Программа элективного курса "Наши истоки. История русского быта"

Разделы: История и обществознание


Задачи курса:

  1. Воспитание учащихся в духе уважения к предкам, их образу жизни.
  2. Повышение познавательного интереса к культурному наследию прошлого, его сохранению.
  3. Формирование умения самостоятельно анализировать события связанные с жизнью народа.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  1. анализировать полученную информацию.
  2. владеть терминами по теме курса.
  3. уметь самостоятельно искать информацию
  4. владеть навыками работы с источниками
  5. уметь высказывать собственное мнение

Тематическое планирование курса

№ темы

Раздел Тема

Часы

Возможные формы и темы уроков (по выбору учителя)

0

Раздел 1 История русской деревни

31

 

1

Крестьянская изба

5

«В горнице моей светло»(изба). Русская печь. Красный угол. Окно. Подклет. Крыльцо. Лавка. Стол. (Лекция. Практикум)

2

Крестьянский двор

6

Сбруя. Кнут и рожок. Барабанка. Конюшня. Седло (Лекция. Составление тестов)

3

Земледельцы

7

Загадки хлебопашества. Амбар. Изба для хлеба (рига). Овин. Плуг. Соха. Борона. Коса. Серп. Вилы. Трепало. Гумно. Цеп. Мельница. (Лекция. Составление тестов)

4

Крестьянская утварь

3

Соль и солонка. Квашня-символ плодородия. Бочки. Сосуд. Кубок. Ушат. Рушники.

5

Крестьянская одежда

3

«Сорока». Шугай. Балахон. Юбка. Сарафан. «Чулочек расписной» (Лекция)

6

Ремесленники

7

Прялка. Пяльцы. Лапти. Лодка. Пряник. Народная игрушка. Колокола. (Лекция)

 

Раздел II Народные традиции и праздники

4

Святки. Евдокия. Масленица. Пост. Верба, бей до слез. Пасха. Красная Горка. Троица. Покров. Январь. Душа человека. Крест. (Лекция. Дискуссия. Проектная работа учащихся. Защита проектов)

 

Итого:

35

 

Возможны посещения музеев: Музей прикладного искусства и быта России ХУНв. в Патриаршем дворце. Гостиный Двор, Культурно-образовательный центр ЭТНОМИР в Калужской области и д

Использованная литература

  1. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. М., 2005

  2. БеловинскийЛ.В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М., 2004

  3. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991

  4. Дорожкина Н.И. (статья «Мы идем в музей!». «История», №20,2007)

  5. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М.Д977

  6. Забелин И.И. Домашний быт русского народа в 16-17 вв. Т.1-3. М., 1895-1901

  7. Ключевский И.О. История русского быта. М., 1995

  8. Короткова М.&. Путешествие в историю русского быта. М., 2006

  9. Кончаловская Н. Наша древняя столица. М., 1996

  10. Калашников В. Славянская мифология. М., 2003

  11. На Буяне, славном острове (сборник русского фольклора). Л., 1976

  12. Русские иконы. М., 2004

  13. Энциклопедия для детей. История религии. Т.6. 4.2; История России. Т.5.Ч.2. М., 1996-1997

Далее приведены в качестве примера две лекции по разным темам курса:

Тема З. Земледельцы

Волшебный плуг.

Четырнадцатого мая - день святого пророка Иеремии. В народе этого святого называют по-своему - Еремей-запрягальник, да к тому же еще и приговаривали: «Еремей, подыми лукошко с семенами». Все просто - пора поля засевать, тепло пришло. Говорят, что о готовности земли к посеву можно узнать, не имея для этого какого-то образования. Обычно в деревнях люди клали руки на землю и замечали: если земля теплая, то уже нет никакой опасности для семян, а вот если прохладно, зябко рукам, то явно в недрах еще лед не растаял.

