Внеклассное мероприятие "Своя игра" на тему "России славные сыны"

Разделы: История и обществознание


Тема воспитания гражданственности, патриотизма не нова в отечественной педагогике, вместе с тем она и сегодня не исчерпала своей актуальности для русского человека.

Успешно реализовать задачи гражданского воспитания в современном обществе помогают новейшие педагогические технологии, в том числе информационные и игровые, обеспечивающие проявление воспитанником собственной нравственной, гражданской позиции.

Одним из эффективных средств интерактивного обучения являются внеклассные занятия, проводимые по игровой технологии «Своя игра». Это известная развивающая, интеллектуально-творческая, познавательная телевизионная игра, её многие видели и знают. «Своя игра» состоит из основного раунда и «своей игры».

Для проведения игр педагогом созданы электронные презентации – цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), в том числе, «России славные сыны» (см. приложение № 1), которые апробированы на практике в течение трёх лет в МОУ ДОД «Дом детского творчества» в селе Карагай Пермского края и адаптированы для учебно-воспитательной деятельности. Материал соотнесён с актуальными требованиями развития общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

«Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями».

Вследствие гибкости игровой технологии, во время игры подросток сталкивается с ситуацией выбора, благодаря которой он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации.

Учебно-познавательную деятельность ребят стимулирует не только интересный материал и методы воспитания, но и та атмосфера, в которой протекает образовательный процесс.

Игра создаёт атмосферу гуманности, опирается на основные принципы гуманно-личностной педагогики:

  • На сотрудничество с учащимися
  • На веру в способности каждого воспитанника
  • На чувство удовлетворения от совместного пребывания на занятии педагога и воспитанника

В обстановке доброжелательности, уважения, доверия, сопереживания подросток охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Игра позволяет ценить личностные достоинства ребят: их самостоятельную мысль, склонность к творческому поиску, упорство, стремление к решению более сложных задач.

Рефлексия, проводимая среди участников игры, показывает, что ребятам нравится принимать участие в игре, которая вызывает у них положительные эмоции. Приведём некоторые отзывы ребят:

«Мне очень понравилась «Своя игра». Было очень интересно отвечать на разные, любопытные вопросы. Я узнала много интересного и полезного. Эта встреча мне очень понравилась» (Мария Н).

«Эта игра мне помогла получить новый опыт, знания. Здесь мы научились работать в команде, понимать друг друга. Я очень рад, что поиграл в этой игре» (Влад Ю.).

Всё, что мы вкладываем в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем достойных граждан и патриотов своей Родины, значит, можно быть уверенными и в развитии и в становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания молодёжи.

Цель игры: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание и становление личности воспитанников.

Задачи:

  1. Формировать у молодого поколения чувства сопричастности к судьбе Родины через знание истории и литературы своей страны;

  2. Развивать творческие и познавательные способности воспитанников (умения логически мыслить, анализировать, делать выводы, обобщать; навыки использования учебной литературы, энциклопедий, карт, статистических данных, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;

  3. Развивать волю и стремление к самостоятельности в достижении положительного результата;

  4. Формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свою страну, патриотические идеалы;

  5. Формировать умения и привычки работать в коллективе

Прогнозируемый результат:

  1. Повышение качества учебно-воспитательного процесса с помощью использования предлагаемых материалов.

  2. Формирование ключевых компетенций (гражданских, социальных, информационных).

  3. Стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности.

  4. Развитие навыков логического мышления и анализа; взаимодействия, коммуникации.

  5. Саморазвитие и самоутверждение учащихся или развитие благодаря другим участникам, определение собственной позиции по отношению к окружающей реальности.

Игра пройдёт успешнее, если до начала игры провести подготовительную работу: организовать в библиотеке выставку книг, которые помогут ребятам подготовиться к участию в игре, сформировать из ребят исследовательские группы по интересам для сбора исторической информации по темам: «Политические и государственные деятели России», «Выдающиеся полководцы», «Герои войны и труда», «Замечательные люди Пермского края».

Сценарий внеклассного мероприятия «Своя игра» на тему «России славные сыны»

Ход игры

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята! Мы рады встрече с вами! Сегодня у нас в гостях «Своя игра». Это известная интеллектуально-творческая телевизионная игра, её многие видели и знают. «Своя игра» состоит из основного раунда и «своей игры».

Тема нашей игры - «России славные сыны», и выбор этой темы далеко не случаен. Мы живём в России и по праву гордимся нашей замечательной страной.

А родина наша по праву гордится своими славными сынами и дочерьми.

История нашей страны полна героизма, романтики, патриотизма, насыщена интересными событиями, представлена удивительными личностями.

