Методическая разработка медиа-урока в 9-м классе по теме "Путешествия": "Тайны Бермудского треугольника"

Разделы: Иностранные языки


В современном образовательном пространстве иностранный язык воспринимается как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия между представителей различных культур. Значительно возрос интерес к изучению иностранных языков, а в частности, английского, как языка международного общения и компьютерной среды. Все это привело к переосмыслению методов и технологий, целей и содержания обучения иностранным языкам. Ведущей целью обучения ИЯ стало овладение иноязычным общением, т.е. формирование коммуникативной компетенции учащихся. Коммуникативная компетенция – способность и готовность использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в ситуациях устного и письменного общения.

Овладение иностранным языком возможно лишь при условии активной деятельности каждого учащегося на уроке, вовлечения их в общение. Отсутствие естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях создает трудности в дальнейшем овладении иностранным языком, как для учителя, так и для учащихся. Таким образом, возникает вопрос формирования эффективной методики работы на уроке, направленной на развитие положительной мотивации, которую связывают с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми ЗУНами.

Исследования и опыт педагогов-инноваторов доказывают, что для поддержания плодотворной познавательной деятельности учащихся необходимо применение нетрадиционных форм работы с использованием современных технологий обучения ИЯ. Поэтому, данная работа является примером применения современной технологии развития критического мышления и одновременного использования ИКТ и интерактивных методов обучения на уроке иностранного языка на основе УМК Биболетова М.З. для 9 классов. Такая форма организации учебного процесса предполагает обсуждение различных вопросов, требующих творческого подхода к ответу, высказывание своей точки зрения, которая может отличаться от мнения остальных, выработку общего решения поставленных вопросов. Целесообразность использования ИКТ и интерактивных методов имеет несколько значений:

  1. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  2. эффективность индивидуального подхода к работе учащихся (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей);
  3. недостаточное количество информационного материала в используемом УМК (отсутствие необходимых для эффективного усвоения материала иллюстраций);
  4. интенсификация учебного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, расширение кругозора учащихся за счет аутентичных языковых материалов);
  5. формирование коммуникативной и культурной компетенций школьников;
  6. развитие и повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка за счет использования демонстрационных;
  7. развитие критического мышления за счет необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы и выстраивать логические связи.

Цель данной работы: показать наглядно использование технологии развития критического мышления на уроке иностранного языка с элементами интерактивных методов обучения и использованием ИКТ (авторский медиа продукт).

Практическое значение предлагаемой работы заключается в разработке методических рекомендаций по работе с технологией критического мышления с целью развития коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся с использованием элементов интерактивных методов обучения и ИКТ на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Урок апробирован на базе МОУ «СОШ 196» в рамках аттестационного периода и получил высокую оценку экспертами.

Следуя всем правилам представляемой технологии обучения, урок выстроен по логической схеме: выделены три компонента урока (вызов – получение задания, активизация имеющихся знаний, постановка цели; осмысление – непосредственная работа с текстами и заполнение таблицы; рефлексия – проверка усвоенного материала и дальнейшее совершенствование полученных ЗУН).

Таким образом, можно сделать следующий вывод: использование различных видов творчества на уроках помогает развитию критического мышления у учащихся. Они учатся активно работать с учебным материалом, анализировать его, делать самостоятельные выводы, искать нестандартные решения. Учителям данный вид работы помогает творчески выстраивать работу на уроке и взаимоотношения с учащимися.

Сценарий урока

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

Цель урока: развитие коммуникативной компетенции.

Задачи урока:

  1. совершенствовать умения чтения с выборочным извлечением информации;
  2. развитие умений аудирования с полным пониманием прослушанного текста;
  3. совершенствование умений говорения (монологическая форма общения);
  4. совершенствование грамматических и лексических навыков;
  5. развитие нагляднообразного мышления за счет повышения уровня наглядности;
  6. развитие мотивации к изучению ИЯ посредством использования ИКТ.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. основной УМК – Биболетова М.З., Английский с удовольствием/Enjoy English, для 9 класса общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2008.
  2. дополнительный УМК – Малколм Менн, Лазер - средний уровень (Laser Intermediate). – Оксфорд: Макмиллан, 2007.

