Не все дети, даже одарённые, могут усердно и кропотливо готовиться к школьным, районным, городским олимпиадам и всероссийским играм- конкурсам типа «Русский медвежонок» и «Кенгуру». Родители порой тоже не могут уделить достаточно внимания подготовке ребёнка к таким испытаниям. Поэтому учитель, как правило, ищет разные формы и методы работы с такими детьми.
Одной из интересных и достаточно увлекательных игр для учащихся моего 4 класса, обучающегося по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, оказалась игра «Брейн-ринг по русскому языку». Дети сначала увлеклись составлением вопросов к игре, искали и придумывали интересные задания, оформляли их, распределяли по уровням сложности, а потом и с удовольствием играли.
Игра проводилась в рамках подготовки учащихся к районной олимпиаде младших школьников между командами 4 классов, которые сформированы из числа сильных учащихся на параллели. Возможно проведение игры в классе на уроке при повторении материала, изученного в курсе русского языка в начальной школе и в рамках подготовки учащихся к краевым контрольным работам для 4-х классов. Игра позволяет развивать навыки взаимодействия в команде или группе, познавательный интерес к родному языку, активность в познании нового, целеустремлённость.
Вопросы подобраны как простые, проверяющие репродуктивный уровень знаний, так и более сложные, требующие смекалки, логического мышления и творческого подхода. Они выбраны из разных разделов русского языка: фонетики, орфографии, лексики, морфологии, синтаксиса, затрагивают как изученный на уроках материал, так и неизвестные учащимся факты.
При проведении игры ведущий (это может быть учитель, работающий в классе или старшеклассник) должен сориентироваться и чередовать вопросы по уровням сложности. Желательно также присутствие наблюдателей, которые фиксируют заявки на ответ игроков и присуждают баллы. В конце учебного года наблюдателями могут стать учителя-предметники, которые в интересной игре познакомятся со своими будущими учениками, оценят уровень подготовки выпускников начальной школы по русскому языку.
Проведение игры захватывает учащихся, даёт возможность попробовать свои силы, при выполнении нетрадиционных заданий, проверить знания, отвечая на вопросы, касающиеся повторения изученного.
Правила игры:
1. За столами, поставленными группами,
располагаются игроки- 4-6 человек. Групп может
быть 5-6.
2. У каждой группы на столе лежат карточки
определённого цвета по числу игроков.
3. Между группами проводится жеребьёвка. Группы
вытянувшие номера 1 и 2 садятся за игровые столы.
4. Ведущий задает вопросы, а игроки, как можно
быстрее поднимают карточку, если знают
правильный ответ на прозвучавший вопрос.
5. Наблюдатели фиксируют, какая группа подняла
карточку быстрее, и дают этой группе право
отвечать. Если прозвучал правильный ответ -
группе присуждается 1 очко. Если прозвучал
неправильный ответ- группа получает минус 1 очко.
Если отвечающая команда дала неправильный ответ,
может отвечать вторая группа.
6. Игра продолжается до 4-х очков. Группа,
набравшая 4 очка, продолжает играть, а
проигравшая группа проходит на своё прежнее
место. Её игровое место занимает следующая
третья группа.
Так игра продолжается до тех пор, пока не
определится явный лидер – группа, набравшая
наибольшее количество баллов. Как правило,
поиграть успевают все группы, но 40 минут для игры
часто не хватает, и ребята просят
продолжить игру, пока не закончатся вопросы.
7. Для поддержания дисциплины во время игры
можно снимать баллы группам за нарушение правил
игры и порядка.
8. Если ни одна из играющих на ринге команд не
дала на прозвучавший вопрос правильного ответа,
ответить может любая другая команда или группа,
ожидающая своей очереди в игре. Она тоже получает
балл за правильный ответ.
Вопросы для игры:
1. Знаете ли вы, что «граб – дерево, родственное
берёзе». Назовите 4 русских слова, заменяя
гласную букву в слове «граб». (Грёб, гриб,
гроб, груб)
2. Назовите 4 синонима слову «антракт». (Перерыв,
перемена, передышка, промежуток)
3. Назовите антоним выражению «в час по чайной
ложке». (Быстро, «сломя голову»)
4. Назовите лишнее слово в ряду: семья, коньки,
друзья, вьюга. Объясните выбор. (Лишнее слово
«коньки», т.к. в нём Ь смягчает согласный, а в
остальных словах ь знак разделительный)
5. Назовите колодец птичьим названием. (Журавль)
6. Отгадайте загадку: «Красненькая, маленькая,
каждого с лесной дороги сворачивает».
Произнесите отгадку орфографически. (Зем-ля-ни-ка)
7. Откуда появилось слово «тюльпан»? (Название
цветка пришло к нам из Франции, а французы
позаимствовали его из Персии. Цветок напоминает
повязку на голове – тюрбан.)
8. Назовите синоним слову «архитектор». (Зодчий)
9. В каком слове сорок гласных? (Сорока)
10. В каком слове половина буквы? (Полка)
11. Как зовут самого известного в мире ветеринара? (Айболит)
12. Слово «терра» по латыни обозначает «земля».
