Цель урока: создание условий для развития информационно-технологической компетенции и компетенции познавательной деятельности.
Ход урока
I. Тема занятия – ХРИСТИАНСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ЕВРОПЕ.
– Главное слово? ЦИВИЛИЗАЦИЯ
– Что такое цивилизация? Общественная система, которая состоит из компонентов, взаимодействующих друг с другом:
- Географическая среда
- Экономика
- Политическое устройство
- Социальная структура
- Законодательство
- Философия
- Церковь, религия
- Литература и Искусство
- Быт людей
- Ценности
- Образ жизни
- Дух народа
– Какую цивилизацию мы изучали на прошлом занятии? ИСЛАМСКУЮ
II. Проверка Д.З. – ответы на вопросы.
III. Возвращаемся к теме урока (ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ)
– Географическая среда? Европа.
– Назовите современные европейские страны. Ответы ребят.
– Что мы можем сказать об этих странах сегодня?
- Развитые государства.
- Рыночная экономика.
- Правовые государства.
- Демократические государства.
ВЫВОД: Свой опыт они черпали в прошлом. Если вернуться назад –
Античность ← Средневековье ← Современная Европа
IV. Давайте вернемся к истокам, к самому началу. (СХЕМА)
А) Первобытность → Цивилизации
В III тысячелетии до н. э. некоторые народы перешли от первобытности к цивилизации.
Б) Цивилизации: первичные (Что такое?) (Привести примеры.)
В) На какие регионы разделились? (Запад и Восток)
Г) Сравнение:
- Человек (активный – пассивный)
- Темп развития (динамика – стабильность, традиции)
- Экономика (частная собственность, рынок – государственная собственность)
- Политическое устройство (демократия, народное собрание – деспотия, монарх)
Д) Запад →Европейская цивилизация; Восток→Исламская цивилизация
V. Вернемся к названию темы. (СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ)
– Хронологические рамки? Средние века (V-XV вв.)
1. Рождение европейской цивилизации.
– III век существовало огромное государство, включающее европейские, азиатские и даже африканские земли.
– Какое? (Римская империя)
В IV веке она вступает в полосу кризиса. Экономический кризис: рабы не заинтересованы в результатах своего труда. Политический: борьба за власть, частая смена императоров. Легионы возводят на трон императоров. Духовный: богатство приводит к развращению, порокам.
На границах империи появляются германские племена (варвары). Он усилили натиск на империю.
В IV в. десятки варварских племен двинулись вглубь империи. Это массовое движение, охватившее огромные пространства Европы и Азии, получило название – ? (Великое переселение народов).
В 395г. империя разделилась. В 476г. Западная Римская империя пала. Упадок городов. Разрушены здания, утеряны ремесла, запустели римские дороги.
На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства. Началось СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В Европе.
Но АНТИЧНОСТЬ не прошла бесследно:
Гибель античной цивилизации не означала полной утраты исторического наследия. От Римской империи сохранилось:
- Система налогообложения
- Элементы государственного аппарата
- Идея империи
- Централизованная власть
- Нормы римского права
- Средневековые города появились на месте старых построек
- Римские постройки – образец для подражания (колонны, арки, купол, каменная кладка, цемент)
- Изучение латинского языка (в средние века документы, церковные службы, исторические хроники, обучение в монастырских школах и университетах)
2. Раннее Средневековье.
- Главное занятие – сельское хозяйство.
- Главная ценность – земля. → Общественный строй – феодализм. Феод – земля за службу, феодал – собственник земли, зависимые крестьяне на них работают.
- Господин (сеньор) жаловал наследственное земельное владение вассалу за военную службу. Возникла феодальная лестница:
Бог Король Герцоги и графы Бароны Рыцари - На развалинах Западной Римской империи возникли государства варваров. Самое сильное – Франкское королевство (первый правитель – Хлодвиг).
800г. – Франкская империя Карла Великого.
843г. – Верденский раздел. Королевства, которые дали начало современным Франции, Италии, Германии.
К X веку – 14 королевств. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. - Европейское феодальное общество было разделено на 3 сословия.
I – духовенство II – феодалы III – крестьяне - Вернемся к заголовку. Христианская цивилизация.
Христианская церковь была создана учениками и последователями Иисуса Христа в период расцвета Римской империи. В IV в. Господствующей религией стало христианство. Христианская церковь превратилась в значимую политическую и экономическую силу. В XI веке в Европе утвердилась католическая церковь. (1054г. – раздел). Церковь была крупным землевладельцем. Имела иерархическую систему:Папа римский Кардиналы Епископы Священники и монахи
Правители европейских государств нуждались в поддержке папы, обладавшим большим влиянием на верующих.
3. Западная Европа в XI-XV вв.
- Развитие с/х → отделение ремесла от с/х → рост городов.
Города освобождались от власти сеньоров. В городах – вольный дух. Новая личность. - Развивается ремесло, торговля, появляется банковское дело.
- С XIII в. Укрепление королевской власти, создание национальных государств: Англии, Франции.
- Там складывается сословно-представительная монархия. Новый орган власти: парламент.
- В XIV-XV вв. – централизованные государства (что такое?)
- Изменяется роль церкви в жизни общества. Ослабление позиций. Еретические движения.
- Культура. Мир идей был тесно связан с христианской религией. Центрами культуры были монастыри. Монахи переписывали книги, сохраняли здания, вели хроники.
Мир, по представлениям европейца, являлся своеобразной ареной противоборства небесных и адских сил. Искусство должно было приближать человека к Богу. Храмы – «дома Бога» были украшены фресками, статуями (архитектура, живопись, скульптура).- Рыцарская культура.
- Городская культура.
- Крестьянская культура.
В XII веке появляются университеты.
Д.З.
дать характеристику средневековой христианской Европейской цивилизации. Творческое задание: составить «визитную карточку» средневековой христианской Европейской цивилизации.