Вода-путешественница

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование понятия о круговороте воды, как о важнейшем явлении в природе.

Задачи:

  • раскрыть сущность трех состояний воды в природе;

  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память наблюдательность;

  • воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: мультимедиа проектор (Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

У.- Отгадайте загадку: (Слайд 1)

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая?

Д.- Вода (Слайд 2)

У.- Прочитайте тему урока (Слайд 3)

Д. - Вода – путешественница.

У.- Как вы понимаете слово « путешественница»?

У.- Можно ли это слово отнести к воде и почему?

У.- Сегодня на уроке мы с вами узнаем о путешествии воды и поможет нам в этом Капля – Капитошка (Слайд 3).

III. Проверка домашнего задания.

У.- Расскажите Капитошке, что вы уже знаете о воде.

У.- Что входит в состав воды?

Д.- Кислород, водород, примеси, минеральные соли.

У.- Какими свойствами обладает вода – волшебница? Перечислите их. (Слайд 4)

Свойства воды

  • без вкуса
  • без запаха
  • прозрачная
  • бесцветная
  • текучесть
  • испаряемость
  • растворитель

IV. Три состояния воды.

У.- Вода о себе так говорит: (Слайд 5)

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

У.- Как вы это понимаете? (Слайд 6-7)

У.- Что объединяет эти иллюстрации?

Д.- На иллюстрациях изображена вода.

Вода в природе существует в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. (Слайд 8)

Состояния воды

  • твердое
  • жидкое
  • газообразное

У.- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии?

Д.- Это лед на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги.

У.- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

Д.- Туман, пар.

У.- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии?

Д.- Моря, реки, ручьи, озера.

V. Путешествие воды.

У.- Сейчас на уроке мы с помощью Капитошки узнаем, как вода из одного состояния переходит в другое. Капитошка расскажет нам о своих путешествиях. (Слайд 9)

«Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым и полетел вверх».

У.- Что произошло с водой в жаркий день?

Д.- Вода испарилась.

У.- В какое состояние перешла вода при испарении?

Д.- В газообразное.

«Летел я, летел вверх, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг другу».

У.- Какой процесс описывает Капитошка?

Д.- Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей, газообразные частицы воды превращаются в капли.

У.- Во что они превращаются зимой?

Д.- В льдинки.

У.- Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией. (Слайд 10)

«Мы превратились в большую каплю и начали падать вниз». (Слайд 11)

У.- В виде чего выпала на землю капля?

Д.- В виде осадков. (Слайд12)

«Приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова». (Слайд 13)

Динамическая пауза.

У.- Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Слайд 14)

У.- Круговорот воды в природе происходит непрерывно. С поверхности морей, рек, озер и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землей всегда холодный. Пар охлаждается там и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Облака легкие, и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облаков вода возвращается на землю в виде дождя и снега.

Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

У.- Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла?

Д.- Исчезнут животные, растения. Без воды нет жизни на Земле.

У.- Докажите, что вода - источник жизни. (Слайд 15)

У.- Как в нашей стране охраняют воду от загрязнения?

Д.- На предприятиях строят очистительные сооружения.

У.- А как вы, дети, можете беречь воду?

Д.- Экономить воду, не загрязнять.

VI. Итог урока.

У.- Еще раз прочитайте тему урока.

Д.- Вода – путешественница.

У.- Докажите, что вода действительно путешественница.

Дети читают вывод в учебнике на странице 40.

Вода находится в природе в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.

VII. Домашнее задание. (слайд16)

  1. Прочитать материал в учебнике на стр. 37-40.

  2. Нарисовать схему круговорота воды в природе.