Обучающая:
- отработать и закрепить навыки вычислений на языке программирования Pascal;
- закрепить умение организовывать и использовать циклы с предусловием и циклы с постусловием и параметром при работе с программой;
- развивать умение обобщать и систематизировать информацию;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Развивающая:
- Формирование навыков работы при создании программ, отработать приемы вставки в программу блоков цикла;
- Формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления;
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие умения планировать свою деятельность при групповой работе.
Воспитывающая:
- Воспитывать необходимость связывать уже известный материал воедино;
- Воспитывать коллективную ответственность за выполняемую работу;
- Воспитывать аккуратность при выполнении вычислений.
Задачи:
- отработать навыки обращения с математическими выражения в языке Pascal;
- отработать навыки работы при создании программ, приемы вставки в программу блоков цикла;
- развивать умение логически мыслить при поиске ошибок в действиях, требующих алгоритмический подход;
- развивать познавательный интерес учащихся; пробуждать желание к дальнейшему изучению информатики;
- учить применять полученные ранее знания в нестандартных условиях;
- развивать умение работать в группе, максимальную работоспособность и ответственность за свой труд.
Тип урока: урок-игра на закрепление изученного материала.
Оборудование: дидактический, раздаточный материал, проектор, табло, ПК с языком программирования Pascal, компьютерная тестовая программа.
Формы и методы: фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальный, наглядный, практический, беседа, исследовательский, репродуктивный проблемно-поисковый, закрепление.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.
2. Постановка темы занятия.
В игре участвуют две-три команды, в каждой по три-четыре ученика. Команды имеют названия, например, «Биты», «Байты», «Килобайты». В начале игры ведущий задает вопрос, та команда, которая первой даст правильный ответ, и будет делать первый ход.
3. Урок - Игра.
Вопрос: По чему часто ходят и никогда не ездят? (Ответ: Лестница).
Первый участник определен, а разгадав ребус узнаем вторую команду-участника.
(Ответ: Лучше трудно, чем нудно).
Третья команда отгадывает загадку:
А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это…(джойстик)
После разминки ведущий знакомит участников с правилами игры, показывая при этом схему начисления баллов (Приложение1).
Команды одновременно получают вопросы, а отвечают по очереди .
Если команда ответила правильно, тогда учитель предлагает ей выбор: забрать очки и прекратить игру, либо продолжить игру. Цена следующего вопроса будет выше. А если команда дает неправильный ответ, то все очки сгорают. Пока команда продолжает давать правильные ответы, она каждый раз имеет альтернативу - продолжить игру или остановиться (записав в свой актив стоимость очков последнего вопроса). Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество очков.
1-й блок вопросов:
«Биты» Вычислите: 20 div 6 |
«Байты» Вычислите: 20 div 4 |
«Килобайты» Вычислите: 2 div5 |
Эти задания не только помогают восстановить навыки целочисленного деления, но и указывают на специфику работы широко употребляемых функций Trunc и Round.
2-й блок вопросов:
Данные программы с линейной структурой являются простейшими и, как правило, используются для реализации обычных вычислений по формулам. Ребята на этих задачах показывают знание стиля записи программ на языке Pascal, основных операторов языка, а также умение пользоваться операторами присваивания.
«Биты» №1 Напишите программу вычисления площади параллелограмма. |
«Байты» №2 Напишите программу, вычисления объема куба. |
«Килобайты» №3 Напишите программу вычисления площади поверхности параллелепипеда. |
Пример решения учащимися задачи №1, представлен в Приложении2
3-й блок вопросов:
Вычислите Z после выполнения следующих фрагментов программ:
«Биты» x:=1; y:=-1; z:=0 if x > 0 then if y > 0 then z:=1 else z:=2;
Ответ: z = 2 |
«Байты» x:=1; y:=-1; z:=0 if x < 0 then if y > 0 then z:=1 else z:=2;
Ответ: z = 0 |
«Килобайты» x:=0; z:=0 if x > 0 then begin if z > 0 then z:=1 end else z:=2; Ответ: z = 2 |
4-й блок вопросов:
Здесь в кратко напоминаем учащимся основные отличая операторов цикла!
Оператор цикла WHILE с предпроверкой условия.
Общий вид:
WHILE условие DO тело цикла
Выполнение оператора:
Если выражение “условие” имеет значение ИСТИНА, то выполняется “тело цикла”, следующее за словом DO. В качестве “оператора” может использоваться простой или сложный оператор.
Если выражение “условие” имеет значение ЛОЖЬ, то оператор WHILE прекращает свою работу, т.е. не выполняется ни одного раза.
Оператор цикла REPEAT с постпроверкой условия.
Общий вид:
REPEAT тело цикла UNTIL условие
Выполнение оператора:
Операторы “тело цикла” выполняется хотя бы один раз, после чего проверяется выражение “условие”. Если его значение ЛОЖЬ, то операторы “тело цикла ” повторяются, в противном случае оператор REPEAT завершает свою работу.
Оператор цикла FOR с параметром.
Общий вид:
FOR счетчик:= начальное значение TO конечное значение DO
Выполнение оператора
Оператор FOR используется для организации циклов с фиксированным, заранее известным или определяемым во время выполнения программы числом повторений. Количество повторений цикла определяется начальным и конечным значениями переменной-счетчика. Цикл выполняется до тех пор, пока не будут перебраны все значения параметра цикла: от начального, до конечного.
В этом блоке учащимся предлагаются задачи, требующие применения конкретных операторов цикла для каждой задачи.
«Биты» №1 Напишите программу, которая вычисляет сумму ряда бесконечной последовательности, использую цикл REPEAT: |
«Байты» №2 Напишите программу, которая вычисляет сумму ряда бесконечной последовательности , использую цикл WHILE
|
«Килобайты» №3 Используя цикл FOR, напишите программу, которая вычисляет сумму первых членов ряда . Количество суммируемых членов ряда задается во время работы программы. |
Пример решения учащимися задачи №1, представлен в Приложении3
4. Подведение итогов. Награждение победителей. Выставление оценок.
Используемая литература:
- Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. –СПб.: БХВ-Петербург, 2008.-256с.:ил.
- Turbo Pascal для студентов и школьников / Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009.-352 с.:ил.
- Златопольский Д. М. Я иду на урок информатики: Задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001. – 2008с.
- Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 1, 2: Научно - практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. Учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Учитель, 2005. – 255с.
- Е.В. Андреева материалы курса «Методика обучения программирования на уроках информатики: лекции 1-4, 5-8. –М: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. -60с.,68с.»
- Клуб веселых информатиков: занимательные уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.Н. Горбунова, Т.П. Лунина. - Волгоград: Учитель,2009.-113 с.:ил.