Разработка урока математики в 6-м классе по теме "Нахождение числа по его дроби" с мультимедийной презентацией

Разделы: Математика


Тема: Нахождение числа по его дроби.

Тип урока - урок проверки знаний и умений.

Форма урока – урок-путешествие «Удивительный мир Тюменского края».

Цели: проверить знания и умения учащихся в ходе решения задач, развивать навыки решения задач, развивать логическое мышление, прививать любовь к родному краю, способствовать повышению интереса к предмету математики.

Задачи урока:

Образовательные: отработать навыки нахождения числа по его дроби; учить решать примеры и текстовые задачи; проверить уровень сформированности знаний по данной теме через различные формы работы.

Развивающие: развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса, стремления к преодолению трудностей, расширения кругозора; активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств,

Воспитательные: воспитание настойчивости, упорства в достижении цели,  ответственности за общий результат.

Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование - мультимедийная презентация по теме "Нахождение числа по его дроби" (приложение 1). Данная презентация снабжена красочными иллюстрациями, звуковым сопровождением (приложение 3),  она  позволит сократить время, которое учитель тратит на подборку наглядного материала, для выполнения записей на доске, для проверки решения заданий, которые приведены в презентации и для удобства учащихся - на карточках (приложение 2). Поэтапное выполнение всех действий помогает лучшему пониманию и запоминанию информации. После каждого этапа учащиеся делают соответствующие выводы либо самостоятельно, либо с помощью учителя.

Ход урока

I. Оргмомент.

Вступительное слово учителя:

Ребята, здравствуйте! Вы знаете, что нет ничего лучше, краше, чем наша с вами Родина, тот уголок земли, где вы родились, тот уголок, который зовется Тюменской областью. Мы с вами знаем, что наша область славится не только нефтью и газом, но она славится своей историей, традициями, славится своими людьми и своей огромной территорией. И (слайд 1) я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в удивительный мир Тюменского края, где вы сможете открыть для себя много интересного и неизвестного, а для этого вам пригодятся знания по теме – Нахождение числа по его дроби (слайд 2).

II. Решение примеров и задач.

Учитель: Устройтесь поудобнее, вспомните, все ли у вас готово к уроку: ручка, тетрадь, знания – готово? Мы отправляемся.

Первая остановка: (слайд 3) «Ямальские мамонты» (звучит фонограмма «Песенка мамонтенка»).     

Учитель:

В 1979 г. на р. Юрибей на Ямале обнаружен полный скелет мамонта с остатками шкуры и внутренних органов. После этого в 1988 на этой же реке было найдено тело трехмесячного мамонтенка Маши, а в мае 2007 года там же в 2 км от чума оленевод Юрий Худи обнаружил тело, (слайд 4) полностью вытаявшего мамонтенка, весом в несколько десятков килограммов, у которого сохранилось не только тело, хобот, но и глаза. В честь жены Худи мамонтенка назвали Люба. Ученые установили, что Люба проживала 37000 лет назад, погибла в возрасте 5 месяцев. Она утонула и задохнулась в глинистой массе, где произошла ее консервация, обеспечившая ее сохранность.  Этот экземпляр единственный в мире. Люба была отправлена в Японию в школу медицины университета Дзикей для дальнейшего исследования.

Задание: (слайд 5) Сколько весил взрослый мамонт, если мамонтенок весил 50 кг, что составляет веса взрослого мамонта.

Вторая остановка: (слайд 6) «Туристическая».

Ребята, а сейчас мы с вами перенесемся в красивейший туристический центр, название которого вам предстоит узнать, решив тестовые задания. На столе найдите карточки с тестами. Решите задание, выберите верный ответ из четырех и запишите букву, соответствующую ответу в таблицу. Если задание будет верно выполнено, то вы получите название этого памятника культуры.

Задание: Выполните тест (слайды  7 - 12).

1)  всего пути от Тобольска до села равна 5 км.

