1. Дидактическая цель:
- создать условия для формирования, осознания и осмысления блока новой учебной информации об образовании почвы под воздействием природных факторов, развивая внимание и наблюдательность, ассоциативно-образное и логическое мышление.
Задачи:
Образовательные: сформировать представления о почве и её образовании, о составе и свойствах.
Развивающие: развивать мотивационную и эмоционально-волевую сферу личности через реализацию образовательных задач урока. Развивать интерес к природе через доказательства и обоснование ответов, включение в урок элементов деловой игры.
Воспитательные: формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда через формы организации обучения, умение слушать товарищей, работать в группе, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
2. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний (деловая игра «Исследователи»)
Структура урока:
- Организационный момент.
- Целеполагание и мотивация.
- Актуализация опорных знаний.
- Усвоение и осмысление новой учебной информации.
- Закрепление.
- Рефлексия.
3. Общие методы.
При отборе методов обучения я использовала классификацию И.Я. Лернера. На уроке применяла следующий комплекс методов:
-Репродуктивный - через проговаривание основных составляющих почвы, организацию стандартных способов действия, проблемную ситуацию, упражнение.
-Объяснительно- иллюстративный, через интонационное выделение логически важных моментов, использование схем, таблиц, бланков выполнения заданий, через использование наглядности в электронном варианте состава и видов почв.
-Частично – поисковый, через опыты, работу в группах исследовательских лабораторий
Приёмы работы с учениками:
- проблемные задание;
- проблемные упражнения;
- воспроизведение;
- запоминание;
- работа в группах;
- творческие задания;
- рабочие тетради
4. Средства наглядности: наглядность в электронном варианте «Плодородный слой земли», карточки №1,2,4 для проведения опытов практической работы «Исследуй состав почвы», бланк исследований лабораторий, карточки с текстами и заданиями «Чудесная кладовая», «Сказка», таблички «Земля», «Почва», «Солнце», «Воздух», «Вода», «Перегной», «Песок», «Глина», «Соли», наборы почвы для исследований, оборудование для проведения опытов (стакан с водой, стекло, спиртовка, пипетка, промакательная бумага).
Источник информации: учебник «Окружающий мир» УМК «Гармония» 3 класс
5. Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
-Я рада приветствовать вас. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу
-Погода дня.
II. Целеполагание и мотивация.
Учитель:
-Ребята, знаете ли вы, кто такие исследователи?
-Что нужно исследователям для того, чтобы заниматься познанием мира?
- Какие источники информации они используют?
-Сегодня мы с вами будем исследовать чудесную кладовую.
-Что такое чудесная кладовая вы узнаете, прочитав текст.
Индивидуальная работа
Задание:
- Внимательно прочитай текст.
- Используя информацию текста, узнай о какой чудесной кладовой идёт речь.
Чудесная кладовая.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидор, моркови.
Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.
М. Ильин, Е. Сегал
-Молодцы ребята! Вы правильно поняли то, о чём идёт речь.
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
-Я предлагаю вам стать исследователями этой чудесной кладовой. Мы продолжим изучение нашей планеты в научных лабораториях. (Распределение класса по лабораториям). В лаборатории есть научный руководитель и лаборанты. Лаборанты проводят исследования, а руководитель отвечает за исследовательскую работу)
Учитель:
-Планета земля, на которой мы живём не одинока, она живёт в семье, которая имеет своё название - Солнечная система.
-Какие же планеты входят в Солнечную систему?
(Ответы детей)
Вывод: (Руководитель I лаборатории)
-В неё входит звезда, которую называют Солнце и 9 планет, вращающихся вокруг неё. Все планеты разные : одни маленькие, другие большие. Одна находится очень близко к Солнцу, другим достаются только крохи солнечного света. Окраска планет колеблется от ярко – красного до тёмно-коричневого. Но есть одна планета, которая имеет зелёный наряд.
Учитель:
-Что это за планета?
-Земля.
-Почему наша планета имеет зелёный наряд? (Ответы детей)
Учитель:
-Да, это единственная планета, на которой есть растения, которые и создают её облик.
-А почему только на планете Земля могут произрастать растения?
(Варианты ответов детей)
-Почему другие планеты не могут похвалиться этим, ведь все планеты вращаются вокруг Солнца, а растительный мир есть только на планете «Земля»?
-Что же есть такое особенное на нашей земле, и чего нет на других планетах? (Варианты ответов детей)
Учитель:
-На планете Земля, есть земля. (Табличка «земля»).