Время реализации занятия: 45 минут.

Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование методов технологии развития критического мышления.

Авторский медиапродуктпрезентация 13 слайдов с элементами техники тигеров (среда POWER POINT).

Содержание кадров:

1. Титульный лист (тема, план урока).

2-3. Вхождение в тему. Повторение лексических единиц.

4. Стадия вызова. Приём «Мозговой штурм».

5-6. Стадия осмысления. Работа с текстом (извлечение необходимой информации).

7. Работа с текстом (чтение с извлечением необходимой информации – найди причины).

8. Практическое задание 1 (развитее умений аудирования).

9. Практическое задание 2 (повторение грамматического правила).

10. Практическое задание 3 (грамматическое упражнение).

11. Задание на развитие устной речи.

12-13. Подведение итогов. Домашнее задание.

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор, колонки, интерактивная доска или экран, текст, аудио кассета 1 к УМК Биболетова М.З., распечатки с таблицей для заполнения.

План урока:

Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 Организационный момент Проверка готовности к уроку. Определение темы и задач урока. Положительный настрой и готовность к уроку. 3
2 Вхождение в тему. Повторение ЛЕ. Составление кратких монологических высказываний на предложенную тематику. Мотивация учащихся. Эмоциональная настройка учащихся. Введение в иноязычную сферу общения. Вхождение в иноязычную сферу общения. Эмоциональный настрой на урок. 5
3 Стадия вызова. Приём «Мозговой штурм» Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемой теме, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе. Ученики читают название и имена в географической викторине и все вместе пытаются назвать, что это такое. 2
4 Стадия осмыслении. Чтение небольшого аутентичного текста, работа с таблицей. Формируется вызов на получение новой информации из текста по теме. Ученик читает текст, выбирая необходимую информацию из текста. 8
5 Закрепление изученного языкового материала. Аудирование. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Развитие умений аудирования. Наблюдение, помощь по просьбе учащихся. Повторить грамматику. Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Прослушать аутентичный языковой материал и на его основе выполнить практическое задание. Повторение грамматики. 17
6 Рефлексия (развитие умений ДФО). Проконтролировать правильность выполнения устного задания. Подготовить мини-монолог по плану (выражение собственного отношения к проблематики урока). 7
7 Итог урока. Домашнее задание. Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. Разъяснение задания на дом. Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции. Запись в дневниках задания на самостоятельную подготовку дома. 3

Ход урока:

1. Организационный момент, (фронтальная, 3 мин.)

– Hello, students! I’m glad to see you. How are you doing today? (учащиеся по цепочке спрашивают как дела у соседа, последний учащийся спрашивает учителя) Thanks, fine. Sit down, please, and make yourself comfortable. It’s wonderful we are together again! Now, let’s begin our English lesson. First of all, look at the board, please, and say what we are going to do at the lesson (работа со слайдом 1).

Учащимся предлагается назвать пункты плана урока и прокомментировать каждый пункт.

2. Вхождение в тему. (5 мин., фронтальная, индивидуальная)

Учащимся предложено повторить изученные ранее ЛЕ и выразить свое мнение на тему «Почему люди путешествуют по миру». Такой прием позволяет эмоционально настроить учащихся на изучение предмета и создать личное отношение к проблематике урока.

– On the previous lessons we learnt some word combinations. Let’s revise them and tell me please: Why do people travel? Try to express your own opinion about it (работа со слайдами 2-3).

3. Стадия вызова. (2 мин., фронтальная, индивидуальная)

Geographical quiz (работа со слайдами 4)

Учащимся предложено ответить на три вопроса. Викторина сделана в виде игры с помощью тигеров. Учащиеся высказывают свои предложения и, если звучит правильный ответ, учитель демонстрирует его на экране.

– Let’s do a geographical quiz. Look at the board and try to answer.

4. Стадия осмысления, (7 мин., фронтальная, индивидуальная).