Чему равно это  расстояние?

А) 25 км,    б)  км,  в)  км,    г)  4  км.

2)  В семнадцатом веке упоминается о том, что русскими в селе было построено 13 дворов, что составляет  от количества домов, которые были  к началу  ХХ века. Сколько дворов было в начале ХХ века?

а)   2,6     б)   65      в)       г)   12.

3) Высота крутого и обрывистого берега Иртыша, который  защищал город с одной стороны, соответствует  от 24. Вычислите высоту берега.
а)    30 м     б)  19,2 м.   в)   25 м      г)   120 м.
4)  В начале ХХ века мужчины было в селении 270 человек, что составляло  от общего числа людей. Сколько человек там проживало?

з)   847    и)  243  к)   618     л)  513 .

5) В Сибирской летописи упоминается об одном из событий: «В 1582 году 5 ноября казаки Ермаковской дружины отправились на рыбную ловлю на озеро, находившееся недалеко от этого села. Но царевич Маметкул ночью тихо побил всех сонных». Сколько казаков Ермаковской дружины были побиты татарами, если  их количества составляет 14 человек.

а)  20           б)340       в)   8,4         г) 200.

6) Вычислите год возведения Знаменской церкви в этом селе, если  его равны 178.

и)  1680 г.        к) 1691 г.      л)   1872г.       м) 1665 г.

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Учитель: (слайд 13) Вы справились с этим заданием.

Это село – Абалак. До присоединения Сибири к Российскому государству Абалак был татарским селением, название которого предположительно произошло от имени татарского князя Абалака – сына сибирского хана Маара. Также предполагается, что произошло с тюркского Ербалак – белая сова. По мнению путешественника Семенова-Тян-Шанского село получило название от озера Эбалак. Во второй половине XVI века был татарской крепостью и любимой вотчиной правителя сибирского ханства Кучума. О поселениях русских на месте бывшего татарского городка упоминается в дозорной книге в 1623 г.

Третья остановка: (слайд 14) «Андрюшин городок».

Это древнее городище человека эпохи Средневековья (V – VI век нашей эры). Находится недалеко от Тюмени, (слайд 15) рядом с озером Андреевское. Открыто в 1883 г. Тюменским краеведом И.Я. Словцовым. В 1951 – 52 гг. раскопки проводились В.И. Мошинской и В.Н. Чернецовым, которые обследовали два жилища. В центральной землянке обнаружены земляные нары и очаг, в культурном слое находились кости лошади, чешуя рыбы, керамика.
Чтобы узнать некоторые подробности, вам придется решить самостоятельно задачки по рядам. После того как вы их решите(слайд 16), я дам вам подсказку (слайд 16), по которой вы узнаете правильный ответ и сравните со своим результатом (ответы нужно спрятать на самом видном месте в классе).

  1. Площадь пристроя Андрюшиного городка равна 525 м2, что составляет  от внутренней площадки. Найти общую площадь городища, состоящую из пристроя и внутренней площадки.
  2. Периметр пристроя Андрюшиного городка равен 100 м, что составляет  от периметра внутренней площадки. Найти общий периметр Андрюшиного городка.
  3. Периметр  рва в оборонительной системе городка составляет 0,8 км, что составляет   расстояния от городка до Тюмени. Найдите это расстояние.

Четвертая остановка: (слайд 17) «Музейные экспонаты».

Учитель: Говоря об удивительном нашего края,  нельзя не сказать о предметах быта, о декоративно-прикладном искусстве.  Кто хотя бы раз бывал в исторических музеях, тот обращал внимание на экспонаты, которые там представлены. В нашем (слайд 18) музее тоже много экспонатов. Но о каком из них пойдет речь – выбирать вам. Для этого решите задачу (все – самостоятельно, один у доски, с последующей проверкой).
Задача: (слайд 18) Кустарь изготовил за полгода 40% всех изделий, за следующие три месяца -   часть, а в оставшиеся 3 месяца – 28 деталей. Сколько всего деталей изготовил кустарь за год?

