Как рассказывать детям о жизни композиторов на уроке музыки

Разделы: Музыка


В целях формирования музыкальной культуры учащихся, развития их духовности я разработала и использовала в педагогической деятельности различные варианты устных заданий-рассказов о жизни великих композиторов:

устный рассказ-монолог одного ученика о важных событиях жизни знаменитого композитора:
– ученик читает информацию о жизни композитора, выступая в роли самого автора, рассказывая о самом себе (Приложение, примеры 1-6);
– ученик выступает в роли близкого автору человека – в роли отца, матери, друга, учителя, бабушки, няни и пр., рассказывая о жизни известного композитора (Приложение, примеры 7-8);

устный рассказ-диалог двух учащихся в форме вопросов и ответов, сочиненного литературного фрагмента, содержащий яркий, интересный для ребят биографический материал о композиторе (Приложение, примеры 9-16);

устный рассказ-инсценировка:несколько учащихся, выбранных учителем, выступают в роли реальных действующих лиц, принимавших участие в судьбе конкретного композитора. Они как в настоящем спектакле разыгрывают сцены из жизни музыканта, рассказывая о наиболее важных событиях и произведениях автора (Приложение, пример 17).

Ученик, озвучивая текст от лица композитора или человека, сыгравшего в его судьбе заметную роль, меняется на глазах. Он старается соответствовать характеру, поведению, стилю жизни изображаемого лица. Это перевоплощение воздействует на образ самого ученика, придавая его облику одухотворенность, стремление стать хоть чуточку похожим на композитора, быть лучше, совершеннее, прекраснее. Это какое-то мимолетное человеческое преображение, свидетелями которого являются на уроке сам учитель, ребята, сидящие в классе, даже сами выступающие. Это очень занимательное и полезное дело. Завучи нашей школы, бывая у меня на уроках, отмечают неподдельный интерес к этим заданиям у самих учащихся.

Каждый учитель музыки, готовясь к уроку, может самостоятельно составить рассказы о жизни композиторов, привлекая нужные факты биографии, связанные с содержанием прослушиваемых музыкальных произведений. Объем напечатанной информации обязательно должен соответствовать программным требованиям, а также возрастным особенностям учащихся. Для чтения нужно приглашать тех, кто хочет и желает выступить устно, публично. Но если желающих нет, что бывает крайне редко, то текст большого объема декламируют хорошо читающие учащиеся, информацию небольшого размера могут прочитать менее подготовленные ученики. Главное, чтобы выступающие произносили напечатанное осмысленно, выразительно, вдохновенно.

Кроме указанных видов устных рассказов, я применяю традиционные письменные сообщения о жизни и творчестве композиторов, чаще в качестве домашнего задания по выбору.

Используя данные методические приемы в своей работе, я заметила, что они способствуют заметному росту познавательной активности учащихся, желанию ребят участвовать в разнообразных формах устных выступлений. Выявились лидеры, у которых данные виды деятельности вызывают постоянный интерес, эти ребята любят выполнять такие задания. Это приводит к повышению уровня мотивации учащихся к учению, что непосредственным образом отражается на показателях успеваемости. Увеличивается количество детей, выполняющих письменные задания о жизни и творчестве того или иного автора. Ведь у детей со слабым музыкальным слухом выполнение письменных работ приводит к накоплению положительных оценок по предмету и вызывает ощущение радости от результата собственной познавательной деятельности, что очень важно для развития музыкальной культуры каждого обучающегося.

Я глубоко убеждена в том, что жизнь выдающейся личности является ярким примером духовности и человечности, преданного служения своей стране, своему народу и искусству. Знакомство с жизнью того или иного композитора – прекрасная возможность установить связь между миром великого музыканта и миром ребенка, еще не сформировавшегося как личность. Школа является одним из важнейших очагов заботы о растущем человеке, его просвещения и воспитания, а уроки искусства могут стать пространством духовного становления личности ученика, развитием его человечности.