Сегодня, в ходе игры, мы воспроизведём в памяти наши знания, вспомним своих соотечественников и выявим знатока истории и культуры. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.

Сегодня в игре участвуют 4 команды. Какие именно? Сейчас мы узнаем.

Команды получают первое задание: «Придумайте название своей команды и оформите его на визитной карточке».

После выполнения задания идёт представление команд и состава жюри.

Блицопрос (выборы капитанов команд)

Первый вариант

  1. Кто являлся Верховным Главнокомандующим Советской Армией в годы Великой Отечественной войны? (Иосиф Виссарионович Сталин)

  2. Назовите Великого князя Владимирского и Московского, одержавшего победу на Куликовском поле. (Дмитрий Донской)

  3. Назовите имя и фамилию человека, вновь освоившего управление самолётом после ампутации обеих ног. (Алексей Маресьев)

  4. Этому литературному герою-солдату Великой Отечественной войны поставлен памятник на родине его автора в древнем русском городе Смоленске. Назовите автора и его героя (Александр Трифонович Твардовский и Василий Тёркин)

Ведущий:

Дорогие ребята! Перед вами экран, который разбит на сектора по определённым темам. Каждая тема включает в себя 5 вопросов различной степени трудности. Самый лёгкий вопрос стоит 10 очков, самый трудный – 50 очков. Игрок, давший верный ответ, получает право ответить первым на следующий вопрос. Если дан неверный ответ, то очки вычитаются, а право первого хода переходит к следующему участнику игры. На вопрос отвечает первым тот, кто первым поднимет сигнальную карточку.

Соотечественники

10

20

30

40

50

Полководцы

10

20

30

40

50

Герои

10

20

30

40

50

Земляки

10

20

30

40

50

Сектор «Соотечественники»

10 – Назовите основателя столицы нашей Родины

Юрий Долгоруков, Суздальский князь, Киевский князь, шестой сын Владимира Мономаха.

20 – Назовите всех президентов Российской Федерации

Борис Николаевич Ельцин (1991 – 1999),

Владимир Владимирович Путин(1999 – 2007),

Дмитрий Анатольевич Медведев (2007 – по настоящее время)

30 – Кому принадлежат эти строки:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Душ прекрасные мотивы.
Товарищ верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена

Александру Сергеевичу Пушкину – русскому национальному поэту, основоположнику русского литературного языка, певцу свободы.

40 – Назовите общественного деятеля конца 60-70-х годов XX века, одного из лидеров правозащитного центра, диссидента, российского физика, одного из создателей водородной бомбы в СССР, академика АН СССР, депутата Государственной Думы СССР

Андрей Дмитриевич Сахаров (1921 – 1989). Именно он вместе с академиком Курчатовым выступал против ядерных испытаний. В 1966 году в Президиум Верховного Совета послал телеграмму с протестом против преследования диссидентов за убеждения, почти все личные сбережения передал на строительство онкологической больницы и Красному Кресту, в 1975 году ему была присуждена Нобелевская премия мира, в1980 году выступил перед западными журналистами с осуждением ввода советских войск в Афганистан. После этого был лишён правительственных наград и премий, без суда был сослан под милицейский надзор в Горький. В 1986 году М.С. Горбачёв разрешил ему вернуться в Москву. С 1989 года стал народным депутатом СССР от Академии наук. В Вашингтоне получил премию мира имени Альберта Эйнштейна.

50 – Памятник этим людям стоит в самом центре Москвы на Красной площади. Свой подвиг они совершили в 1612 году. Назовите их имена. Какой праздник отмечается в нашей стране в память о событиях 04 ноября 1612 года?

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

4 ноября 1612 года в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву против польских интервентов, что положило начало выходу страны из кризиса Смутного времени.

В настоящее время 4 ноября в России отмечается как День народного единства. День народного единства является свидетельством единения людей в служении обществу. Новый праздник призван напомнить о том, что мы, россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям, вероисповеданиям, - единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

День народного единства проникнут идеями национального согласия, сплочения общества. Это праздник взаимопонимания, милосердия, заботы о людях.

Сектор «Талантливые полководцы»

10 – Он отличился в русско-турецкой войне. В 1812 году был назначен главнокомандующим русской армией. После Бородина получил звание фельдмаршала, а после изгнания французов – титул светлейшего князя Смоленского. Назовите этого талантливого полководца.

Кутузов Михаил Илларионович (1745 – 1813), светлейший князь Смоленский (1812), русский полководец, генерал-фельдмаршал. Ученик А. В. Суворова.

