Цель:
- Проследить и показать динамику и закономерности исторического процесса становления народов Дальнего Востока и Приамурья (от “дикости” к цивилизации).
- Ознакомить учащихся с культурой народов Приамурья: махэ, кидани, чжурчжени.
- Исследовать материалы по истории государственных образований: Бахай, Ляо, Трех солнц (чжурчжений) – Цзинь.
Материалы, представленные учителем, рассматриваются в пространстве (от Байкала до Тихого Океана VI-XVII вв.).
Тип урока: комбинированный, исследовательский
Оборудование:
- карты: Амурской области, Дальнего Востока РФ, Дальнего Востока
- Музейные экспонаты, поделки (копья, луки, костюмы, орудия труда эпохи неолитета).
- Плакаты, схемы
- Макет чума
- Библиотечка научно – популярной литературы.
Ход урока.
Вспомните закономерности перехода от первобытного состояния людей к цивилизации. (Беседа с учащимися 5-7 минут)
Рис. 1. Учитель истории Назарук Сергей Юрьевич
Задание классу: используя свои знания, проследите эти процессы у коренных народов Приамурья.
Параллельное задание: из выставленных находок выбрать орудия труда древних жителей Приамурья, объяснить свой выбор.
Слово учителя (вступление, преамбула в новую тему)
Вы знаете, что объективно процессы и закономерности истории коснулись всех жителей Земли. Но как это происходило в нашем крае, на нашей Амурской земле? Это вам предстоит узнать сегодня, на этом уроке истории. Мы проследим путь развития венедов (славян), узнаем о нашем древнем государстве – Киевской Руси. Но, что происходило в это же время, но в другом пространстве – на территории Дальнего Востока, нам предстоит выяснить, изучить. Этот вопрос интересовал и интересует ученых России, Китая, США, Японии и многих других стран. Сотни научных экспедиций, тысячи научных трудов посвятили ученые истории Дальнего Востока. О некоторых из них предлагаю заслушать сообщения ребят.
(на сообщения отводится 2-3 мин.)
- об академике А.П. Деревянко (наш земляк)
- об академике А.П. Окладникове
Чем же привлек наш край этих людей? Давайте послушаем стихотворение замечательного амурского поэта П. Комарова “Приамурье”.
Край далекий – с лесами, да сопками,
С поздней жалобой птиц – это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.Много стран в эти годы видели мы,
По дорогам солдатским пыля,
Только нам и за дальними далями
Снилась наша родная земля!Небеса с колдовскими закатами,
И, тайги вековечный покой,
И Амур с берегами покатыми,
И весенний туман над рекой.И любая березка знакома нам
Только крикнешь на все голоса
Птичьим щебетом, свистом и гомоном
В тот же миг отзовутся леса.Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я б тропинку выходил каждую
Да моя сторона велика.Как посмотришь - не хватит и месяца,
Обойти и объехать ее
Только в песне, да в сказке уместится
Приамурье мое!
Может быть, еще и потому привлекает наш край ученых, что в истории народов, населяющих его очень много загадок, проблем, противоречий, тайн. Я лично знаю А.П. Деревянко, Б.С. Сапункова, И. Авсеева – все они крупные ученые, и поверьте мне, очень интересные люди. Обратите внимание на плакат с названием народов, населяющих Дальний Восток в средние века. Многие из них уже исчезли, а многие и сейчас живут в Забайкалье, Приамурье, Приморье и в районах Крайнего Севера Азии.
Шли годы, менялись эпохи, отступил на север и второй ледник. За ним шли люди, осваивая все новые районы обширного Дальнего Востока. Растекаясь по огромному краю, часто, отрезанные друг от друга (хребты, реки, моря, тайга) многие племена и народы
жили и развивались самостоятельно, однако, повторяя друг друга в своем развитии. Одни это делали быстрее, другие медленнее.
В I тысячелетии н.э. особенно густо были заселены районы в бассейнах рек Амура, Зеи, Буреи, Уссури. Появились большие общности людей – племенные союзы, народности, которых объединял общий язык, занятия, территория, верования.
К началу V века (начало средневековья), мало, что изменилось в положении народов нашего края, но это внешняя сторона. Ученые доказывают, что именно в V-VI веках у коренных народов Приамурья происходят глубокие процессы развития. Развивается производство, появляются металлические, чугунные и даже стальные орудия труда, произведенные местными мастерами. На севере Амурской области, юге Бурятии, Якутии находят цветные металлы (медь, олово, бронза). Происходит процесс разделения труда, появляются ремесла и новые занятия: скотоводство, земледелие. Даже в нашем районе у сел Великокнязевка и Светиловка обнаружены следы этой деятельности. Кто же достиг так далеко от центра мировой цивилизации такого высокого уровня развития?
Ученым известны три древнейших цивилизации, существующих в эпоху раннего средневековья:
- народность махэ – создатели государства Бахай;
- народность кидани, создатели государства Ляо.
Народность чжурчжени, создавшая высокоразвитую цивилизацию на Дальнем Востоке, названа империей Трех Солнц (государство Цзинь- Цзянь).
Итак, культура махэ свидетельствует о том, что уже в V-VI веках у них возникли все условия для создания государства.