Косторезные изделия

Плетеная мебель
из ивняка

Прялка

Колокольное
литье

153

248

105

1020

Учитель: Действительно речь пойдет о прялке (слайд 19).

Прялка – предмет обихода, устройство для ручного прядения, была распространена в Зауралье до начала ХХ века. Она служила социальным  значком статуса женщины, оберегом, связанным с родом и отчим домом. Прялки делали либо сами крестьяне, либо кустари - ремесленники и продавали их на ярмарках. Обычно прялка была подарком отца для дочери или мужа жене. Этот смысл дарения сохранял свое значение до 1920 г. В настоящее время прялка – памятник народной культуры и искусства.

Пятая остановка: (слайд 20) «Кладовая».

А теперь о самом главном и ценном, чем богат наш край, но об этом я не буду говорить. Попытайтесь найти этот клад сами. В классе спрятан клад, чтобы его найти, нужно двигаться по заданному маршруту. Весь путь указан на слайде. Но двигаться к цели можно только тогда, когда вы отгадаете задания. Итак, начали.

1)  (слайд 21) Назови следующее число в цепочке:
2)  (слайд 22) Разгадайте ребус:

 

3) (слайд 23) Какой знак действия нужно поставить, чтобы получилось верное равенство:

4) (слайд 24) Найти число,  которого составляет 12.

5) (слайд 25) Сколько на чертеже различных треугольников?

(На слайде указывается место, где спрятан клад, который учащиеся без труда найдут.)

Учитель: Молодцы, клад вы нашли.

Это кедровые орешки (слайд 26) – вкусные и питательные семена сосны кедровой или сибирской. Ими питаются кедровки, сойки, белки, бурундуки, медведи, грызуны, соболя. Со времен Ивана Грозного Сибирь была поставщиком орехов в Персию, Китай, Швецию. В дореволюционные годы заготавливали 33-50 тыс. тонн орехов. В 1920 на сибирских маслозаводах вырабатывалось до 640 тонн масла. И в наше время кедровые орешки являются самыми вкусными дарами леса.

III. Итоги урока (слайд 27).

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие по родному краю. Понравился ли вам урок, ребята? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам больше всего запомнилось? Считаете ли ваш наш край удивительным?
И еще, хочется сказать, что удивительного вокруг много. Чем старше вы будете, тем больше интересных фактов вам предстоит узнать.
(Выставить отметки учащимся).

IV. Домашнее задание (творческое по выбору) (слайд 28):

  • написать стихотворение о нашем крае;
  • написать небольшой рассказ о том, что больше всего запомнилось на уроке;
  • нарисовать рисунок;
  • составить задачу на нахождение числа по его дроби.

Список использованной литературы:

  1. Тапилина Л.А., Афанасьева Т.Л., Математика. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова. – Волгоград: Учитель, 2003.
  2. гл. ред. Шафранов-Куцев Г. Ф., Чистякова Н. Ф., Большая Тюменская энциклопедия:  4 т./ Департамент образования и науки Тюменской области, Лаборатория  региональных  энциклопедий ТюмГУ, — Тюмень: ИД «Сократ», 2009. 
  3. Картинки из Интернета:

http://kater.forum2x2.ru/forum-f10/tema-t18-80.htm
http://www.ruschudo.ru/miracles/3173/videos/
http://ddt-tob.narod.ru/fotokonkurs/00002.html
http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1804166348&viewMode=B_1803401831
http://www.ipdn.ru/rics/doc2/YA/...-zem.htm
www.ipdn.ru/rics/doc2/YA/images/...is42.gif
http://www.ipdn.ru/rics/doc2/YA/...hemy.htm
www.ipdn.ru/rics/doc2/YA/images/...is53.gif
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3248