-Пишется это слово с маленькой буквы, но имеет огромное значение в жизни планеты и в этом нам придётся разобраться.
Учитель:
-А как другими словами можно назвать землю, которую мы роем, по которой мы ходим? (Почва)
-Как вы думаете, что такое почва? (Варианты ответов детей)
IV. Усвоение и осмысление новой учебной информации.
Учитель:
-Когда то давно почвы на Земле не было вовсе. Её покрывали лишь твёрдые, горные породы. Затем была серая, скучная молодая Земля. А сейчас вы прочитаете сказку, о том, как родилась на планете почва.
Задание:
- Внимательно прочитай сказку.
- Узнай об образовании почвы.
Сказка.
Жила – была гора. Была она голая, лысая. Каждый день её нагревало солнце. При этом гора расширялась, как и все предметы при нагревании. А ночью, когда солнца не было, гора охлаждалась и сжималась. Этот каждодневный процесс приводил к появлению трещин.
Вода заполняла трещину в горе, замерзала. А при замерзании вода расширялась и трещина становилась ещё больше. Часто к горе прилетал ветер, он выдувал мелкие осколки породы, перетирал их и превращал их в глину и песок. Трещина заполнялась постепенно рыхлой породой, В таких мягких местах могли уже прижиться простейшие растения – лишайники и мхи. На горе жили ещё и бактерии, которые помогали превращать умершие мхи и лишайники в почву. Так за миллионы лет образовалась почва.
Учитель:
-Так что же вы узнали о процессе образования почвы?
Вывод : (Руководитель II лаборатории)
-Почва образуется под влиянием Солнца, ветра, воды, лишайников и бактерий.
Учитель:
-Нижний слой, на котором постепенно за миллионы лет и образовалась почва, называется материнской горной породой.
-Второй слой переходный (мало плодородный).
-Верхний слой, называется перегной. Почва- это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения и живут животные.
Бланки исследований
Практическая работа «Состав почвы».(В ходе этой работы каждая лаборатория заполняет бланк исследований)
Учитель:
-Так из чего же состоит почва? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём несколько исследовательских опытов.
Опыт №1. (Проделывают дети в своих лабораториях).
Руководители получают задание на бланке.
По результатам опыта выступает научный руководитель I лаборатории.
(Вывешивается карточка на доске «Воздух»)
Учитель: -Вы правильно заметили, что в почве есть воздух, размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону . Продолжаем изучение почвы.
Опыт №2. (Проделывают дети в своих лабораториях).
По результатам опыта выступает научный руководитель II лаборатории.
(Вывешивается карточка на доске «Вода» )
Учитель:
-Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?(Почва продолжает нагреваться).
Дети:
-Этот опыт доказывает, что в почве есть вода.
Опыт №3 (Проделывает учитель).
Учитель:
-Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети:
-Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель:
-Как вы думаете, что сгорает в почве? (Дети в своих лабораториях высказывают предположения, а руководитель формулирует общее мнение и высказывает его).
-В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, части насекомых, черви - это перегной, он и сгорает выделяя неприятный запах.
Учитель: - Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве чёрный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. (Вывешивается карточка на доске «Перегной»).
Опыт №4.
(Проделывают дети в своих лабораториях. III лаборатория заранее сделала готовый образец).
Учитель:
-Нижний слой, на котором постепенно за миллионы лет и образовалась почва, называется материнской горной породой.
-Второй слой переходный (мало плодородный).
-Верхний слой, называется перегной. Почва- это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения и живут животные.
По результатам опыта выступает научный руководитель III лаборатории.(Вывешиваются карточки на доске «Песок», «Глина»).
Опыт №5 (Проделывает учитель).
Учитель:
-Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель воды помести на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые налёты. Как вы думаете, что это такое? (Дети в своих лабораториях рассматривают налёт и высказывают предположения, а руководитель формулирует общее мнение и высказывает его).
Учитель:
-Это соли. Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. В почве содержатся соли, которые могут растворяться в воде. (Вывешивается карточка «Соли»).
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, какая самая главная часть почвы?
Дети:
-Перегной.
Учитель:
-Из него под воздействием микробов образуются соли. Соли необходимы для питания растений. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву. И под воздействием бактерий превращаются в перегной, затем в соли. Процесс опять повторяется. Это называется –круговорот почвы.
-Как вы думаете, почему почвы бывает разного цвета: красная, коричневая, серая?
-Как вы думаете, отчего зависит цвет почвы?