Вообще посев- это дело серьезное. Семена люди готовили загодя, выбирая при этом самые хорошие. Помимо различных бытовых хитростей (где хранить зерна, как хранить) были еще и общепринятые обереги. Например, во многих регионах России первую ритуальную горстку зерна принято было держать в красном углу, за иконами. В день посева обязательно ходили в церковь, служили молебны на нивах, окропляли святой водой землю-кормилицу. Вступая в поле, засевалыцики молились на три стороны, кроме северной. Затем они бросали на каждую сторону по горсти жита с низким поклоном и только потом уже приступали к посеву. Говорят, что тот, кто на ниве потеряет, тот и хлеб имеет. Действительно, тяжелый это труд, но одними руками землю не обработаешь. Именно поэтому светлые умы придумали себе подспорье - плуг и другие почвообрабатывающие орудия. Слово «плуг» славянского происхождения и означает оно «плывущий, ползущий по земле» - почти что корабль. На первый взгляд, конструкция не такая уж и сложная, но на самом деле совсем не простая.

Мы знаем, что в русских деревнях были распространены плуги трех видов - малороссийский, русский и сабан. Плуги разных типов отличались деталями конструкции, размерами, однако все они имели полоз, ассиметричный лемех и резец. Такое устройство плуга позволяло отрезать пласты земли по вертикали, подрезать их снизу, переворачивать на одну сторону и приваливать один к другому. Глубина пахоты на целине была не менее 13-18см, на мягкой земле -31см, а ширина пласта достигала 50см.

Корпус плуга состоял из полоза с лемехом, отвала, двух рукояток, стойки, грядиля, резца (резака, плужного ножа). Надо сказать, что некоторые плуги были настолько громоздкими и тяжелыми, что запрягать в них приходилось до шести пар волов.

С плугом у народа были связаны некоторые сказания. Так, по одному из них, первый плуг дали людям святые Борис и Глеб. Они же сделали и первую борозду. В старинной легенде говорится, что в далекие времена, когда никто еще не знал плуга, Бог послал людям страшное наказание в лице чудовищного змея, который каждый год требовал себе в жертву юношу. Так продолжалось сто лет, до тех пор пока один из обреченных на смерть не попытался спастись. Убегая От змея, он ворвался в кузницу к святым Борису и Глебу. Борис же схватил змея, преследовавшего юношу, раскаленными щипцами за язык, впряг его в плуг и сделал первую глубокую борозду. Затем загнал змея в море и утопил. После этого Борис стал ковать плуги и раздавать их людям.

В сказаниях русского народа плугом (сохой) могли управлять только могучие богатыри, такие как Микула Селянинович, Никита Кожемяка, языческие боги, например Перун, христианские святые - Борис, Глеб, Козьма, Демьян. Во многих колядках, исполнявшихся во время святок, говорится о том, что землю пашет Иисус Христос, святой Петр помогает, а Богородица засевает ее зерном.

Плуг, по представлениям русского народа, обладает магической силой. Считалось, что лемех плуга, положенный под стол в ночь на Новый год, даст плодородие земле. С помощью плуга можно предотвратить гибель скота и людей. Для этого надо ночью пропахать плугом борозду вокруг деревни, выполняя определенные ритуальные действия. Стоит отметить, что в подобном обряде участвовали только девушки и старые женщины. Они надевали длинные белые рубахи, распускали волосы, причем одна или две из них впрягались в оглобли плуга, а еще одна - управляла им. Остальные шумели, кричали или пели особые песни. Плугом они проводили некую границу, за которую нечистая сила и различные холеры не могли уже пройти.

Тестовые задания (для контроля изучения Раздела I) (правильные ответы выделены)

1. Что такое толока?

  1. совместная работа общинников

  2. так называлось место, где обмолачивали зерно

  3. каша

2. Что в крестьянской среде называлось «беседой»?

  1. сговор между родителями жениха и невесты по поводу предстоящей свадьбы

  2. будничные посиделки крестьян

  3. собрание крестьян накануне сбора урожая

3. Как называлась основная кухонная утварь, которой пользовались крестьяне?

  1. загнетка

  2. горшок

  3. котелок

4. Что у российских крестьян называлось свяслом?

