Родительский лекторий во 2-м классе. Тема: "Причины детского эгоизма и пути его устранения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.
  2. Усовершенствование способов передачи информации и приёмов изложения материала, сделав его понятным и доступным для родителей.

Оборудование: Презентация.

Ход собрания

(Слайд 1).

Как случается, что чудесный, замечательный, любимый ребёнок становится эгоистом? Ведь это происходит не сразу? Почему родители замечают беду слишком поздно? Можно ли что-то поправить?

Давайте разберёмся. Детский эгоизм – совершенно нормальное и, главное, общее явление. Ребёнок рождается с генетически заложенной задачей – выжить в этом мире. Посмотрим, как складывается социальный опыт ребёнка в семье. (Слайд 2).

Здоровый эгоизм подразумевает стремление ребёнка ко всему положительному, радостному, приятному, что способствует его росту и самоутверждению. Именно поэтому он пристаёт к родителям с бесконечными просьбами посмотреть, как он что-то сделал, нарисовал, построил «сам». Слово «Я» не сходит с языка ребёнка. Это не зазнайство, не хвастовство – это потребность заявить о себе и найти своё место среди других людей. Ребёнку нужна ваша оценка, потому что он сам ещё не ориентируется: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Только оценка со стороны помогает ему научиться оценивать себя, поэтому не останавливайте его в этом процессе адаптации. Здесь многое зависит от вас.

Если в семье преувеличивают значение личности ребёнка, восхищаются всеми его поступками, обсуждают в присутствии ребёнка его способности и таланты, сравнивают его с другими, менее успешными детьми, значит, неизбежно сеют семена чрезмерного себялюбия, формируют у ребёнка эгоизм. (Слайд 3).

Удовлетворение прихотей и капризов, задаривание игрушками, потакание всем желаниям («купи», «хочу», «принеси») постепенно воспитывают домашнего тирана. С возрастом растут требования, вымогательство становится чертой личности, а привычка думать только о себе порождает душевную чёрствость. Не хочется запугивать слишком «заботливых» родителей, бабушек и дедушек, но эгоизм имеет и ещё более тяжёлые последствия, принимая разные формы. (Слайд 4).

Например, эгоизм иногда принимает форму эгоцентризма. Это полная неспособность принять или даже допустить возможность другой, отличной от своей, точки зрения. Это невозможность понять мотивацию или моральные основания поступков других людей. Это невозможность адекватно и объективно передать информацию другим людям. Согласитесь, что вступить в жизнь с таким багажом заведомо означает неудачу или серьёзные трудности в межличностных отношениях.

Ещё одно грозное следствие «воспитанного» эгоизма – инфантилизм. Инфантил как должное принимает знаки внимания и заботу о себе, но ему и в голову не придёт забота о других. В его опыте нет самостоятельных решений. Поэтому для него характерно острое чувство незащищённости и потребность в опеке до старости. Если исходить из того, что главной обязанностью родителей является научение ребёнка обходиться без них, то можно сказать, что родители, воспитавшие эгоистов, своей задачи не выполнили. Эгоизм расцветает в семье. В детской же среде он быстро обнаруживается и получает отпор. Поэтому не замыкайте ребёнка в семье, расширяйте зону его общения со сверстниками.

Попытаемся перечислить типичные ошибки родителей, которые ведут к формированию эгоизма у детей. (Слайд 5).

  1. Преувеличение значения личности ребёнка. Речь идёт, конечно, не о занижении, но об адекватности оценки: не хвалите без причины, но и не замалчивайте успехов реальных достоинств ребёнка.
  2. Навязывание ребёнку собственных прагматических установок и своих желаний снижает мотивацию и интерес к жизни у ребёнка. (Слайд 6).
  3. Выполнение необходимых дел за детей лишает их собственной инициативы. Продумайте с детьми систему домашних поручений: заправить постель, помыть посуду, сходить за хлебом, прибраться в своей комнате…
  4. Личный эгоистический пример родителей при декларации нравственных норм. Нравственные представления детей при этом становятся неопределёнными из-за внутреннего конфликта. (Слайд 7).
  5. Подкуп детей: плата за дела по дому, за школьные отметки. В этом случае ребёнок начинает ценить не свои поступки, а их стоимость. Кроме того, плата снижает энтузиазм и творческий потенциал человека. (Слайд 8).
  6. Большая (чрезмерная) воспитательная активность семьи снижает самооценку ребёнка, подавляет его и ведёт к психологическоё незрелости. (Речь об авторитарной педагогике).

Что делать, если вы уже заметили признаки эгоизма у своего ребёнка или хотите предотвратить его? Дадим несколько советов.