Дети:
-Цвет почвы зависит от количества перегноя в нём. Чем больше перегноя, тем почва темнее; чем больше перегноя тем она плодороднее.
Учитель:
-Рассмотрите внимательно карту Кировской области и определите, какие почвы присутствуют в нашем крае. Слайд№1 «Почвенная карта Кировской области»
В Кировской области почвы большей частью подзолистые. В них мало перегноя, так как питательные вещества вымыты. Их вид напоминает печную золу. Отсюда и название-«подзол». Чтобы получить с них хороший урожай, надо вносить торф, навоз, золу, известь и другие удобрения.
В южных районах встречаются серые лесные почвы. Они образуются под лиственными лесами, где каждую осень в почву попадает много листьев, и они, перегнивая, дают питательные вещества. Цвет серых лесных почв более тёмный. Урожай сельскохозяйственных культур выше на серых лесных почвах, чем на подзолистых.
В долинах рек (на поймах) почвы пойменные. Они состоят из зернистых частиц. В этих почвах слои песка чередуются с глиной, в них много минеральных солей, но мало перегноя. На них хорошо развиваются растения, потому здесь достаточно влаги.
Учитель:
-Ребята, что выращивают на наших полях?
-Что даёт человеку почва?
-Какая строчка в девизе является главной?
Дети:
-А люди сказали: «Земля - чтобы жить».
Учитель:
-Как же человек влияет на почву?
-Всегда ли влияет положительно?
Положительно: (Варианты представляет I лаборатория).
- Сажает лесополосы.
- Укрепляет склоны оврагов растениями.
Отрицательно: (Варианты представляет II лаборатория).
- Высыпает мусор.
- Выливают жидкие отходы.
- Вносят большое количество удобрений, ядохимикатов.
V. Закрепление.
-Вы хорошо поработали в лабораториях и узнали, как образовалась почва, из чего состоит. Чтобы подвести итог нашей исследовательской работы мы должны обобщить свои знания по теме. К участию в пресс-конференции приглашаются все лаборатории.
Пресс-конференция
Учитель:
-Можно ли увидеть красоту почвы? Если да, то какая она?
Дети:
Красоту почвы можно увидеть во вспаханном поле, полевой дороге, огородных грядках. Краски земли тёмные, грустные, но они могут быть весьма разнообразными и изменяться не только от почвы к почве, но и внутри её, от слоя к слою. Мало кто видит почву, потому что не знает как и куда смотреть.
Учитель:
-Может ли почва состоять только из песка или глины?
Дети:
-Ни одна почва не состоит целиком из песка или из глины. В каждой из почв они присутствуют вместе, но в разном количестве. Песок быстро впитывает и не задерживает влагу, а глина почти её не пропускает. Поэтому почвы, состоящие только из песка или из глины, были бы совершенно бесполезны для выращивания растений.
Учитель:
-Как вы думаете, что можно увидеть, если спуститься по лестнице сверху вниз по срезу почвы? Слайд «Жизнь под ногами» №2
Дети:
-Первый слой почвы тёмный. Он образовался из накопившихся отмерших частей растений, лесной хвои. Это плодородный слой, на котором растут растения.
Второй слой серый, так как в нём содержится много песка. Корни растений проникают сквозь него.
Следующий слой подзол. Здесь очень мало корней, потому что содержание питательных веществ для растений маленькое. Дальше цвет почвы становится ярким коричнево-бурым. Почва как комковатая.
Учитель:
- Учёные называют почву царством природы, почему?
Дети:
-Связь растений и животных в почве очень тесная. Мы говорим – животные живут в почве. Растения растут на почве. И корни растений, и почвенные животные являются неотъемлемой частью почвы. В почве с их помощью осуществляется почвенный круговорот.
Учитель:
-На всей ли земной суше сейчас есть почвы?
Дети:
-Нет. Не на всей. Почв нет на скалах.
Подведение итогов.
Вручение медалей «Лучшие исследователи».
VI. Рефлексия.
Учитель:
-Ребята, понравилось ли вам быть исследователями?
-Что нового вы узнали?
Дети:
-Чтобы наша Земля была живой, цветущей и здоровой, надо ответственно и заботливо относиться к природе родного края, беречь её чудесную кладовую.
VII.Домашнее задание.
Изготовьте коллекцию почв окрестностей своего населённого пункта.
Литература:
- Храмов Г. Энциклопедия для детей. География.-М. «Аванта+», Борис Ильичёвы Почвы 1994.
- Атлас Кировской области. Главное управление геодезии и картографии. Почвенная карта. Москва 1998г.