Организовывая свою педагогическую деятельность, я старалась создать на каждом уроке условия для формирования у школьников способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей; учу детей работать с информацией: организовывать поиск, отбирать, запоминать и применять её в разнообразных жизненных ситуациях.
Формирование компетенции любого варианта должно происходить через активную деятельность учащихся на уроках. Поэтому моя педагогическая технология основана на использовании в учебном процессе нетрадиционных форм урока и метода проектов. Данная технология позволяет мне:
- создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулировать учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться;
- использовать в ходе урока различные дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него формы и виды учебного содержания;
- создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому школьнику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы;
- создавать обстановку для естественного самовыражения ученика.
Для проведения уроков требуется большая подготовительная работа. Все материалы которые я разрабатываю, имеют не только обучающую направленность, простые и четкие формулировки, но и содержат тесную связь с другими учебными предметами, с жизнью, учат детей работать с информацией.
По каждой теме уроки условно делю на три вида:
- уроки формирования основных, предметных умений;
- уроки разработки творческих заданий, проектов;
- уроки развития способностей, применение полученных знания и умения в жизни.
Например, при изучении электронных таблиц Excel на уроках формирования основных умений даю конкретные задания, позволяющие в дальнейшем решать задачи более сложного уровня. Использую практические работы, в которых учащиеся ищут различные пути решения задач и выбирают наиболее легкий и удобный.
Основной теоретический материал даю блоком, используя не только раздаточный материал по теории, но и задания практического характера из рабочей тетради №1 и №2 “Microsoft Excel. Электронные таблицы” (автор Ефимова О.В.).
Задание №1.
Создайте таблицу по образцу: |
|||
№ поезда |
Отправление из Москвы |
Время в пути |
Прибытие в Санкт-Петербург |
36 |
0:30 |
8:50 |
9:20 |
20 |
1:00 |
8:25 |
9:25 |
30 |
1:52 |
9:08 |
11:00 |
24 |
12:57 |
8:13 |
20:40 |
14 |
20:30 |
9:00 |
5:30 |
8 |
20:32 |
9:43 |
6:15 |
1) Отсортируйте данные по времени прибытия в Санкт-Петербург. |
|||
2) Отсортируйте данные по времени в пути. Работая над этим заданием, учащиеся отыскивают алгоритм выполнения сортировки данных в тексте учебника, т.е. учатся выделять нужную информацию из большого блока данных, и затем применять её на практике. |
Задание №2.
Контрольные задания.
- Используя маркер заполнения составьте последовательность чисел от –12 до 36 кратных 3 и расположите их в столбце В, начиная с ячейки В3.
- Используя маркер заполнения составьте последовательность чисел кратных 7 ( от –21 до 49) и расположите их в 9 строке, начиная с ячейки С9.
- В ячейку F15 введите название текущего дня недели (если нужно измените ширину столбца таким образом, чтобы текст поместился в ячейке). Используя маркер заполнения протащите его на 6 ячеек вверх. Запишите данное самой верхней ячейки.
- В ячейку C17 введите текст “детская” (примените полужирный стиль начертания и выравнивание по правому краю). В ячейку C18 введите текст “энциклопедия” (примените полужирный курсив начертания и выравнивание по левому краю). Используя маркер заполнения распространите текст “детская энциклопедия” на 7 ячеек вниз.
- В ячейку G22 введите текст “школьные годы”, а в ячейку G23 “студенческие годы” (если нужно измените ширину столбца таким образом, чтобы текст поместился в ячейке). Используя маркер заполнения введите эти две фразы в ячейки на 8 ячеек вправо.
- Составьте таблицу победителей собственного хит-парада в течении года по месяцам, указав лучшую музыкальную группу, лучшего исполнителя, лучшую телепередачу, лучший журнал.
Январь |
Февраль |
Март |
…… |
……. |
Декабрь |
|
Музыкальная группа |
||||||
Исполнитель |
||||||
Телепередача |
||||||
Журнал |
Задание №3.
Построить график функции y=5/(3+7*sinx) для х от 00 до 3600 с шагом 450. Таблицу расположите на 1 листе, а график на 2 листе.