Назовите 3 слова, начинающиеся с «терра». (Терраса,
террариум, терракотовый)
13. Какая по счёту буква «Р» во втором месяце
весны? (Третья, апрель)
14. Назовите самостоятельные части речи. (Имя
существительное, имя прилагательное, глагол, имя
числительное)
15. Расставьте слова в порядке усиления
лексического значения: шагать, бежать, ползти,
мчаться, нестись. (Ползти, шагать,
бежать,нестись, мчаться)
16. Написание этого месяца заканчивается буквой
«т». Какой он по счёту в году? (Март, третий)
17. Когда у имён существительных после шипящих
пишется мягкий знак? (У имён
существительных женского рода после шипящих
пишется мягкий знак)
18. Назовите буквы, которые обозначают сонорные
(всегда звонкие непарные) согласные звуки. (Л(эль),
М(эм), Н(эн), Р(эр), Й(й краткое))
19. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее,
сказуемое)
20. Назовите все падежи. (Именительный,
родительный, дательный, винительный,
творительный, предложный)
21. Назовите три союза. (И, а, но и др.)
22. Назовите пять приставок. (По-, на-, у-, за-, пере-
и др.)
23. Назовите второстепенные члены предложения. (Определение,
дополнение, обстоятельство)
24. Назовите 5 наречий словарных слов. (Потом,
вокруг, налево, направо, вместе)
25. Назовите буквы, обозначающие глухие непарные
согласные звуки. (Ц(цэ), Ч(че), Х(ха), Щ(ща).)
26. Назовите 2 служебные части речи. (Предлог,
союз)
27. В каких словах по 100 согласных? (Сток, стог,
стоп, стол)
28. Назовите лишнее слово в данном ряду: диво,
удивлять, диван, дивный. (Лишнее слово «диван»,
остальные однокоренные слову «диво»)
29. Назовите виды предложений по интонации. (Восклицательное,
невосклицательное).
30. Назовите виды предложений по цели
высказывания. (Повествовательное,
вопросительное, побудительное)
31. Когда в словах пишется твёрдый знак? (Твёрдый
знак пишется между приставкой и корнем, если
приставка заканчивается на согласный , а корень
слова начинается с гласного.)
32. Какая часть речи может обозначать признак
действия, признак признака? (Наречие)
33. Какие части речи в предложении могут быть
сказуемым? (Глагол, имя существительное, имя
прилагательное)
34. Какие глаголы пишутся с мягким знаком после
шипящих ? (Глаголы 2 лица, единственного
числа, глаголы в начальной форме)
35. Какие части речи имеют начальную форму? (Имя
существительное, глагол, имя прилагательное, имя
числительное)
36. Какая форма имени прилагательного является
начальной? (Форма мужского рода, именительного
падежа, единственного числа)
37. Какя форма имени существительного является
начальной? (Форма единственного числа,
именительного падежа).
38. На какие вопросы отвечает глагол в начальной
форме? (Что делать, что сделать?)
39. Сколько звуков слове «петь»? (3)
40. Сколько согласных звуков в слове «союз»? (3)
41. Название какого домашнего животного
составлено из двух предлогов? (к-от, ко-за)
42. Назовите вкусный полезный напиток из трёх
предлогов. (с-о-к)
43. Сколько всего букв в названии нашей страны? (Россия
6 букв)
44. Назовите 2 синонима слову Родина. (Отечество,
отчизна)
45. Назовите слово, лишнее в данном ряду:
подстаканник, подснежник, подлокотник,
подорожник. (В первых трёх словах приставка
по-, в последнем слове приставки нет).
46. В каком из слов есть твёрдый согласный звук:
мяч, семь, синий, шить? (Звук Ш всегда твёрдый)
47. Назовите все гласные звуки русского языка. (Их
6: а, о, у, э, и, ы)
48. Слово «коло» обозначало в древнерусском языке
окружность, обод, обруч. Назовите три слова,
образованных от этого корня. (Колесо, кольцо,
колобок, кольчуга, колесница и т.д.)
49. Какой частью речи может быть слово «печь»? (Именем
существительным, глаголом)
50. У какой части речи значение рода постоянный
признак? (У имени существительного)
51. Какая часть речи изменяется по родам, числам,
падежам? (Имя прилагательное)
52. Назовите неизменяемую часть речи. (Наречие)
53. Подберите антоним выражению «коломенская
верста». (Маленький, «от горшка два вершка»)
54. Назовите синоним слову «финал». (Конец)
55. Найдите лишнее слово в ряду: дом, дома, домик,
домом. («Домик» лишнее, т.к. родственное,
остальные – изменения формы слова)
Литература:
- Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Сост. Мукашева И.В. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2006. – 184 с.
- Русский язык : 5 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2003. – 223 с.
- Школьный интеллектуальный марафон./ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999 – 160 с.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Итоговые тесты по русскому языку 4 класс.-М .АСТ: Астрель: Профиздат, 2005. – 111 с.
- Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя – М.: Издательство «Олимп»; Издательство «Первое сентября», 1998. – 320 с.
- Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа 2-4 класс. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.