20 – «Краса русских войск», - говорили о нём офицеры. Князь, военачальник, генерал, происходил из грузинского царского рода. Был участником штурма Очакова и Измаила. Блистательно проявил себя в войне 1812 года. Был смертельно ранен на Бородинском поле.

Багратион Пётр Иванович (1765 – 1812), князь, российский генерал от инфантерии (1809).

30 – Этому человеку звание Героя Советского Союза было присвоено четыре раза! История определила ему ведущую роль в ходе Великой Отечественной войны. «Сильная воля», «Железное упорство», «Жёсткий характер», - так характеризуют его сослуживцы. О ком идёт речь?

Жуков Георгий Константинович (1896 – 1974), командир Красной армии в годы гражданской войны, маршал Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

40 – Выдающийся русский полководец, автор новой системы обучения и воспитания защитников Отечества. Более пятидесяти лет посвятил военной деятельности, участвовал в семи войнах. За ним были готовы идти в огонь и в воду. Прошёл службу от капрала до генералиссимуса, не проиграл ни одного сражения. Назовите его имя.

Александр Васильевич Суворов (1729 – 1800).

50 – Русский князь, выдающийся полководец и государственный деятель. Выиграл крупное сражение со шведами, когда ему было только 20 лет. Эта победа принесла ему историческую славу, а русскому народу – безопасность западных границ Руси. Был причислен к лику святых. Кто он? Назовите два самых ярких его сражения.

Александр Ярославич Невский (1220 – 1263) – князь новгородский, с1236 года великий князь владимирский, с1252 года – православный святой.

В1240 году он одержал победу в битве на реке Нева над шведским отрядом, вторгшимся в русские земли.

В 1242 году объединённое новгородское и владимиро-суздальское войско под началом Александра Невского разгромило немецких рыцарей Ливонского ордена.

Решающим сражением стала битва 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера, получившая название Ледового побоища.

Сектор «Герои»

10 – Кто впервые в истории человечества совершил полёт в космос на космическом корабле «Восток»? Когда это было? Назовите точную дату.

Гагарин Юрий Алексеевич (09.03. 1924 – 27.03. 1968 гг.) – первый космонавт, полковник, Герой Советского Союза.

12 апреля 1961 года впервые в истории человечества совершил полёт в космос, облетев Землю на космическом корабле «Восток». Полёт длился 108 минут. Полёт Гагарина стал событием мирового значения.

20 – Назовите российского учёного и конструктора, основоположника отечественной и практической космонавтики, организатора ракетной и космических программ, создателя баллистических и геофизических ракет, первых искусственных спутников Земли.

Королёв Сергей Павлович (30.12. 1906 – 14. 01. 1966 гг.) – главный конструктор ракетно-космических систем, дважды Герой Социалистического Труда (1956,1961 гг.), действительный член АН СССР, Лауреат Ленинской премии (1957) и Золотой медали имени К.Э. Циолковского(1958).

В августе 1957 года под его руководством была разработана и запущена сверхдальняя межконтинентальная многоступенчатая баллистическая ракета, 4 октября – первый в мире искусственный спутник Земли. В 1961 году создан первый космический корабль. В дальнейшем под руководством С.П. Королёва состоялись полёты межпланетных автоматических станций.

30 – Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов он совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв, лично сбил 62 самолёта противника. Кто он?

Кожедуб Иван Никитович (08. 06. 1920 – 08.08. 1991 года) – лётчик-истребитель, маршал авиации (1985). Трижды Герой Советского Союза.

40 –

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя на груди».

Наиболее значительные произведения автора этих строк, Героя Социалистического Труда, посвящены периоду Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Назовите его имя.

Константин Михайлович Симонов (1915 – 1979 гг.) – русский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974), автор трилогии «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».

50 –Трижды Герой Социалистического Труда, советский авиаконструктор, с его именем связано большинство успехов отечественного самолётостроения, создал свыше 100 типов военных и гражданских самолётов. На его самолётах выполнено 28 уникальных перелётов, в том числе перелёт В.П. Чкалова и М.М. Громова на АНТ-25 через Северный полюс в США. Назовите его имя.

Туполев Андрей Николаевич (10.11.1888 – 23.12 1972 гг.) – российский авиаконструктор, генерал- полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР. На самолётах Туполева установлено 78 мировых рекордов.

Сектор «Замечательные люди Пермского края

10 – В городе Перми одно из средних специальных учебных заведений носит имя Николая Гавриловича Славянова. Кто он?

Славянов Николай Гаврилович (1854 – 1977гг.) – российский электротехник, один из создателей дуговой электросварки. Разработал сварку металлическим электродом с предварительным подогревом изделия (1888г.). Впервые применил для электросварки электрический генератор.