  1. соломенный жгут для связывания снопов

  2. лодочные весла

  3. высокие стога сена

5. Как называлась верхняя длинная крестьянская одежда из грубой шерстяной материи в виде
халата?

  1. армяк

  2. кафтан

  3. рубище

6. Чтобы определить «спелость земли» - срок начала весенней пахоты, крестьяне брали горсть
земли и крепко сжав ее в кулаке - выпускали. В каком случае считалось, что земля готова к
севу?

  1. если земля упадет комком

  2. если земля рассыпается при падении

  3. если большая часть земли останется на ладони

7. Что крестьяне называли потравой?

  1. пищу для скота

  2. покосные луга

  3. вытаптывание скотом посевов

8. Какую сельскохозяйственную культуру крестьяне традиционно считали самой надежной и
урожайной?

  1. гречиху

  2. пшеницу

  3. рожь

9. Что такое литовка?

  1. грабли с короткой ручкой для сгребания сена

  2. большая русская коса на длинном черенке

  3. серп, который использовали во время жатвы хлеба

10. Что крестьяне называли вервью?

  1. льняную и пеньковую веревку

  2. глубокие овраги

  3. упряжь для лошадей

Также в качестве творческого задания по разделу I можно предложить отгадать загадки и нарисовать отгадки к ним.

  1. Щука-вертуха хвостом махнула,
    Леса пали, а горы встали. (Покос)
  2. Возле Вани.
    На кургане
    Стоит курочка с серьгами. (Овес)

  3. Столбики точеные,
    Головки золоченые. (Рожь)
  4. Широко, а не море.
    Золото, а не деньги.
    Сегодня на земле,
    Завтра на столе.(Пшеница)

  5. Стоят на полянах
    Мужички в желтых кафтанах.
    (Снопы на поле)
  6. Без чего хлеба не испечешь?
    (Без корки)

Существует много пословиц и поговорок о земле и крестьянской работе. Объясните, как понимаете их.

  • Держись за соху: она кормилица.
  • У матушки-сошки золотые рожки.
  • Межа не стена, а перелезать нельзя.
  • Чья земля, того и хлеб.
  • Пашню пашут, руками не машут.
  • Иглой да бороной деревня стоит.
  • Каково волокно, таково и полотно.

Раздел II. Народные традиции и праздники. Самый большой хоровод.

Все праздничные дни, которые следуют за Пасхой, овеяны самыми светлыми красками, и, наверное, именно поэтому вся неделя носит название Светлой. По людским верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай и всякий умерший в это время попадает именно туда. Царские врата в церквях тоже открыты - это все для того, чтобы люди помнили о жизни вечной.

Надо сказать, что дни недели на Светлой седмице имеют свои названия. Прежде всего они называются светлыми, т.е. светлый понедельник, светлый вторник и т.д. Затем идут некие индивидуальные названия. Так, к примеру, понедельник светлой седмицы называется днем благотворительности. В этот день принято ходить в больницы, давать милостыню, пожертвования на всякие благие дела и т.д. Четверг считается прощеным днем, а вот суббота в народе именуется хороводницей. Само слово говорит за себя: начинаются весенние хороводы, время молодых и незамужних. Следом за субботой идет воскресенье - Красная горка. О Красной горке в народе много рассказов ходит, но, несмотря на их разнообразие, сюжеты сводятся к одному - к свадьбе. Говорят, что в этот день хорошо играть свадьбы, якобы очень удачная жизнь будет. Но, прежде чем сделать этот сложный жизненный шаг, следует все же хорошенько присмотреться к своему спутнику. Когда, как не на Красной горке, можно это сделать. Конечно, одного дня, может быть, и недостаточно для оценки, но люди привыкли считать, что первое впечатление о человеке оказывается наиболее правильным. Красная горка - это настолько большой праздник, что зачастую выходит далеко за пределы одной деревни. Как правило, к этому дню готовятся загодя: собирают совет, выбирают место и время проведения, согласовывают расходы, которые бывают немаленькими. По традиции хороводы начинают водить с самого утра. Конечно, это удел подростков, которые только-только вошли в соответствующую половозрастную группу. А вот уже днем на улицу выходят все, кто постарше.