Задание №4.
Составить таблицу четвёртой степени чисел первого десятка. (Использовать относительные и абсолютные ссылки)
На уроках разработки творческих заданий, проектов развиваю у детей исследовательские и проектировочные умения. Предлагаю задания творческого характера.
Задание №1.
Создайте таблицу - рейтинг успеваемости учащихся вашего класса (не менее 10 человек ). В таблице указать количество пятерок, четвёрок, троек, двоек, подсчитать средний бал каждого ученика и отсортировать данные таблицы по возрастанию среднего бала. ( Средний бал подсчитать с учётом четырёх знаков после запятой.)
Задание №2.
В программе Microsoft Excel создайте ведомость заработной |
||||||
заработной платыООО "Золотое руно" за октябрь 2002года |
||||||
Ведомость |
заработной платы |
|||||
ООО "Золотое руно" за октябрь 2002 года |
||||||
№ |
Ф.И.О. |
Отдел |
Оклад |
Премия |
Подоходный налог |
На руки |
1 |
Аксёнова Е.А. |
2 |
880 |
150 |
133,9 |
896,1 |
2 |
Авдеев А.И. |
3 |
860 |
120 |
127,4 |
852,6 |
3 |
Володина К.Н. |
1 |
820 |
110 |
120,9 |
809,1 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
Примечание: |
||||||
1. Подоходный налог берётся со всей суммы 13%. Например: (880+150)*0,13 |
||||||
2. Сумма выдаваемая на руки начисляется так: |
||||||
оклад+премия-подоходный налог |
||||||
Например: 880-150-133,9 |
Задание №3.
Используя дополнительную литературу, возможности Internet создайте таблицу, содержащую примерное меню на 1 день для ребёнка от 1,5 до 3 лет. В таблице укажите перечень блюд, их количество в граммах и энергетическую ценность в Ккал.
Задание №4.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. |
||||||
В программе Microsoft Excel подготовьте таблицу для начисления пени |
||||||
в соответствии с образцом. |
||||||
Квитанция |
||||||
за |
|
месяц |
|
года |
||
Ф.И.О. |
|
|
||||
Адрес |
|
|||||
Ф.И.О. |
|
|||||
Адрес |
|
|||||
Оплата коммунальных услуг задержана на |
|
дней |
||||
Вид оплаты |
Начисленная сумма |
Пении |
Всего к оплате |
|
||
Квартплата |
|
|
|
|
||
Электричество |
|
|
|
|
||
Газ |
|
|
|
|
||
Телефон |
|
|
|
|
||
Всего |
|
|
|
|||
Задания: |
||||||
Установите для ячеек, содержащих суммы, денежный формат числа. |
||||||
Проставьте в своей таблицесуммы оплаты платежей. |
||||||
Введите формулу для начисления пени в зависимости от срока за- |
||||||
держки платежа в одну из ячеек и распространите её вниз. |
||||||
Введите формулу для начисления всей оплаты и распространите её |
||||||
в нужные ячейки. |
||||||
Задайте формулу для вычисления общей суммы оплаты. |
||||||
Пояснения: Пени начисляются из расчёта 0,01%от суммы за каждый |
||||||
просроченный день. |
||||||
Например: сумма платежа равна 215 руб. задержка оплаты 11 дней, |
||||||
следовательно пени расчитываются так: 215*0,01*11 |
||||||
На уроках развития способностей, урок провожу в форме деловой игры.
План – конспект учебного занятия по информационным технологиям.
Тема урока: Электронные таблицы Excel.
Тип урока: урок проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Вид урока: Деловая игра.
Цель урока: показать учащимся тесную связь информатики с экономикой, русским языком, ИЗО, экологией; применение знаний и практических умений во многих профессиональных сферах нашей жизни. Обобщение знаний и практических умений и навыков школьников при работе с информационными технологиями (текстовый и графический редакторы, электронные таблицы, Internet)
Наглядность:
- Кондитерская Фабрика “РОССИЯ”
- Творческие задания, проекты детей по теме кулинария и “Сладкие”профессии
- Визитки – должности согласно ролевой
игре:
Секретарь 2
Рекламный агент 1
Экономист 3
Делопроизводитель 1
Дизайнер 1 - Раздаточный материал:
Текстовые экономические задачи
Примерный текст контракта
Кулинарные книги, справочники о профессиях
Заготовки таблиц на дискетах для делопроизводителя и секретаря
Информация для рекламы, электронные адреса
В начале урока вступительная беседа о связи информатики и информационных технологий с другими предметами.
