите из текста слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (Березовые, вьется, весною, разговаривают, деревья, меняются). Объясните, почему это так.

V. Выводы по уроку

– Мы «спустились», прошли по всем «этажам» здания русского языка. Давайте их еще раз вспомним. (Приложение, слайд 9)
– Кто же находится на последнем этаже? Что объединяет в себе всех «жителей» предыдущих этажей? На материале чего мы исследовали все единицы языка? (Ответы учащихся)

VI. Итоги

– Так в чем же секрет текста? (Он объединяет в себе все языковые единицы, которые могут по-новому функционировать)