Говорят, что Красная горка настолько многочисленна, что можно просто потеряться в толпе. Бывает, что само шествие на горку (главное место всего праздника) может растянуться на несколько километров. Такой хоровод называют «столбовой», или просто «столбы водить». Конечно, имеются некоторые технические сложности: те кто идет впереди, не слышат, что поют сзади. Несмотря на это, специальные запевалы стараются поддерживать гармоничное состояние всего хоровода. Такая процессия двигается очень медленно, да и куда торопиться? Некоторые успевают даже переодеться в новый наряд. Кстати о нарядах.

К этому дню девушки готовят самые лучшие свои костюмы, украшения. Все это напоказ, каждая считает, что должна выделиться среди других, все свое умение, терпение, талант девушки собирают на выход. Считается, что по внешнему виду о человеке можно узнать многое. Взять, к примеру, головные уборы девушек - повязки, перевязки, которые надевали исключительно на праздничные гуляния. Перевязкой в народе называли головной убор в виде обруча из бересты, картона или простеганной в несколько рядов ткани. Эта нехитрая конструкция была обтянута парчой, шелком, ситцем, расшита многочисленными орнаментами. Сзади к перевязке были пришиты ленты, благодаря которым, собственно, перевязка и держалась на голове. Что же до повязки, то она несколько отличалась от перевязки - была тоньше и мягко облегала голову. Повязка представляла собой полоску ткани (шелк, бархат, парча, кумач) на подкладке из холста. Ширина повязки была от 5 до 25см, а длина составляла около 50 см. Повязку надевали на лоб или темя и завязывали тесемками на затылке под косой. Сзади к повязке пришивали две лопасти из шелка или парчи на подкладке.

Надо сказать, что эти девичьи головные уборы были очень распространены по России. Локальные различия были лишь в орнаменте. Так, на севере повязки, перевязки украшали больше золотом, перламутром, цветным стеклом. К передней части прикрепляли поднизь из бисера и жемчуга, которая спускалась на лоб почти до бровей. А вот на юге помимо расшивки любили использовать много разноцветных лент, которые красиво спускались на спину девушки. Еще южане любили использовать перышки селезня, павлина, индюка, а также украшать головной убор искусственными цветами. Такие перевязки были схожи с украинскими венками, да так и должно быть: юг есть юг - солнце, яркие цветы, горячие сердца.

Тестовые задания (для контроля изучения Раздела II) (правильные ответы выделены)

1. Какая примета, связанная с духовенством, бытовала в русском народе?

  1. если встретишь попа или попадью, возвращающихся домой, - к удаче

  2. если в первый день Нового года первым встретишь попа - будешь с урожаем

  3. поп попадется навстречу - к несчастью

2. Почему на праздник Пресвятой Троицы православные храмы украшаются ветками березы?

  1. зелень символизирует вечную жизнь

  2. зелень символизирует терновый венок Христа

  3. зелень символизирует процветание православной религии

3. На какой период приходится Великий пост?

  1. от Масленицы до Пасхи

  2. от Рождества до Крещения

  3. от Крещения до дня Святой Троицы

4. Как называют любое учение, не соответствующее церковным догмам?

  1. откровения

  2. ересь

  3. колдовство

5. На какой праздник приходился обряд колядования?

  1. на Красную горку

  2. на Святки

  3. на Масленицу

6. Назовите одного из наиболее почитаемых святых русской православной церкви?

  1. апостол Петр

  2. Николай Чудотворец

  3. Иоанн Креститель

В качестве творческого задания по разделу II предлагается объяснить пословицы и поговорки связанные с природой и приметами.

  • Вешний день целый год кормит,
  • Федул на двор заглянул - пора серпы зубрить.
  • Ивановские дожди - лучше золотой горы.
  • До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина дня - пуд навозу.
  • Снег глубок - год хорош.
  • Март сухой да мокрый май - будет каша и каравай.