  1. Снимите мелочную опеку с ребёнка (разбудить утром, напомнить о необходимых делах, сидеть рядом при выполнении уроков, обслуживать за едой и после…)
  2. Дайте ребёнку возможность получить отрицательный опыт его действия или бездействия (без опасности для жизни). Дайте возможность самостоятельного выбора и принятия решения. (Слайд 9).
  3. Приучайте его к посильной помощи по дому, к «деланию для всех», а не только для самообслуживания. (Слайд 10).
  4. Интересуйтесь не только делами ребёнка, но и успехами его друзей. Поощряйте его позитивные оценки в адрес друзей. (Слайд 11). Попробуйте провести нехитрый опыт. Покажите своему ребёнку фотографию класса и попросите рассказать о своих одноклассниках. Какие моральные оценки будут преобладать: позитивные или негативные? Сделайте вывод.
  5. Расширяйте социальную среду ребёнка. Учите его жить в ней. (Слайд 12).

Много лет назад в нашем классе учился мальчик по имени Ян. Отношения с детьми не сложились с первого класса. Сначала он детей сторонился. Затем - пренебрегал. Разговоры с родителями плодов не принесли. Мама и папа проблемы не замечали, или старались не замечать. В очередной раз при моём общении с родителями мама мальчика произнесла фразу, которая заставила меня серьёзно задуматься: «Мой сын не для этого общества». А для какого? Иногда для некоторых людей поменять среду обитания (сменить класс, школу, переехать в другой город) – гораздо проще, чем изменить своё отношение к окружающим людям. Не повторяйте чужих ошибок.

Самый действенный и надёжный способ избежать формирования ненужного качества или черты личности ребёнка – воспитать в нём противоположное качество. Эгоизму противостоит альтруизм. Альтруизм обозначает формы поведения человека, ориентированные на сострадание и милосердие к другим людям. Многие родители могут подумать: «Зачем это воспитывать в детях?». Верно, в условиях социальной и психологической обособленности людей забота об интересах ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса. Зачем же своими руками ущемлять собственный интерес? Но ведь родители не хотят, чтобы их ребёнок был изолирован, обособлен от друзей, близких, вообще от других людей. Все вы хотите, чтобы ваш ребёнок был счастлив и любим своим окружением. Для этого он должен считаться с интересами других и даже помогать в их реализации. Для эгоиста это невозможно, а для альтруиста (или склонного к альтруизму человека) это легко, приятно и радостно. Можно ли воспитать в ребёнке альтруизм?

Можно начать с воспитания у ребёнка эмпатии. (Слайд 13). Эмпатия – это способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей, умение поставить себя на их место, понять их состояние, мысли и чувства. В эмпатии нет места эгоизму. Различают два вида эмпатии: сопереживание и сочувствие. Если ребёнка научить сочувствию и сопереживанию людям, животным, растениям…, это обеспечит ему профилактику от эгоизма, облегчит жизнь среди других людей и даст ему больше шансов на успешную жизнь в обществе.

Нам хочется, чтобы все дети были добрыми, отзывчивыми, могли вовремя прийти на помощь. Но не всегда можно разглядеть рядом того, кто нуждается в твоей помощи; того, кто стесняется или боится. Нужно внушить детям, что попросить о помощи – не стыдно.

Есть такая притча. Однажды один из односельчан в разговоре с мудрецом посетовал на то, что окружающие его близкие люди слишком чёрствые и бездушные, не могут понять его проблем и переживаний, а сам он не решается им об этом говорить.

Позже, когда они уже говорили о чём-то другом, мудрец наступил крестьянину на ногу. Крестьянин запнулся, но, не высвобождая своей ноги, продолжал рассказ. Тогда мудрец сильнее надавил на ногу. Мужчина вздохнул, но так и не сделал мудрецу замечание. Спустя какое-то время мудрец всё ещё продолжал давить на ногу собеседника, и тот, наконец, не выдержав, возмущённо спросил:

-Учитель, почему ты стоишь на моей ноге? Мне же больно!

-Извини, - сказал, спешно убирая ногу, мудрец, - я не знал, что тебя это беспокоит, ведь ты молчал.

Не нужно замалчивать проблемы, нужно учиться общаться с разными людьми, быть толерантными. Это – длительный путь преодоления эгоизма, как такового. (Слайд 14).

Список источников

  1. Гуцол Е. Если кому-то нужна помощь // Начальная школа. // Первое сентября. – 2008. - № 2. – С. 32 – 33.
  2. Недвецкая М.Н. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи // Начальная школа. – 2007. - № 1. – С. 37 - 43.
  3. Путляева Л. Ваш ребёнок – эгоист? // Начальная школа. // Первое сентября. – 2008. - № 11. – С. 36 – 39.