Цель урока: в ходе ролевой игры учащиеся формируют представление о школе Древнего Египта, учащихся и учителях древнеегипетской школы, получают представление об основах письменности и счета, усваивают понятия и определения.
Задачи урока:
1. В ходе ролевой игры, исполняя роль учеников древнеегипетской школы, учащиеся получают представление о школах Древнего Египта, продолжают формировать целостную картину этой древней цивилизации, усваивают понятия и определения по данной теме.
2. Продолжают формировать умения отбирать информацию, отвечать на вопросы, составлять вопросы и суждения.
3. Воспитывают умение работать в группе, уважение к истории, систему позитивных ценностей, гуманистической культуры.
Оборудование: плакат с изображением иероглифов и цифр; плакат с изображением бога Тота – покровителя знаний и мудрости; осколки керамических ваз, палочки для письма, черная краска; таблички с именами на булавках; проектор и слайд “Изготовление папируса”; одежда учителя, розги (пучок прутьев), “воротники” для детей. Урок – ролевая игра, поэтому обстановка в кабинете максимально условна:
– нарты вынесены, для детей стоят два-три ряда стульев;
– на стенах висят картины, изображающие египетские настенные росписи;
– экран для демонстрации слайда (можно заменить картиной, тогда не понадобится проектор);
– также на протяжении всего урока в классе находится “человек с розгами” (это может быть ученик старших классов) с пучком прутьев.
Ход урока
1. Учитель. Здравствуйте, дети! Сегодня, когда Великий Нил, вернулся в свои берега, вы, дети знатных людей Страны Солнца, дети жрецов, вельмож и писцов, в первый раз пришли в нашу придворную школу. Вам предстоит приходить сюда каждый день, рано утром, как только корма золотой лодки бога Амона – Ра появится из-за далеких гор на Востоке.
Вы проведете здесь много часов, но это время для вас не пройдет зря. Вы получите знания, накопленные мудрыми людьми, вы наполните свои уши мудростью. Так говорят у нас, в стране.
Вы станете писцами, потому что наша школа при дворе Великого Фараона, сына Солнца, называется придворная Школа писцов.
Знание в нашей стране, которую мы называем “Даром Нила”, ценится очень высоко. Помните об этом, приходя в школу. Египтяне с большим уважением относятся к грамотным и мудрым, познавшим науку и знания. О писцах поэты говорят:
Мудрые писцы
Не строили себе пирамид
И надгробий из бронзы...
Их пирамиды – книги,
Их дитя – тростниковое перо.
И память о том,
Что написано в книге, вечна.
2. А помогать вам, овладевать знаниями буду я, придворный жрец Аменхотеп. А теперь перестаньте дрожать, сядьте правильно и пусть каждый, по очереди, встанет и назовет нам свое имя.
Каждый встает и называет свое имя, написанное на карточке, приколотой на груди. Это может быть, например: “Рахотеп, сын писца, сын сборщика налогов”, “Микерин, сын начальника дворцовой стражи” и пр.
После представления детей, учитель продолжает:
3. – Вы – дети знатных родителей, и они с надеждой смотрят на вас. Дети крестьян и ремесленников не ходят в школу. Они учатся работать на земле и в мастерской.
А ты будешь писцом. Он освобожден от всяких повинностей, от работы киркой и мотыгой. Ты не будешь таскать тяжелых корзин, тебя не будут сечь прутьями. Тело твое будет гладкое, твоя рука мягкой. Ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать.
Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча, чтобы неслышно было ни звука из уст твоих. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будешь наказан. Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют.
За непослушание, за нерадивость, вы будете жестоко наказаны. Рядом со мной всегда будет Пти – “человек с розгами”. Он будет зорко следить за тем, как вы ведете себя и учитесь.
4. – А теперь я расскажу вам о нашей письменности. В течение многих дней мы с вами будем учить знаки для письма, которые называются иероглифы. (Дети повторяют название.)
– Перед вами иероглифы, которые обозначают целое слово. Это самые легкие, но вы их должны выучить.
(Демонстрируется плакат, позже его можно убрать.)
– Возьмите в руки тростниковые палочки, аккуратно обмакните их в краску и на керамических осколках попробуйте написать эти иероглифы. Постарайтесь их запомнить.
(Дети работают, затем открывается плакат, проверяется знание иероглифов. Вместо осколков мы использовали крупные камни.)
– Вы хорошо запомнили иероглифы – слова, но в нашем языке есть знаки, означающие отдельные согласные звуки.
(Показывает, просит повторить и записать.)
– Есть у нас иероглифы, которые обозначают два согласных звука. (Учитель показывает, дети повторяют и записывают.)
– Для звуков, которые поются, гласных, в нашем языке иероглифов нет. Чтобы понять, о чем написано в тексте папируса, есть знаки, которые не произносятся. Это знаки-определители, которые помогают понять, о чем идет речь.
(Демонстрирует, дети записывают.).
– Учите примерно иероглифы, ибо не всякий папирус сможете понять и прочитать, если не доучите все иероглифы. Ибо всего их в нашем языке больше 750.
На этом этапе можно провести короткий опрос. Вызвать к доске, и пусть каждый напишет какой-либо иероглиф. Детям это очень нравится.
5. Учитель. Пока вы будете учиться, писать вы будете на осколках ваз, кувшинов, глиняных черепках. А когда познаете всю письменность и станете изучать геометрию, астрономию, медицину, астрологию, вам разрешат писать на папирусе.
(Демонстрируется слайд или плакат “Изготовление папируса”.)
– Папирус – материал для письма. Он очень дорого стоит. Посмотрите на эту картину, написанную на стене нашей школы придворным художником Исхором. Здесь показан процесс изготовления материала для письма.
(Можно рассказать самому, можно по картине провести беседу, задавая наводящие вопросы. Все зависит от ситуации, от уровня учащихся и т.д.)
– Для изготовления материала для письма выбирают высокие растения, удаляют твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезают на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски кладут на смоченную водой ровную поверхность вплотную друг к другу. Сверху накладывают второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Эту кладку из двух слоев помещают под тяжелый предмет, из растения выделяется клеящее вещество, которое прочно скрепляет полоски. А потом обрезают неровности, покрывают лист тонким слоем клея из муки, чтобы не растекались чернила.
– А чтобы получилась книга, листы приклеивают друг к другу. Египетские книги называют свиток. (Показывает на слайде.) (Можно попросить детей повторить рассказ по картине.)
6. Мы с вами научились немножко понимать иероглифы, узнали, как делается материал для письма и где содержится мудрость и знания. А сейчас познакомимся с цифрами, так как государственному чиновнику – писцу надо будет много считать и записывать: сколько зерна в казне, сколько дней нужно на строительство канала, сколько рабов – пленников привели из завоеванной страны.
(Демонстрируется плакат с цифрами.)
– А теперь запишите число 15, 123, 211.
– А теперь прочтите число (2532).
Детей можно вызывать к доске, они с удовольствием пишут числа египетскими цифрами. И таких упражнений можно сделать много, если позволяет время.
7. – Вы прилежно проучились сегодняшний день, и потому ни одна розга не была сломана. Завтра, когда великий Амон – Ра появится из-за гор, мы начнем с вами следующий урок. А сейчас вы побежите домой, но давайте же вознесем славу богу мудрости Тоту, который дал народу Великого Нила знания, письменность, мудрость. (Импровизированная хвала-молитва.)
8. Домашнее задание не задается, но на следующем уроке проводится тестирование по теме.
9. Итоги урока. Оценки. (Можно заранее заготовить карточки, на которых оценки записаны египетскими цифрами, и их выдать. Это усиливает элемент игры.)