Цели занятия:
- Разъяснить понятия “наркотики” и “психоактивные вещества”, объяснить их общие свойства и разницу между ними.
- Разобрать традиции и законы ограничивающие употребление психоактивных веществ.
- Разобрать неблагоприятные последствия употребления психоактивных веществ.
В проектной работе по этой теме работали 3 микрогруппы.
- группа: Дискуссия “Что такое наркотики и психоактивные вещества”.
- группа: Дискуссия “Правила и законы ,ограничивающие употребление психоактивных веществ”.
- группа: Дискуссия “Вред наркотиков”.
Материалы для занятия: листы ватмана, рисунки, фломастеры.
План занятия:
- Приветствие ведущего и игра -активатор “Построиться по....”.
- Дискуссии по трем вопросам .(Выступления 3микрогрупп).
- Итоговый круг “Интересное - полезное”.
Ход занятия.
Приветствие ведущего и игра активатор “ Построиться по..” Здравствуйте ! Очень приятно всех вас снова видеть . Тема сегодняшнего занятия -наркотики и психоактивные вещества и последствия их употребления. Чуть позже мы поговорим о вашем домашнем задании, а сейчас сыграем в игру.
Ведущий дает команду , и ученики как можно быстрее построиться в порядке возрастания по ряду сменяющихся признаков:
- по росту;
- по дням рождения(С 1 января до 31 декабря)
- по длине волос;
- в алфавитном порядке по именам;
Хорошо все вдоволь повеселились .Эта игра наглядно показывает, что один и тот же человек может занимать разное место в зависимости от того, по какому признаку производится расстановка. А вот по каким признакам считать вещество наркотиком?
(Каждая группа зачитывает свое домашнее задание на тему :Что такое наркотики? Нужно обратить внимание на то, как ученики правильно описывают общие свойства наркотиков, а именно: способности изменять настроение , способности вызывать зависимость, способности принести вред здоровью, противозаконности и т. д.
1 группа: Дискуссия “Что такое наркотики и психоактивные вещества”.
Ученики этой группы работали с различными словарями , нарисовали плакаты , рисунки ,написали лозунги, где они сказали наркотикам “нет”! Наркотик - это вещество, внесенное в перечень наркотических средств и психотропных веществ , подлежащих контролю в Российской Федерации. Психоактивные вещества - это такие вещества, после приема которых меняется настроение человека и или способность чувствовать и понимать окружающий мир или самого себя.
Сценка с участием 1 группы: Легко ли сказать “нет”(см.брошюру “Разумный выбор”).Вопросы для размышления :Какой вариант поведения ты бы мог предложить Татьяне в первом случае? Как ты оцениваешь вариант поведения Тани во втором случае?
Сказать “нет” далеко не всегда легко .Вспомни ситуацию , в которой тебе нужно было отказаться от предложения кого-то из окружающих.Попробуй перечислить плюсы и минусы своего отказа . Что было наиболее сложным для тебя в этой ситуации?
2 группа: Дискуссия “Правила и законы , ограничивающие употребление психоактивных веществ” Немало психоактивных веществ и наркотических средств являются лекарствами, которые применяются для лечения болезней .Некоторые используются для развлечения, чтобы улучшить настроение . Так что эти вещества и даже отдельные наркотики помогают людям . Как вы думаете, существуют ли правила и законы , ограничивающие употребление и использование наркотиков и психоактивных веществ?
(Ученики данной группы написали на большом листе ватмана правила и законы :
- Федеральный закон “ О наркотических средствах и психотропных веществах” 1998 г., устанавливающий общий порядок оборота наркотиков.
- Уголовный кодекс Российской Федерации , который запрещает изготавливать , приобретать , хранить , переносить, передавать другим , передавать другим , продавать наркотики и предлагать употреблять их кому-то ни было.
Сценка с участием 2 группы: Без вины виноватый.?(см. брошюру “Разумный выбор”).Вопросы для размышления
Попробуй проанализировать поведение Сергея. Какие доводы за предложение Витька и против могли быть у мальчика? Что на твой взгляд, повлияла на мальчика при принятии решения?
Представь , что Сергей обратился к тебе за помощью после того как он уже выполнил несколько поручений Виктора. Что бы ты ему мог посоветовать?
(ученики дают свои версии ответов, приводя и зачитывая статьи №228,230) из Уголовного кодекса Российской Федерации.
Теперь у нас с вами есть список правил и законов , которые помогают разобраться , как поступать с психоактивными веществами .Когда люди придерживаются этих правил , обычно ничего страшного не происходит .Однако, если употреблять психоактивные вещества для собственного удовольствия и не обращать внимания на законы и традиции , часто случаются различные неприятности. Сейчас мы поговорим о некоторых из них.
3 группа. Дискуссия “Вред наркотиков для здоровья”
Как вы думаете , что может произойти с человеком , который употребляет наркотики, выпивает или курит? Как изменяются его личность, функции организма?
Сценка с участием 3 группы .Путь в пропасть - мгновенье, путь из пропасти- годы.
Насколько опасна, на ваш взгляд, единственная проба наркотического вещества? К чему приводит употребление наркотиков и психотропных веществ?
Расходы общества на лечение. Мы поговорили о том, как много осложнений в состоянии здоровья вызывает употребление наркотиков . табака и алкоголя. И большинство из них приходиться лечить. Это довольно большие деньги, и их молено было бы использовать для других, боле приятных целей. Эти расходы- еще одно неблагоприятное последствие употребления наркотиков.
Преступления. Для того, чтобы покупать наркотики, нужны деньги. Наркоманы не очень хорошо работают, и им трудно заработать много. Поэтому они вынуждены воровать. Чтобы защитить нас от воров, чтобы ловить их, судить и держать в тюрьме, нужны деньги. Это тоже дополнительные расходы.
Ухудшение в отношениях между людьми. Наконец, из-за всех этих неблагоприятных последствий настроение у людей портится, они чувствуют себя несчастными и раздраженными. И не только те, кто принимает наркотики, алкоголь или курит, но и окружающие их. Между ними часто возникают ссоры, они недовольны друг другом. Это очень неприятно для всех. Итак, мы разобрали неблагоприятные последствия злоупотребления психоактивными веществами.
Вред наркотиков(итог проектной работы)
- Для здоровъя (собственного и потомства)
- Расходы общества на лечение, правоохранительные орган, тюрьмы.
- Снижение производительности труда и ухудшение экономики.
- Преступления и другие правонарушения.
- Ухудшение отношений между людьми.
Итоговый круг “ Интересное - полезное.”
Вы молодцы , ребята. Большое спасибо всем. Вы очень хорошо и старательно работали . А теперь давайте по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. А может быть , кому -нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов.
Использованная литература:
- Каpnoв A.M. Самозащита от наркомании.-Казань, 2 001.
- Макеева А.Г.Не допустить беды -Москва, 2003.
- Макеева А.Г. Разумный выбор. -Москва,2003.
- Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе.- Москва,2003
- Профилактика подростковой наркомании.-Москва- 2002
- Соловое А.В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика . - Издательство “Хэтер”,1999.
- Школа без наркотиков. -Санкт-Петербург, 2002.