Цель урока: формирование понятия о круговороте воды, как о важнейшем явлении в природе.
Задачи:
-
раскрыть сущность трех состояний воды в природе;
-
развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память наблюдательность;
-
воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: мультимедиа проектор (Приложение 1)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
У.- Отгадайте загадку: (Слайд 1)
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая?
Д.- Вода (Слайд 2)
У.- Прочитайте тему урока (Слайд 3)
Д. - Вода – путешественница.
У.- Как вы понимаете слово « путешественница»?
У.- Можно ли это слово отнести к воде и почему?
У.- Сегодня на уроке мы с вами узнаем о путешествии воды и поможет нам в этом Капля – Капитошка (Слайд 3).
III. Проверка домашнего задания.
У.- Расскажите Капитошке, что вы уже знаете о воде.
У.- Что входит в состав воды?
Д.- Кислород, водород, примеси, минеральные соли.
У.- Какими свойствами обладает вода – волшебница? Перечислите их. (Слайд 4)
Свойства воды
- без вкуса
- без запаха
- прозрачная
- бесцветная
- текучесть
- испаряемость
- растворитель
IV. Три состояния воды.
У.- Вода о себе так говорит: (Слайд 5)
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
У.- Как вы это понимаете? (Слайд 6-7)
У.- Что объединяет эти иллюстрации?
Д.- На иллюстрациях изображена вода.
Вода в природе существует в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. (Слайд 8)
Состояния воды
- твердое
- жидкое
- газообразное
У.- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии?
Д.- Это лед на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги.
У.- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
Д.- Туман, пар.
У.- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии?
Д.- Моря, реки, ручьи, озера.
V. Путешествие воды.
У.- Сейчас на уроке мы с помощью Капитошки узнаем, как вода из одного состояния переходит в другое. Капитошка расскажет нам о своих путешествиях. (Слайд 9)
«Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым и полетел вверх».
У.- Что произошло с водой в жаркий день?
Д.- Вода испарилась.
У.- В какое состояние перешла вода при испарении?
Д.- В газообразное.
«Летел я, летел вверх, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг другу».
У.- Какой процесс описывает Капитошка?
Д.- Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей, газообразные частицы воды превращаются в капли.
У.- Во что они превращаются зимой?
Д.- В льдинки.
У.- Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией. (Слайд 10)
«Мы превратились в большую каплю и начали падать вниз». (Слайд 11)
У.- В виде чего выпала на землю капля?
Д.- В виде осадков. (Слайд12)
«Приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова». (Слайд 13)
Динамическая пауза.
У.- Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Слайд 14)
У.- Круговорот воды в природе происходит непрерывно. С поверхности морей, рек, озер и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землей всегда холодный. Пар охлаждается там и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Облака легкие, и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облаков вода возвращается на землю в виде дождя и снега.
Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
У.- Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла?
Д.- Исчезнут животные, растения. Без воды нет жизни на Земле.
У.- Докажите, что вода - источник жизни. (Слайд 15)
У.- Как в нашей стране охраняют воду от загрязнения?
Д.- На предприятиях строят очистительные сооружения.
У.- А как вы, дети, можете беречь воду?
Д.- Экономить воду, не загрязнять.
VI. Итог урока.
У.- Еще раз прочитайте тему урока.
Д.- Вода – путешественница.
У.- Докажите, что вода действительно путешественница.
Дети читают вывод в учебнике на странице 40.
Вода находится в природе в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.
VII. Домашнее задание. (слайд16)
-
Прочитать материал в учебнике на стр. 37-40.
- Нарисовать схему круговорота воды в природе.