20 – В XVIII веке большую роль в развитии металлургии Прикамья играли казённые горные начальники, отвечавшие за развитие промышленности края. Кто был первым казённым начальником нашего края? Его по праву считают основателем города Перми.

Татищев Василий Никитич (1686 – 1750 гг.) – военный и государственный деятель, учёный. Более сорока лет его жизни приходятся на военную и административную службу.

С 1720 по 1723 годы управляет горными заводами на Урале, по его инициативе был построен завод на реке Егошихе в Перми.

Создатель «Истории Российской».

30 – Гайдар (настоящая фамилия Голиков) Аркадий Петрович (1904 – 1941 гг.) – русский писатель. С 1925 по 1927 годы жил в г. Перми, активно публиковался в газете «Звнезда». Здесь свет увидело первое произведение («Угловой дом»), подписанное псевдонимом «Гайдар».

Что обозначает этот псевдоним? Каково его происхождение?

Существуют две версии происхождения псевдонима «Гайдар»:

1 версия: «Гайдар» в переводе с тюркского означает «всадник, скачущий вперёд».

2 версия: это аббревиатура фразы «Голиков Аркадий де (из) Арзамаса».

40 – Этот поэт не жил на пермской земле, он лишь приезжал сюда и пробыл здесь недолго. Но эта поездка сыграла важнейшую роль в становлении его как поэта и прозаика. Сам он называл это время «одним из лучших в этой жизни». В 2009 году в Перми ему открыт памятник. Кто он?

Пастернак Борис Леонидович (1890 – 1960 гг.) – русский писатель, автор известного романа о судьбе русского интеллигента «Доктор Живаго», Лауреат Нобелевской премии (1958 г.)

50 – Более ста лет тому назад его дед, купец и промышленник, внёс большую сумму денег на строительство театра оперы и балета в г. Перми. До наших дней сохранился их семейный особняк на улице Сибирской. В нём сейчас находится школа-гимназия, создан музей. Чьё имя носит эта школа?

Дягилев Сергей Павлович (1872 – 1929 гг.) - русский театральный и художественный деятель, первый балетный импресарио XX века, который прославил русское искусство за рубежом. Организатор исторических русских концертов, за границей создал труппу «Русские балеты Дягилева».

Подведение итогов основной игры

Ведущий:

А теперь второй, решающий тур. Он называется «Своя игра». Тур может совершенно изменить положение. Правило второго тура: я задаю вопрос, игроки на листочках пишут ответ, а рядом ставят количество очков. Если вы уверены в ответе – ставьте больше очков, если не уверены – меньше. Если ответ верный, то команде присуждается написанное игроками количество очков, а если ответ неправильный, то команда лишается указанного количества очков. Вы можете всё потерять, или же наоборот – всё приобрести!

А сейчас внимание, вопрос второго тура:

Талантливый полководец, государственный и культурный деятель. Именно ему принадлежит большая заслуга в создании регулярной армии и флота. Кто он?

Пётр I Великий (1672 – 1725 гг.) – русский царь с 1682 года, первый император с 1721 года, провёл реформы государственного управления. Возглавлял армию в Азовских походах 1695 – 1696 гг., в Северной войне 1700 – 1721 годов.

Заключительная часть

Подведение итогов игры, награждение победителей

Рефлексия (проводится письменно) - участникам предлагается закончить предложение «Мне особенно дороги славные сыны России…»

Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Мы вспомнили многих достойных сынов Отечества, которыми по праву гордится Россия.

Любите свою Родину, изучайте историю своего народа, будьте достойными продолжателями славных традиций!

Я хочу пожелать вам всего самого доброго и светлого. Учитесь верить, смотрите в будущее с оптимизмом! И тогда у вас всё получится.

Использованные источники

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006. – 12 CD – ROM.

  2. Воронина Н.Г. Внеклассное мероприятие «Своя игра» на тему «Символы России» - (http://festival. 1 september. ru).

  3. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность: беседы, классные часы, вечера, праздники/авт. – сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. -172 с.
  4. Гражданско-патриотическое воспитание – социальный заказ России/ под ред. О.В. Рыпневской. – Краснокамск: МУ «Информационно-методический центр», 2005. – 91 с.
  5. Князева Н.А. Маленький пермяк. Азбука краеведа. Учебное пособие по краеведению. – Пермь: Книжный мир, 2000. – 79 с.
  6. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 21-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 91 с.
  7. Патриотическое воспитание школьников. 5 – 11 классы: устные журналы, тематические вечера, литературные композиции/ авт.-сост. Н.А. Белибихина, Л.А. Калитвенцева, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 129 с.