Вопросы толерантности в школьном курсе "Биология. Живой организм. Многообразие живых организмов" (6–7-й класс)

Разделы: Биология


В современном мире и современном образовании одной из самых актуальных проблем является проблема формирования толерантности у подрастающего поколения и распространение идей толерантности во всех сферах жизни и деятельности человека.

Актуальность проблемы очевидна и обусловлена ростом необоснованной агрессии и насилия в обществе, потерей нравственных ориентиров поведения, жесткой конкурентнообразной средой проживания ( вернее было бы сказать – выживания), разгулом террора и межнациональной розни, конфликтогенностью и преступностью. Естественно, в таких условиях люди неравнодушные к происходящему, начинают вспоминать и декларировать многие общечеловеческие ценности, к которым и относится толерантность.

Однако одного открытого декларирования толерантности как общечеловеческой ценности недостаточно. Необходимо, чтобы она входила в состав инструментальных ценностей каждой личности. Толерантность не только общечеловеческий принцип совместного мирного сожительства и норма гуманных взаимоотношений, основополагающий механизм их установления, но и реально постоянно, многопланово действующая организующая сила в развитии общества. Вместе с тем, толерантность, выступая в качестве инструментальной ценности, обуславливает социально одобряемое поведение и активную позицию личности в процессах:

  • познания и понимания позиций другого и позиций своего “Я” (гностический уровень);
  • признания и выражения определенного отношения (в рамках позитивного общения) к данным позициям (эмоциональный уровень);
  • определения тактики поведения и диалога с другими (конструктивный уровень);
  • взаимодействия с другими при идентификации и автономии (деятельностный уровень);
  • анализа результатов взаимодействия (аналитико-результативный уровень).

Толерантность (от лат.toleration- терпение)- понятие, одинаково широко используемое в настоящее время и в области естественных, и в области общественных наук. На уроках биологии, как правило, раскрывается только его медико-биологический аспект. Также можно рассматривать другой аспект этого понятия – психолого-педагогический. С этой точки зрения толерантность представляет собой терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Обращение к данной теме – не дань моде, а необходимость, связанная с нарастанием в современном обществе целого ряда социальных противоречий. Чтобы сгладить эти противоречия, необходима гуманизация содержания образования, так как толерантность, сформированная в школьные годы , является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме. И биологии, как школьному предмету, отводится здесь далеко не последняя роль.

Педагог- одно из важнейших звеньев в длинной цепи воспитательно-образовательного процесса. В силу направленности процесса обучения на личность учащегося учитель обладает особым педагогическим потенциалом. На каждом уроке учитель решает не только обучающие, но и воспитательные задачи. Мастерство учителя проявляется, в том числе, и в умении выделить из множества проблем воспитательно-образовательного процесса главные, приоритетные, требующие немедленного решения проблемы.

Одной из таких проблем является формирование толерантности - важнейшего качества личности, определяющего активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Человек чаще всего хочет жить в мире и согласии с другими людьми, хочет, чтобы его понимали, с уважением относились к его взглядам, привычкам, проявляли терпимость, т.е. были бы по отношению к нему толерантны.

В этой связи толерантность становится, с одной стороны, основой современного образования, которое транслирует нормы человеческих отношений и гуманизирует знания в области культурного диалога, с другой, инструментальной ценностью личности, обуславливающей отношение человека к миру и его поведение во взаимодействии с другими. Все это превышает толерантность в важнейший ориентир современной образовательной политики.

Толерантность - важнейший ориентир современного образования (схема)

Изучение биологического разнообразия, раскрытие взаимоотношений между различными видами дает возможность показать школьникам, что все живые организмы существуют между двумя крайностями (оптимум- минимум) и вынуждены приспосабливаться к совместному существованию. Только это позволяет им выжить. Мы тоже живые существа и если не научимся искать компромисс, то в итоге это может привести нас к катастрофе.

Информационная среда, в которой воспитывается подрастающее поколение, часто насаждает жестокость, агрессию, нетерпимость; молодежь городов оторвана от природы, их души черствеют и становятся не чувствительными к страданиям других людей.

Изучение биологии- науки о жизни дает педагогу возможность научить ребенка наслаждаться красотой природы, чувствовать боль при виде ее гибели, ощущать себя частью единого целого, быть толерантными ко всему живому на Земле. Анализ содержания школьного курса биологии показывает, что он содержит обширный и разнообразный материал, позволяющий продемонстрировать примеры и дающий возможность сформировать навыки толерантного поведения школьников. (таблица).

№ п/п

Темы школьного курса биологии

Возможности темы в формировании толерантности

Планируемые результаты

Формы и методы работы

1

Строение и свойства живых организмов

Формируется представление о единстве происхождения живого, о единстве человека со всеми живыми существами планеты; примеры симбиоза

Осознание необходимости мирного сосуществования разных организмов

Групповая деятельность

2

Жизнедеятельность организмов

Раскрываются вопросы преемственности жизни

Чувство ответственности за состояние окружающей среды

Викторины

3

Организм и среда

Вводится понятие о том, что природное сообщество и экосистема, прежде всего, сосуществование и разных, и одинаковых особей, между ними возникают взаимосвязи как антибиотические, так и позитивные (симбиоз, нейтрализм)

Чувство ответственности за состояние окружающей природы; осознание необходимости мирного сосуществования разных организмов

Беседа, диалог, викторины, групповая деятельность

4

Царство прокариоты и Царство грибы

Примеры симбиоза (бактерии и человек, водоросли и грибы, бактерии рода ризобиум и корни бобовых) демонстрируют образцы терпимого и взаимовыгодного сожительства

