В современных условиях, когда все более актуален компетентносный подход к обучению, возникает потребность в совершенствовании методики обучение школьников эффективно работать с учебным текстом, адекватно понимать его и интерпретировать. Наряду с традиционными способами с учебными текстами можно использовать технологию развития критического мышления. Она отвечает современным целям образования, способствует развитию личности учащихся, учит овладевать способами работы с информацией.
Ключевым тезисом этой технологии является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. В основе данной технологии лежит трехразовая структура урока:
- Вызов (активация, мотивация)
- Осмысление (активное чтение, слушание)
- Рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация)
Используются следующие возможные приемы и методы работы:
- постановка прямых и скрытых вопросов к тексту учителем или учащимся;
- поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
- маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;
- расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
- графическая систематизация материала текста; кластеры, таблицы, схемы;
- ведение записей.
В 8 классе при изучении человека использую технологию развития критического мышления, цель которых: формирование общеучебных навыков и умений работы с текстами параграфов школьных учебников; развитие языковой, коммуникативной компетентности учащихся, их готовности к самостоятельной познавательной деятельности.
Приведу описание одного из таких уроков, проведенного по теме «Внутренняя среда организма. Состав крови. Плазма крови».
Цель урока: углубление знаний об особенностях научного стиля изложения материала (биологического текста) и формирование навыков по усвоению его содержания.
Задачи: разъяснить роль внутренней среды в жизне деятельности организма; сформировать знания о плазме крови, её функциях, о свёртывании крови и группах крови; развивать коммуникативные навыки учащихся при существовании групповой работы; предложить формирование умений научной организации труда.
Основные приемы и методы: рассказ учителя, беседа, составление презентаций, схем, таблиц, работа по инструктивной карточке, демонстрация, наблюдение, работа в группах.
На уроке работали 4 группы. На этапе «вызова» учитель напоминает учащимся о приемах работы с научным текстом (решение задач, работа в Интернете, анализ исторических документов и др.).
На этапе «осмысление» была организована работа по смысловому анализу текста параграфов, применению способов усвоению материала. После чтения параграфа командир каждой группы выбирал одно из заданий:
- Напишите план-конспект параграфа «Внутренняя среда организма. Состав крови. Плазма крови»;
- Составьте таблицы, отражающие основное содержание «Внутренняя среда организма. Состав крови. Плазма крови»;
- Составьте все возможные схемы по теме «Внутренняя среда организма. Состав крови. Плазма крови».
- Рецензенты.
Вторая и третья группы работали с Интернет-ресурсами. Отчёт о проделанной работе представляется в виде презентации.
После самостоятельного выполнения задания выступал представитель каждой группы, затем – рецензент из четвёртой группы, который анализировал и давал оценку выполняемого задания.
- На этапе «Рефлексии» учащиеся размышляли над тем, почему важно ориентироваться в большом потоке информации, уметь ее обрабатывать и применять полученные знания при изучении школьных предметов.
Система работы с учебно-научными текстами с использованием технологии развития критического мышления помогает учащимся усвоить теоретический материал и успешно демонстрировать свои знания на уроках повторения и обобщения.
Использование в определенной системе методов развития критического мышления способствует формированию логического мышления, коммуникативной компетентности учащихся. Имеет большое значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и решении задачи возвращения грамотного читателя.
Урок по теме: «Внутренняя среда организма. Состав крови. Плазма крови».
Цель урока: формировать знания учащихся о составе внутренней среды организма и её основой- кровью; познакомить с составом, строением, значением плазмы и форменных элементов крови; расширить знания о группах крови.
Задачи:
- Формировать у учащихся новые анатомо-физические понятия: о внутренней среде организма, составе крови, переливании и свертывании крови, фагоцитозе, об относительном постоянстве состава крови,
- познакомить с понятием внутренняя среда организма, ее составы;
- Разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства ее состава;
- Сформировать знания о плазме крови, ее функции, о свертываемости крови и группах крови, форменных элементов крови.
- Продолжить формирование умений работать с учебником, с Интернет-ресурсами, анализировать, делать выводы
- Развивать у учащихся общебиологические понятия о клеточном строении, взаимсвязи строения и функции
- Развивать логическое мышление и речь учащихся путем организации их напряженной умственной работы на уроках (анализ, сравнение, обобщение, самонаблюдения, синтез).
- Развивать умения работы с различными информационными источниками, заполнять таблицы, составлять схемы.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные приемы и методы: рассказ учителя, беседа, составление презентаций, схем, таблиц, работа по инструктивной карточке, демонстрация, наблюдение, работа в группах.
Обеспечение занятия:: учебник, компьютеры, мультимидийный проектор.
Интернет-ресурсы:
- www.4medic.ru/page.php?id=390
- www.sbio.info/page.php?id=143
- sch119comp5.narod.ru/002.htm
- liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/borovkov/s_krov.html
- www.galactic.org.ua/clovo/f_k2.htm
- www.galactic.org.ua/clovo/f_k2.htm
- www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=4443
- schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Timokhina04/Anatomy/13.htm
- www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RKwui;
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели занятия.
III. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
- Делали ли вам анализ крови? При каких обстоятельствах? Объясните, зачем.
Формулируется задача для изучения всей темы: почему для определения состояния здоровья человека ему обязательного делают анализ крови? В чём значение крови в жизни организма? Для решения этих задач нужно выявить, что такое кровь, из чего она состоит, какие несёт функции, какова её роль в поддержании здоровья человека.
2. Самостоятельная работа учащихся над текстом учебника и с Интернет-ресурсами.
На уроке работают 4 группы.
- 1 группа: напишите план-конспект параграфа «Внутренняя среда организма. Состав крови. Плазма крови»;
- 2 группа: составьте таблицы, отражающие основное содержание «Внутренняя среда организма. Состав крови. Плазма крови» (презентация 1);
- 3 группа: составьте все возможные схемы по теме «Внутренняя среда организма. Состав крови. Плазма крови» (презентация 2) .
- 4 группа рецензенты.
Вторая и третья группы работали с Интернет-ресурсами. Отчёт о проделанной работе представляется в виде презентации.
После самостоятельного выполнения задания выступал представитель каждой группы, затем рецензент из четвёртой группы, который анализировал и давал оценку выполняемого задания.
3. Заключительное слово учителя (презентация 3).
Сегодня на уроке мы с вами выяснили, что кровь- самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови- важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие веществаЕдинственный жидкий орган нашего тела изучают давно. И все же таинственная алая жидкость, омывающая наши ткани, продолжает удивлять новыми загадками.
Казалось бы, перед болезнью все равны. Но... рак шейки матки встречается чаще у женщин с IV группой крови, у болеющих раком тела матки преобладает III группа. Злокачественные поражения придатков и яичников чаще встречаются у пациенток II группы. Наконец, опухоли щитовидной и грудных желез преобладают у женщин с I группой крови.
Биоэнергетик Я. Пендис установил:
- самый низкий биоэнергетический потенциал у людей с IV группой крови, чуть выше - с III группой, еще выше - со II группой, а самый высокий — у людей с I группой крови. Японские ученые убеждаются в том, что характер человека тесно связана с группой крови.
Люди со II группой крови старательны, обаятельны, умеют работать в условиях сильного стресса. Они очень способны и надежные друзья.
Обладатели III группы - впечатлительны, меланхоличны, деликатны, но очень требовательны к себе и другим.
Лучше всего иметь I группу крови. Это удачливые и непоколебимые борцы, часто лидирующие в бизнесе, спорте, искусстве. Правда, они жестки до жестокости и не останавливаются ни перед чем во имя достижения цели.
Люди IV группой крови эмоциональны, нерасчетливы, а потому часто и бедны. К тому же у них большие внутренние конфликты.
Гороскоп по группе крови.
Если у нас и во многих других странах спрашивают: «Какой ваш знак Зодиака?», то в Японии: «Какая у вас группа крови?». По мнению японцев, группа крови определяет характер и индивидуальные особенности каждого человека.
Это подтверждают исследования японского учёного И. Номи, в которых принимали участие более 1 млн. японцев.
I группа
Вы стремитесь быть лидером, боретесь за выполнение поставленной цели, верите в свои силы, не лишены эмоциональности. Однако вы очень ревнивы и суетливы, а кроме того, болезненно амбициозны.
II группа
Вы любите гармонию, спокойствие, порядок. Хорошо работаете с другими людьми. Чувствительны, терпеливы, доброжелательны. Среди ваших слабостей -. упрямство и неспособность расслабляться.
III группа
Вы индивидуалист - неприкрытый, склонный поступать так, как нравится вам. Легко приспосабливаетесь ко всему, гибки, не страдаете отсутствием воображения.
IV группа
Вы спокойны и уравновешены, обычно люди вас любят и хорошо чувствуют себя с вами. Вы умеете развлекать их, тактичны, справедливы по отношению к окружающим. Но иногда очень резки, кроме того, долго колеблетесь и с трудом принимаете решения.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 116-119; желающие готовят сообщение «Защитные свойства крови» в виде презентации.
Литература
- Н.И. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Основы гигиены и санитарии. Изд. :М. «Просвещение» 2000
- Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. Изд.: Дрофа, 2003
- Н.В. Чебышев и др. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. 2ч. Изд. :М. «Новая Волна»,2001
- Ю.Н. Чусов. Физиология человека. Изд. :М. «Высшая школа», 1999
- А. М. Цузмер и др. Биология. Человек и его здоровье. Изд. :М. «Просвещение»,1997
Использование интернета :
- www.madra.dp.ua/arctur/n12/m1.html
- www.5ballov.ru/referats/preview/23357/13
- www.ikt.oblcit.ru/34/belikh/urok25.htm
- www.4medic.ru/page.php?id=390
- www.sbio.info/page.php?id=143
- sch119comp5.narod.ru/002.htm
- liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/borovkov/s_krov.html
- www.galactic.org.ua/clovo/f_k2.htm
- www.galactic.org.ua/clovo/f_k2.htm
- www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=4443
- schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Timokhina04/Anatomy/13.htm
- www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RKwui