Цель: Развивать познавательный интерес, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования с жидкостями, воспитывать желание заботиться о животных и растениях, развивать игровые умения.
Материалы к занятию: модель-схема «Фильтрование воды», шапочки, халаты, указка, карточки с символами, цветные полоски, лабораторная посуда, мольберт, природные материалы, лупы.
Ход игры
В. – «Ребята! Из электронной энциклопедии я узнала об учёном Бакстере. Он проводил опыты с растениями и установил, что растения, как и люди чувствуют боль. На растении установили прибор, в приборе – маленький карандаш, который рисует прямую линию, если растение спокойно. Если случайно отломить веточку или полить растение загрязнённой водой, растение «вздрагивает» и карандашик рисует кривую линию (показывает).
У меня есть грязная вода. Можно ли поливать ею растения?
Д. – Нет, потому что…
В. – Может быть, отдадим её кролику?
Д. – Нет, потому что…
В. – Или выльем в бассейн, где живёт водяная черепаха?
Д. – Нет, потому что…
В. – Что же делать? Как её очистить?
Дети предлагают, обсуждают идеи, пытаются решить проблему.
В. – Есть такие люди – учёные. Они работают в лаборатории, носят белые халаты, делают опыты, исследуют, испытывают и изобретают, потому что они очень умные и много знают. Обычно воду очищают через фильтр, фильтруют вот так:
Передача способа игровых действий
- Обследуем воду (размешиваем, нюхаем, смотрим на свет).
- В соответствии со знаком (песок, снег, поролон и др.) делаем фильтр, т.е. в воронку помещаем заданный материал.
- Фильтруем, подливая воду маленькими порциями, аккуратно.
- Учёные всегда оценивают результаты опыта:
- чистая вода – красная полоска
- мутная вода – зелёная полоска
- грязная вода – жёлтая полоска
Так учёные опытным путём выбирают самый лучший способ счистки воды.
Воспитатель начинает сговор на игру
В. - Кто хочет стать учёным?
Раздаёт детям халаты, шапочки, обсуждает значение символов, активизирует диалог (приём «Мы – коллеги»)
Дети выполняют фильтрование, после проводят Ученый совет.
Активизирующее общение во время игры
- Вопросы, побуждающие к ролевым высказываниям: «Как вы считаете, коллега?», «Куда вылить мутную воду?», «Кому отдать чистую?»
- Элементы импровизации «Из какого ещё материала можно изготовить фильтр?», спор «Чей фильтр лучше?»
- Предложить сделать суперфильтр из поставленных друг на друга воронок.
- Показать результат на схеме и порассуждать.
Итог игры:
Если понравилась игра (что особенно), продолжить её в группе, рассказать о ней родителям, показать дома процесс очистки воды.
Очищенную воду использовать для поливки растений.
Модель-схема «Фильтрование воды»
Литература:
- Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска – М.: ТЧ Сфера, 2004.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника – М.: Просвещение, 1996.