Умение ценить различные формы отношений, развитие коммуникативных навыков

Поисковая работа, индивидуальная и групповая деятельность

5

Царство растения

Изучение разнообразия растений позволяет показать красоту живой природы, разнообразие и уникальность всех форм жизни

Чувствительность и восприимчивость к окружающему миру; готовность проявлять заботу о близких

Урок-презентация, КВН

6

Царство животные

Рассматривая вопросы поведения животных, следует обратить внимание на роль агрессии в их жизни. С её помощью виды регулируют размеры участков обитания, защищаются от хищников, и т.д., но она должна быть целесообразной, при неконтролируемой агрессии вид вымирает

Снижение агрессивности и конфликтности в коллективе; конструктивное общение с окружающими людьми

Беседа, диспут, игра

7

Жизнь на планете

Знакомство с многообразием форм жизни, их взаимодействием друг с другом, в рамках одной среды жизни, природной зоны или материка

Чувство ответственности за состояние окружающей природы; воспитание цивилизованного человека с планетарным типом мышления

Игра, технология критического мышления

Формирование толерантного отношения к окружающему миру происходит в результате взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Поэтому в работе учителю необходимо использовать принципы “педагогики толерантности”, особое внимание, обращая на следующие из них:

  • принцип доверительного сотрудничества, при реализации которого с одной стороны выступают администрация и педагоги, а с другой- обучающиеся;
  • принцип экологии взаимоотношений, который подразумевает обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
  • принцип творчества, являющийся залогом эффективности всего образования.

Все эти принципы можно реализовать на уроках биологии, используя различные формы, методы и приемы организации и проведения занятий.

Особое значение в формировании толерантности школьников имеют, на наш взгляд, групповые формы работы, так как их использование в обучении обеспечивает взаимодействие индивида с ближайшим окружением, что служит важнейшим источником его саморазвития и самореализации, и стимулом для дальнейшего личностного роста.

Кооперация в учебном процессе повышает социальную адаптацию и стимулирует социальное творчество, в результате чего каждый участник группы получает эмоциональную “подпитку”. Решение биологических задач проблемного характера в мини – группах требует максимальной отдачи всех учеников, что дает возможность рассмотреть различные точки зрения и наметить не один путь решения проблемы, а выявить несколько альтернативных вариантов.

Например, при изучении надкласса Рыбы обучающимся предлагается следующее задание: “Спорили два начинающих рыболова. Один утверждал, что лещ и подлещик- особи одного вида, другой- разных видов. Кто прав? Почему?”

В процессе поиска ответа мнения детей разделились, что и позволило сформировать группы, каждая из которых должна была найти как можно больше аргументов, подтверждающих их правоту. Можно добавить элементы ролевой игры, для этого две группы выполняют роли рыбаков, а еще одна –роль экспертов- биологов. “Рыбаки” выдвигают предположения, используя имеющиеся знания по данному вопросу и наглядный раздаточный материал(фотографии, иллюстрации рыб), а эксперты работают с биологической литературой. После чего следует обсуждение предложенных версий, а эксперты определяют правоту “рыбаков”.

Использование данной формы способствует формированию у обучающихся навыков общения, терпимого отношения к своим товарищам, умения слушать и уважительно относиться к мнению других. У них вырабатываются навыки совместной работы.

При закреплении материала новой темы можно использовать методический прием “Цепочка”.

Для этого в классе формируются мини- группы по два человека, каждая из которых после минутного обсуждения должна назвать одно ключевое слово, отражающее содержание изученной темы. Все предложенные слова выписываются на доске(они не должны повторяться). Задача класса заключается в том ,чтобы совместно составить рассказ по теме, используя ключевые слова. Он составляется по цепочке начиная с первой пары, которая после совместного обсуждения должна составить предложение с использованием первого ключевого слова и записать его в тетрадь. Вторая пара предлагает вариант со следующим словом и т.д. до последней пары. После этого, в результате совместной работы класса, предложения выстраиваются в логической последовательности, и составляется текст.

Все при этом получают удовольствие от выполненной коллективной работы, в ходе которой развиваются творческие способности, коммуникативные умения, тактичность и доброжелательность.

Ролевые игры, викторины и КВНы также являются примером кооперации и обладают выраженным эмоциональным эффектом. Как участники, так и болельщики учатся вести диалог и дискуссию, не только отстаивать свою точку зрения, но и прислушиваться к ответам противника. Проявляется эмпатия по отношению к проигравшим и умение достойно проигрывать, не оскорбляя соперников

Целенаправленная работа педагогов в данном направлении будет способствовать становлению толерантного классного коллектива и общества в целом, основанное на взаимоуважении, в котором царит сердечное и теплое общение. И основным направлением подготовки педагогов к воспитанию толерантности у учащихся является формирование знаний о психологических закономерностях, механизмах и педагогических способах воспитания толерантности у детей и подростков и умений применять данные знания на практике.

Список литературы

  1. Авакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании// Вопросы психологии- 2003.-№ 3
  2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность( введение в проблему). Москва- Воронеж. 2003.
  3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие. Москва.2004
  4. Международный педагогический словарь. Лондон. 1977.
  5. Петунин О.В., Петрова Т.М. Роль школьного курса биологии в становлении толерантного общества// Биология в школе – 2008 -№7
  6. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толеорантности у школьников.- Ярославль. 2003.