Развитие умений чтения с выборочным извлечением информации (работа со слайдами 5-6, см. текст в приложении 1).

Перед началом чтения текста учитель дает краткую информацию о Бермудском треугольнике и вместе с учителем заполняют первые две графы таблицы «I knew, I want to know, I’ve known» (см. приложение 2). После чего учащиеся должны прочитать текст внимательно и заполнить третью графу таблицу, теми фактами, которые оказались для учащихся абсолютно новыми.

– Well done! Now listen to some facts about the Bermuda Triangle and after that we’ll fill in the first and second columns of our table «I knew, I want to know, I’ve known». (слайды 5-6)

– Very good! Now, read the text about the Bermuda Triangle and fill the last column of the table. (слайд 6)

5. Закрепление, (17 мин., индивидуальная, парная, фронтальная).

А) Развитие умений чтения с выборочным извлечением информации (работа со слайдами 7, см. текст в приложении 1) – 5 минут, парная, фронтальная.

Учащимся предлагается в парах ответить на вопрос: Reasons which explains the mystery of the Bermuda Triangle, по тексту. В тексте необходимо найти причины, которые объясняют загадку Бермудского треугольника. После каждого ответа учащегося, учитель демонстрирует правильный вариант ответа.

– Good of you! There is the last task with the text. You should read the text and answer the following question. Find the evidences in the text to prove your answer.

Б) Выполнение различных практических заданий.

I. Развитие умений аудирования с извлечением необходимой информации (работа с аудио приложением, слайд 8) – 6 мин., парная, фронтальная.

1. Учащимся предложены два мини-диалога. По заданию необходимо прослушать и назвать о какой стране идет речь и привести аргументы, почему это так. Учащиеся работают парами.

– Right now I’d like to suggest you listening to mini-dialogues. They are about two countries. You should listen to them and give the names of the countries and facts which prove your choice. You’ll listen to it twice.

II. Грамматика: употребление определенного артикля с географическими названиями.

работа со слайдами 9-10 – 6 мин., фронтальная.

Данное задание направлено на закрепление изученной грамматики. Учащиеся повторяют правило употребления определенного артикля с географическими названиями (слайд 9) и выполняют упражнение (слайд 10). Им необходимо выбрать географические названия из списка, с которыми мы употребляем определенный артикль. На слайде артикль THE перемещается к тем географическим названиям, если учащиеся дали правильный ответ.

– You’ve done good work. Now let’s do a grammar exercise. Look at the next slide on the board. Let’s revise when we use the article THE and when we don’t with geographical names.

– Now choose the geographical names from the list which are used with THE.

6. Рефлексия, (7 мин., фронтальная, парная).

Работа со слайдом 11. Проверка учащимися уровня знаний по данной теме. Учащимся предлагается устное задание (высказать свое мнение по изученному материалу на уроке). Им необходимо подготовить мини-монолог (высказывание 1 минута) с опорой на текст и таблицу «I knew, I want to know, I’ve known».

– Good work! The lesson is ending, but you should tell me your opinions about the lesson. Use your tables and the following plan.

7. Итог урока. Домашнее задание, (3 мин., фронтальная).

В заключение урока учитель предлагает определить полезность урока, проводит рефлексию, предлагая учащимся сравнить уровень знаний по данной теме в начале урока и в конце. Идет побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. Диалог между учащимися и учителем ведется на русском языке.

– Какова была тема урока? А проблема? Что нового по теме вы сегодня узнали? Что бы вы хотели узнать еще?

Работа со слайдами 12-13. В качестве домашнего задания учащимся предлагается следующее домашнее задание: упражнение на употребление определенного артикля с географическим названиями и упражнение на закрепление лексических единиц.

Литература:

  1. Биболетова М.З., Английский с удовольствием/Enjoy English, для 9 класса общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2008.
  2. Малколм Менн, Лазер - средний уровень (Laser Intermediate). – Оксфорд: Макмиллан, 2007.

Ресурсы Интернета:

  • http://torrents.vtomske.ru
  • http://mirpesen.com