Цель: умение понимать и оценивать поступки других людей, распознавать их психическое состояние, развитие в себе таких важных качеств, как сочувствие и сопереживание, а также воспитание у детей активной нравственной позиции – совершать добрые поступки.
Задачи:
- раскрыть сущность полярных понятий – “добро” и “зло” и эмоций, которые им соответствуют;
- научить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его к конкретной ситуации;
- научить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету и достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках;
- познакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
- научить дифференцировать эмоциональные состояния человека такие, как добрый и злой.
Структура занятия:
- Эмоциональный настрой детей на занятие.
- Работа со сказкой.
- Игровая ситуация.
- Беседа.
- Рисование по теме.
- Анализ занятия.
Длительность занятия:
45 минут в 5-х классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида или в начальных классах общеобразовательной средней школы.
Форма проведения
Комбинированная: обсуждение художественного произведения, беседа, игры, рисование.
Материал к занятию
- Портрет нищенки-матери,
- портрет мальчика-звезды,
- картонные сердечки,
- 2 тарелочки: 1) с конфетами, 2) с серыми квадратами,
- картонная коробка с прорезями,
- разноцветные полоски из шести разных цветов,
- портрет злого волшебника,
- портрет доброго волшебника,
- фантомы на каждого ученика,
- цветные карандаши,
- музыкальное произведение из м/ф “Приключения кота Леопольда”.
Предварительная работа:
Чтение сказки Оскара Уайта “Мальчик-звезда” (Приложение 1).
Ход занятия.
1. Настрой на занятие
Упражнение “Цвет настроения”
Каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и бросает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету.
Учитель открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению.
Упражнение “Я рад общаться с тобой”
Сейчас выполните такое задание: протяните рядом стоящему руку со словами: “Я рад общаться с тобой”, а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так “по цепочке” все берутся за руки и образуют круг.
Замечательно, ребята, сегодня мы с вами на занятии будем обсуждать одну очень серьезную проблему, с которой, я так думаю, каждый из нас сталкивался и не 1 раз. Но для начала ответьте мне, пожалуйста, что такое Доброта? (Ответы детей) Я с вами согласна. У человека доброе сердце, а каким оно еще может быть? (Злое, мягкое, каменное, прекрасное, горячее, равнодушное, одинокое). Итак, тема нашего занятия “Хорошо ли быть злым?”. И начнем мы с воспоминания сказки, которую читали на прошлом уроке, английского писателя Оскара Уайта и называется она “Мальчик – звезда”.
2. Работа над сказкой. (Приложение 1)
Коротко напоминаю краткое содержание. (Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.)
- Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.
- В какой семье вырос и каким стал Мальчик-звезда?
(Анализ характера главного героя.)
- Красив; лицо белое; кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки алой розы; глаза, как фиалки; строен; высок, как цветок
- Каких поступков мы обычно ожидаем от красивых людей?
- А какие поступки совершал мальчик-звезда?
- к окружающему миру, животным
- к приемным родителям
- к своим сверстникам
- Какой самый поступок героя был самый непростительный? ( Поведение по отношению к матери)
- Как он отнесся к нищенке?
Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.
- Действительно ли некрасива мать мальчика? (Она уставшая в трудной дороге, исстрадалась от горя)
- Почему он не верит, что это его мать? (Считает себя сыном звезды, боится позора)
Ребята, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки. (Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты)
Ребята, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.
(Когда предложенные подарки были взяты детьми, учитель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки и действует в зависимости от ситуации.)
Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?
Да, ребята, как велико искушение. Говорить красиво легко, а поступать так красиво всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.
- Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище.
- На что обречен человек с каменным сердцем? Как он был наказан?
- уродливое обличие;
- гонения, насмешки;
- душевная боль, страдания;
- одиночество.
-Что почувствовал мальчик, когда все отвернулись от него? (Появились слезы.)
- Отчего он плачет? Что за слезы?
Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым.
- Изменился ли Мальчик-звезда в конце сказки? Только ли внешности коснулось преображение нашего героя? С чего начинались изменения в его душе? ( С сострадания.)
Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.
Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.)
Выводы по сказке:
не поступай с окружающими плохо; будь справедлив, отзывчив; не зазнавайся, если ты красив и умен; будь добрым; помогай в трудной ситуации, ведь когда-нибудь и ты можешь оказаться в такой трудной ситуации.
3. Игровая ситуация. Дифференцирование эмоциональных состояний.
Ребята, чтобы мы до конца сумели разобраться “Хорошо ли быть злым?”, нам помогут два волшебника: добрый и злой, которые будут совершать самые разные поступки.
(В качестве игровых атрибутов вывешиваются рисунки с изображением доброго и злого выражения лица “волшебников” и дети, определяют: какой волшебник добрый, а какой — злой (по мимике лица).)
А вот как себя описывают сами волшебники:
Я слабым помогать готов, попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров, и правду говорю.
Не жадничаю никогда, жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда, забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят.
- Как вы думаете, кто из этих волшебников так себя описывает?
А я с улыбкой не дружу и лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда, нигде и никого.
Люблю на свете я всегда себя лишь одного.
- А это кто о себе так рассказал?
4. Беседа о добрых и злых людях
- Кого называют добрым? А кого злым человеком?
- Как ведут себя добрые люди? А злые?
- Какими словами пользуются добрые люди?
- А какими словами злые люди?
— Так как вы думаете: хорошо ли быть злым?
5. Рисование на тему: “Добрый и злой”
Ребята, волшебники предлагают вам незаконченные рисунки собственных портретов и просят вас помочь им их дорисовать. (При рисовании звучит песня из м/ф “Приключения кота Леопольда” “Если добрый ты”.)
- Молодцы! А теперь ребята посмотрите на свои рисунки и подумайте: кому из волшебников вы подарите свой рисунок (Ответы детей: доброму).
- Ребята, а кто из вас любит, когда дарят подарки? А какие вы становитесь добрые или злые? (Ответы детей: добрые)
- Тогда, давайте, мы эти рисунки подарим другому волшебнику, злому, чтобы он стал тоже добрым и не выглядел так отвратительно.
6. Анализ занятия
Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет “три” нужное количество пальцев одной руки.
- Замечательно! Сегодняшнее занятие я хотела бы закончить стихотворением В. Шаинского “В мире много сказок”.
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный, помоги в пути!
Мальчик Чипполино, мишка Вини-Пух …
Каждый нам в дороге – настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть Добро навеки побеждает зло!
Список литературы:
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. —Ярославль, 1996.
- Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок.Ж-л Обруч, 1996.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. — М.,1997.
- Семенака СИ. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Авт.-сост. СИ. Семенака. — М.: АРКТИ, 2002.