Цели:
- Обучающая: познакомить учащихся с признаками насекомых, сформировать умение отличать насекомых от других групп животных.
- Развивающая: развивать умение планировать наблюдение, умение сравнивать, умение логически последовательно излагать свои мысли, развивать внимание, воображение, память, аналитические способности,
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, коммуникативные качества.
Оборудование: картинки с изображением насекомых: пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, бабочка, божья коровка, муха; план наблюдения, лупы, энциклопедии, мультимедийная презентация Microsoft Power Point 2007.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
- А это, что за звонок? (Открываю дверь – видим конверт)
- Ребята! Нам письмо. Давайте посмотрим.
«Здравствуйте, дорогие первоклассники! Скоро Новый год, пора чудес. И я хочу сделать вам подарок – путешествие на летнюю поляну. Для этого дарю вам волшебную палочку. (Достаю палочку).
«Волшебница Зима»
- Ребята, принимаем подарок?
- Тогда в путь! Закрываем глаза и считаем до трёх.
- Раз, два, три!
II. Постановка учебной задачи
Звучит музыка
Летним деньком присядешь на цветочной поляне и невольно диву даёшься, какая интересная и разнообразная жизнь кипит кругом! Кто же здесь живёт?
Я летаю, я жужжу,
Над поляною кружу,
Яркий выберу цветок –
Буду пить душистый сок.
Разбудил меня апрель,
Я большой мохнатый … (шмель).Необычный я усатик.
Я отважный клоп - … (солдатик)В луговой траве стрекочет.
В руки к нам идти не хочет.
Скачет он на длинных ножках
Через луг, через дорожки.
Весь зелёный – и с травинкой
Можно спутать его спинку.
(Кузнечик)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка)Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки
Чёрненькие точки.
(Божья коровка)Кто над нами вверх ногами
Ходит – не страшится, упасть не боится.
(Муха)Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар)
III. Решение учебной задачи
1. Сообщение темы и целей урока
- А кто из вас знает, как, одним словом назвать обитателей цветочной поляны?
- Насекомые.
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.
- Почему всех их называют насекомыми?
- Где обитают?
- А как передвигаются насекомые, знаете?
- Ползают, ходят, плавают, прыгают и бегают.
- А чем питаются насекомые?
- Большинство из них поедает зелёные листья, стебли, некоторые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.
Пчёлы, шмели, бабочки, мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой.
Жуки-точильщики и древоточцы едят древесину и кору.
Но есть в природе и насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.
- Молодцы! Вы уже много знаете. Но вы назвали не все сведения о насекомых. Как быть?
- Исследовать насекомое.
- А знаете ли вы, как называют людей, которые изучают насекомых?
- На языке древних греков насекомое называлось «энтомос». Поэтому науку о насекомых назвали энтомологией, а людей, которые изучают насекомых, - энтомологами. И мы сегодня поиграем в энтомологов. (С помощью волшебной палочки сейчас мы превратимся в энтомологов. «Раз, два, три – в энтомологов 1 А преврати».
- У каждой группы своё насекомое. По окончанию исследования подготовьте выступление. Приступаем к работе.
2. Исследование
Групповая работа.
На столе у каждой группы картинки с изображением насекомых; план наблюдения, лупы, энциклопедии.
3. Физкультминутка (под музыку песни «В траве сидел кузнечик»)
4. Выступление докладчиков
(Презентация: муравей, стрекоза, пчела)
Итог:
- Вам понравилось путешествие по летней полянке?
- Замечательный подарок нам сделала Зимушка, но нам пора возвращаться. Закрываем глаза и считаем до трёх.
- Раз, два, три!
- Мы снова в нашем классе, а здесь нас ждёт видеописьмо.
5. Видеописьмо
1) Сообщение учёного.
Как узнать насекомых?
Удивительно, но бесконечное многообразие насекомых объединяют всего три признака.
Первый из них заключён в самом названии – «насекомые», происшедшем от слова «насечка». Приглядевшись, можно заметить, что тело любого насекомого – жука или бабочки, кузнечика или мухи – действительно состоит из отдельных члеников – сегментов (насечек). Они обеспечивают подвижность тела.
Второй общий для всех насекомых признак – это деление тела на три отдела: голову, грудь и брюшко.
И, наконец, третий признак – количество ног. У насекомых шесть ног. Помимо этого, на груди у многих насекомых образовались новые органы движения – крылья.
Всех, кто не подходит под эти признаки, нельзя назвать насекомыми.
2) Видеосюжет о жизни насекомых.
6. Итог
- Из каких частей состоит тело насекомого?
- Почему называют насекомыми?
- Где обитают?
- А как передвигаются насекомые, знаете?
- А чем питаются насекомые?
- Каких животных можно назвать насекомыми?
IV. Первичная проверка усвоения знаний
- Думаю, что теперь вам не составит труда узнать среди других животных насекомые. Откройте учебники на странице 30. Зелёным карандашом обведите только насекомых. Простым карандашом дорисуйте недостающие части тела.
V. Контроль и самопроверка знаний
- Проверьте с помощью ключа, всех ли насекомых вы обвели. Оцените себя на линейке оценивания.
VI. Итог урока
- Какую группу животного мира мы изучали на уроке?
VII. Рефлексия
Кто считает, что легко сможет узнать и отличить насекомых от других животных, то посадит бабочку на белую ромашку.
Кто немного сомневается - на синий колокольчик.
Кому было очень трудно определить насекомое, бабочку посадит на красный мак.
Всем спасибо за урок!