А китайские летописи подтверждают, что в 586 году махэсцы из государства Бахай явились на прием к императрице с ультиматумом по поводу спорных территорий. Занимая территорию Среднего Амура и юга Дальнего Востока государство Бахай стремилось расширить свои владения, ведя войны с Каре (корейцами), племенами манжурской группы (Северный Китай) и за счет территории тунгусских племен. По-видимому, эти войны истощили силы “Золотой империи” еще не успевшей укрепиться и экономически, и политически, то есть создать надежную государственно – политическую систему.
Часто менялись правители, как правило, вожди военно – племенных союзов. Не было законодательной основы, а огромная территория не позволяла создать строгую систему налогообложения махэсцев. Это и привело к тому, что более организованные орды киданей, выдвинувшиеся из средней Азии через Забайкалье, вторглись а Приамурье и Северный Китай. Захватывая владения махэсцев с одной стороны, и впитывая их культуру с другой, постепенно на месте государства Бахай оформилось государство Лян(о). Киданская знать обложила данью все население Дальнего Востока (точнее тех, куда могли добраться их воины). Многие племена не являлись данниками, так как жили в труднодоступных и неизвестных киданям районах Дальнего Востока.
К X веку под влиянием корейской, манжурской, махэской, киданской цивилизации на юге Дальнего Востока (нижнее течение Амур, Уссури, Сэйфун и далее практически до Зейско – Бурейской равнины) образовалась новая цивилизация – чжурчжени, так называемая империя Трех Солнц. Это было мощное государственное образование, о котором немало свидетельствуют источники. Есть они и в хрестоматии по истории Амурской области.
А.П. Деревянко очень хорошо описал все сферы жизни общества чжурчженей (от состояния экономики до обрядов и праздников).
Вам предстоит выяснить, пользуясь хрестоматией:
- год и описание основных занятий чжурчженей;
- структуру политической системы чжурчженей;
- образ жизни, быт, верования
Советую прочитать книгу А.П. Деревянко “В стране Трех Солнц”.
Но недолго процветало государство чжурчженей. Уже с 1209 года на них, на их владения совершали набеги орды Великого Чингисхана. В 1211 – 1214г.г. он вторгся в Северный Китай и с огнем и мечом прошел его, а в 1216 году через Гоби и Хинган вторгся в “сердце” чжурчженских владений. В 1225 году государство Трех Солнц было разгромлено. Важную роль в разгроме чжурчженей сыграл сунский Китай, объединившись с монголами, но и сам стал их второй жертвой на Дальнем Востоке.
Намного веков Приамурье опустело. В бассейне реки Хейлудзян (р. Амур) в XIV – XVI в.в. проживало от 40 до 50 тысяч человек. О цивилизованном развитии нашего края не могло быть и речи. Население (те же вернувшиеся чжурчжени) вынуждены были заниматься тем, чем занимались их далекие предки (охотой, скотоводством, собирательством, рыбной ловлей и редко земледелием). Процессы развития были приостановлены. Единый язык, письменность, архитектура, государственность были потеряны безвозвратно.
Что здесь увидели первые русские землепроходцы, вы узнаете на следующем уроке.
Подведение итогов урока
Сегодня вы еще раз убедились, что исторические процессы затрагивали не только народы Африки, Европы, центральной Азии, но и такие далекие регионы Земли, как Дальний Восток и Приамурье.
На какую ступень цивилизации сумели взойти коренные народы Дальнего Востока? Почему же они “свалились”, не пошли дальше в своем развитии? Хочу напомнить вам, что многое еще предстоит выяснить и может быть, кто-то из вас займется этим в будущем. Исчезли целые цивилизации, но малые народы сохранились. Они являются хранителями и носителями традиций, существующих в эпоху цивилизаций махэ, киданей, чжурчженей. Они и являются объектом внимания дальневосточных ученых – историков.
Подумайте, почему Киевская Русь с самого начала была более мощной цивилизацией (государственным образованием), чем империи народов махэ, киданей, чжурчженей?
Рис. 2. Хронологическая таблица развития средневековых цивилизаций Дальнего Востока и Приамурья
А теперь мы покажем вам обряд, который прошел через глубину веков, через цивилизацию махэ, киданей, чжурчженей и сохраняется у народов Дальнего Востока в настоящее время.
Рис. 3. Сценка (больной вождь)
Рис. 4. Сценка “Лечение” (камлание шамана)
Рис. 5. Сценка (жена вождя просит помощи у шамана).
Используемая литература:
- В.А. Кошелев История Амурской области. Модульный курс по теме: “Наш край” АО ИПКПК 1998 г.
- Хрестоматия по Амурской области, Хабаровское книжное издательство, 1990 г.
- А.П. Окладников Олень золотые рога, Хабаровское книжное издательство, 1989 год.
- А.П. Деревянко В поисках оленя золотые рога, Хабаровское книжное издательство, 1990 год
- А.П. Окладников История Сибири том 2,, Издательство “Мысль” 1975 год
- Памятники истории и культуры Амурской области, Благовещенск, 1991 год
- Записки Амурского краеведческого музея и общества краеведов (в.7), 1992 год
- Приамурье на рубеже веков (тезисы докладов регион. НПК), nБлаговещенск, 2001 год
- Ф.Н. Рянский И экология и экономика, Благовещенск, 1990 год
- Приамурье мое (сборник) Хабаровское книжное издательство, 1992 год
- В.В. Смеляк (народы нижнего Амура, стр. 155-220), Москва, наука, 1991 год