Внеклассная работа. Занятие на тему "Хорошо ли быть злым?"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: умение понимать и оценивать поступки других людей, распознавать их психическое состояние, развитие в себе таких важных качеств, как сочувствие и сопереживание, а также воспитание у детей активной нравственной позиции – совершать добрые поступки.

Задачи:

  • раскрыть сущность полярных понятий – “добро” и “зло” и эмоций, которые им соответствуют;
  • научить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его к конкретной ситуации;
  • научить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету и достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках;
  • познакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
  • научить дифференцировать эмоциональные состояния человека такие, как добрый и злой.

Структура занятия:

  1. Эмоциональный настрой детей на занятие.
  2. Работа со сказкой.
  3. Игровая ситуация.
  4. Беседа.
  5. Рисование по теме.
  6. Анализ занятия.

Длительность занятия:

45 минут в 5-х классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида или в начальных классах общеобразовательной средней школы.

Форма проведения

Комбинированная: обсуждение художественного произведения, беседа, игры, рисование.

Материал к занятию

  • Портрет нищенки-матери,
  • портрет мальчика-звезды,
  • картонные сердечки,
  • 2 тарелочки: 1) с конфетами, 2) с серыми квадратами,
  • картонная коробка с прорезями,
  • разноцветные полоски из шести разных цветов,
  • портрет злого волшебника,
  • портрет доброго волшебника,
  • фантомы на каждого ученика,
  • цветные карандаши,
  • музыкальное произведение из м/ф “Приключения кота Леопольда”.

Предварительная работа:

Чтение сказки Оскара Уайта “Мальчик-звезда” (Приложение 1).

Ход занятия.

1. Настрой на занятие

Упражнение “Цвет настроения”

Каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и бросает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету.

Учитель открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению.

Упражнение “Я рад общаться с тобой”

Сейчас выполните такое задание: протяните рядом стоящему руку со словами: “Я рад общаться с тобой”, а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так “по цепочке” все берутся за руки и образуют круг.

Замечательно, ребята, сегодня мы с вами на занятии будем обсуждать одну очень серьезную проблему, с которой, я так думаю, каждый из нас сталкивался и не 1 раз. Но для начала ответьте мне, пожалуйста, что такое Доброта? (Ответы детей) Я с вами согласна. У человека доброе сердце, а каким оно еще может быть? (Злое, мягкое, каменное, прекрасное, горячее, равнодушное, одинокое). Итак, тема нашего занятия “Хорошо ли быть злым?”. И начнем мы с воспоминания сказки, которую читали на прошлом уроке, английского писателя Оскара Уайта и называется она “Мальчик – звезда”.

2. Работа над сказкой. (Приложение 1)

Коротко напоминаю краткое содержание. (Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.)

- Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.

- В какой семье вырос и каким стал Мальчик-звезда?

(Анализ характера главного героя.)

- Красив; лицо белое; кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки алой розы; глаза, как фиалки; строен; высок, как цветок

- Каких поступков мы обычно ожидаем от красивых людей?

- А какие поступки совершал мальчик-звезда?

  • к окружающему миру, животным
  • к приемным родителям
  • к своим сверстникам

- Какой самый поступок героя был самый непростительный? ( Поведение по отношению к матери)

- Как он отнесся к нищенке?

Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.

- Действительно ли некрасива мать мальчика? (Она уставшая в трудной дороге, исстрадалась от горя)

- Почему он не верит, что это его мать? (Считает себя сыном звезды, боится позора)

Ребята, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки. (Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты)

Ребята, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.

(Когда предложенные подарки были взяты детьми, учитель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки и действует в зависимости от ситуации.)

Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?

Да, ребята, как велико искушение. Говорить красиво легко, а поступать так красиво всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.

- Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище.

- На что обречен человек с каменным сердцем? Как он был наказан?

  • уродливое обличие;
  • гонения, насмешки;
  • душевная боль, страдания;
  • одиночество.

-Что почувствовал мальчик, когда все отвернулись от него? (Появились слезы.)

- Отчего он плачет? Что за слезы?

Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым.

- Изменился ли Мальчик-звезда в конце сказки? Только ли внешности коснулось преображение нашего героя? С чего начинались изменения в его душе? ( С сострадания.)

Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.)

Выводы по сказке:

не поступай с окружающими плохо; будь справедлив, отзывчив; не зазнавайся, если ты красив и умен; будь добрым; помогай в трудной ситуации, ведь когда-нибудь и ты можешь оказаться в такой трудной ситуации.

3. Игровая ситуация. Дифференцирование эмоциональных состояний.

Ребята, чтобы мы до конца сумели разобраться “Хорошо ли быть злым?”, нам помогут два волшебника: добрый и злой, которые будут совершать самые разные поступки.

(В качестве игровых атрибутов вывешиваются рисунки с изображением доброго и злого выражения лица “волшебников” и дети, определяют: какой волшебник добрый, а какой — злой (по мимике лица).)

А вот как себя описывают сами волшебники:

Я слабым помогать готов, попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров, и правду говорю.
Не жадничаю никогда, жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда, забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят.

- Как вы думаете, кто из этих волшебников так себя описывает?

А я с улыбкой не дружу и лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда, нигде и никого.
Люблю на свете я всегда себя лишь одного.

- А это кто о себе так рассказал?

4. Беседа о добрых и злых людях

  • Кого называют добрым? А кого злым человеком?
  • Как ведут себя добрые люди? А злые?
  • Какими словами пользуются добрые люди?
  • А какими словами злые люди?

— Так как вы думаете: хорошо ли быть злым?

5. Рисование на тему: “Добрый и злой”

Ребята, волшебники предлагают вам незаконченные рисунки собственных портретов и просят вас помочь им их дорисовать. (При рисовании звучит песня из м/ф “Приключения кота Леопольда” “Если добрый ты”.)

- Молодцы! А теперь ребята посмотрите на свои рисунки и подумайте: кому из волшебников вы подарите свой рисунок (Ответы детей: доброму).

- Ребята, а кто из вас любит, когда дарят подарки? А какие вы становитесь добрые или злые? (Ответы детей: добрые)

- Тогда, давайте, мы эти рисунки подарим другому волшебнику, злому, чтобы он стал тоже добрым и не выглядел так отвратительно.

6. Анализ занятия

Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет “три” нужное количество пальцев одной руки.

- Замечательно! Сегодняшнее занятие я хотела бы закончить стихотворением В. Шаинского “В мире много сказок”.

В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный, помоги в пути!
Мальчик Чипполино, мишка Вини-Пух …
Каждый нам в дороге – настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть Добро навеки побеждает зло!

Список литературы:

  1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. —Ярославль, 1996.
  3. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок.Ж-л Обруч, 1996.
  4. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. — М.,1997.
  5. Семенака СИ. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Авт.-сост. СИ. Семенака. — М.: АРКТИ, 2002.