Развитие творческого мышления
«Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением её сил в активной деятельности».
В.А. Сухомлинский
Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать нестандартные жизненные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины XX века. Практика показывает, что способности к творчеству могут быть развиты практически у всех детей с нормальным интеллектом. При этом очень важна помощь взрослых: педагогов и родителей. К сожалению, часто взрослые требуют от ребенка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребенок обычно старается вспомнить знакомый ему вариант решения или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание творческих способностей требует от ребенка и взрослых времени и терпения.
Развитие творческого мышления связано с развитием психических процессов: восприятия, памяти, воображения, речи.
В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие умения осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребенок, знакомясь с категориями формы, размера, цвета, запаха, вкуса и т.п. может решать творческие задания на нахождение какого-либо предмета по заданным характеристикам. Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребенка способность представлять предмет в целом, мысленно изменять его, составлять из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту способность психологи называют воображением. Развитие воображения обычно идет по трем направлениям: во-первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых, целенаправленным, в-третьих, ребенок должен овладеть методами активизации воображения.
Определено, что творческое мышление уже в дошкольном возрасте начинает носить системный характер и среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на его формирование - уровень развития творческого воображения и сформированность интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.).
Люди, занимающиеся творчеством: изобретатели, ученые - давно поняли, что одна из главных опасностей, мешающая появлению новой идеи - это инерция мышления. При решении любой проблемы в нашем сознании в первую очередь всплывают знакомые варианты решения и они препятствуют появлению нового, необычного, оригинального. Чтобы помочь преодолеть инерцию мышления, разрабатываются специальные приемы и методы, активизирующие творческий процесс.
Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. В работе с детьми следует придерживаться принципов:
- Свобода выбора: в любом обучающем и управляющем действии, где только возможно, предоставлять ребёнку право выбора.
- Принцип открытости: сталкивать ребёнка с задачами, у которых нет единственного правильного выбора.
- Принцип деятельности: любое творческое задание заканчивается каким-либо практическим видом деятельности.
- Принцип обратной связи: одно творческое задание обязательно пересекается с другим, тем самым можно проконтролировать степень освоения материала.
- Право ребёнка на ошибку.
Решение современных задач всё больше требует системного подхода, умению видеть отдалённые последствия. Хорошо решена задача – новые возможности, плохо – новые неприятности. И это касается не только научной, профессиональной деятельности, но и бытовой жизни.
Ребёнок, освоивший системное мышление легче усваивает учебный материал, понимает относительность, противоречивость свойств окружающего мира. Он способен легче осуществлять социальную адаптацию, действовать в противоречивых ситуациях. А это так важно в нашем динамичном, быстроизменяющемся мире.
Задачи:
- Активизировать речевую деятельность детей.
- Развивать творческое воображение и мыслительные процессы.
Ход занятия
Воспитатель: Каждый день с нами происходят разные события: хорошие и не очень.
– К кому вы обращаетесь за помощью в трудный момент? (ответы детей)
– А что вы сделаете, если за помощью обратятся к вам?
– Знаете ли вы, кто такой детектив? (объясняю детям, кто такой детектив)
– Давайте откроем своё детективное агентство. У детективов есть свои помощники: «супер-рука», «супер-нос», «супер-ухо», «супер-глаз».
Сейчас мы проведём проверку.
1. «Супер-рука» – Д /и «Чудесный мешочек (В «чудесном мешочке» лежат мех, камень, дерево. Ребёнок не заглядывая в мешочек на ощупь должен определить какой это материал)
Вопросы:
- Какой материал на ощупь?
- Что это?
- Что может быть из этого материала?
- Если предмет сделан из … , то он какой?
2. «Супер-нос» – на кусочках поролона нанесёны капли чеснока, лимона, духов и т.д. Д/и «Угадай запах )
3. «Супер-глаз» – проводится Д/и «Что бы это могло быть?»
Дети предлагают свои варианты незаконченных изображений. (Могут дорисовать картинку)
4. «Супер-ухо» – Д/и «Угадай что звучит» Записи звуков: шум моря, пение птиц, скрип двери, скрип тормозов, телефонный звонок и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Предлагаю считать наше детективное агентство открытым. А вот и первое задание (достаю лист с заданием из конверта):
«Кто-то похитил кого-то и спрятал где-то». Берёмся за дело?
– Если выложить цвета в такой же последовательности как в радуге, то сможем прочитать имя похитителя. Вспомните подсказку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Дети выставляют цвета, переворачивают карточки, читают имя: Баба-Яга.
– Настоящие детективы с помощью вопросов могут получить информацию и сделать соответствующие выводы. Попробуйте и вы с помощью вопросов узнать, кого похитили. Я же могу отвечать только «да» и «нет». (Д/и «Да-нетка»)
– Так как вы начинающие детективы, то помогут вам в этом модели вопросов. (Выставляю модели, дети задают вопросы и узнают, что похитили Чебурашку.)
– Нам нужно спешить на помощь Чебурашке. Садитесь скорей на ковёр-самолёт. (Дети садятся в круг на ковёр в группе). Возьмитесь за руки. Вот мы поднялись высоко-высоко.
– Что хорошего в полёте на ковре-самолёте? (ответы)
– Что плохого? (ответы)
– Что вы видите, пролетая над землёй? (ответы)
– А я вижу дом, в котором спрятан Чебурашка. Закрывайте глаза, мы приземляемся. (Дети встают и подходят к «дому»).
– Ребята, а ведь это не простой дом, это «Дом-наоборот» (На ширме рисунок дома вверх ногами, рядом мяч). Чтобы разрушить его чары необходимо подобрать слова-наоборот (антонимы). (Приложение) (Проводится Д/и «Наоборот» с мячом, дети переворачивают картинку.)
– Да тут висит на двери огромный замок. Чтобы его открыть, нужно найти антонимы в пословицах. (Дети выполняют задание и спасают Чебурашку)
– Молодцы ребята! Вы проявили сообразительность, терпение. Спасибо вам за отзывчивость и доброе сердце.