Распределение ролей и заданий.
Выполнение заданий (20-25 минут)
Отчёт о выполнении заданий, их защита и оценка учащимися и педагогом (педагогом – консультантом).
Итог урока.
Задание №1.
Вычислить стоимость товаров (в млн.рублей), поступающих в отделы магазина “Мир сладостей” за неделю, средний показатель выручки за день в течении недели. Вычислите примерную выручку магазина за январь месяц.
Шоколадные конфеты |
Печенье |
Вафли |
Карамель |
Всего по магазину |
|
Понедельник |
1,2 |
0,3 |
0,11 |
0,9 |
|
Вторник |
0,9 |
0,6 |
0,13 |
0,87 |
|
Среда |
0,85 |
0,54 |
0,1 |
0,56 |
|
Четверг |
1,14 |
0,3 |
0,16 |
0,78 |
|
Пятница |
1,07 |
0,45 |
0,18 |
0,66 |
|
Суббота |
1,21 |
0,5 |
0,2 |
0,97 |
|
Воскресенье |
1,03 |
0,4 |
0,19 |
0,89 |
|
Итого за неделю |
|||||
Итого за месяц |
Задание №2.
Предприятие выпустило за день 789 упаковок товара ( печенье к чаю) и продало по 32,5 рубля за 1 упаковку .
Себестоимость всей продукции составила:
- Закупка сырья – 9520 рублей
- Зарплата работникам – 6200 рублей
- Затраты на электроэнергию – 1800 рублей
- Расходы по сбыту - 1967 рублей
Определить прибыль предприятия от продажи произведённого товара за день.
Выручка ……………………..
Себестоимость ……………..
Прибыль …………………….
Рассчитать прибыль предприятия, если будет выпущено 1000 упаковок печенья в день, а себестоимость одной упаковки составит 24 рубля. Товар продаётся по той же цене.
Задание №3.
В магазине “Мир сладостей” вафли “Лакомка” продаются оптом и в розницу.
Для оптовых покупателей цена 13,5руб, а в розничной продаже 16 руб.за пачку. Всего в магазине 800 пачек вафель.
Что выгоднее продать:
Все вафли оптом и в розницу за 20 дней, если при продаже оптом магазин получит все деньги сразу, а при продаже в розницу по 40 пачек в день будет терять 0,3 руб. за каждую пачку из-за инфляции?
Выручка оптом ………………
Выручка в розницу ………….
Что выгоднее? ………………
Задание №4.
Составьте рекламу кондитерской фабрики “Россия”.
Задание №5.
Распечатайте ассортимент выпускаемой продукции, с указанием массы и цены продукта.
Задание №6.
Распечатайте список работников предприятия, с указанием профессии и суммы заработной платы, подоходного налога и премии в размере 25% от заработной платы.
Задание №7.
Составьте и распечатайте контракт
Задание №7.
Создайте и распечатайте фантик к конфетам .
При работе с диаграммами в Excel, я предлагаю учащимся простроить не только графики элементарных функций, но и знакомлю с кривыми высших порядков “Гиперболоид”, “Обезьянье седло”, “Параболоид”, “Кардиоиду”. Особенно нравиться детям уроки на которых мы выстраиваем индивидуальные биоритмы учащихся, планируем дальнейшую деятельность в зависимости от полученных результатов, приглашаю на такие уроки школьного психолога и медицинского работника.
Уроки-практикумы, деловые игры – помогают детям не только закрепить изученный материал, но “попробовать” себя в роли руководителя предприятия, экономиста, бухгалтера, психолога, учителя и т.д. На таких уроках в распоряжении ученика все возможные источники информации: книги (делаю подборку литературы из библиотеки), Интернет и даже по возможности консультанты – представители различных профессий.