Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.
Технология: личностно-ориентированная, развивающая.
Цель урока
Создание проекта в среде CodeGearRadStudioDelphi 7 forWin32 с использованием двумерных массивов и компонента ввода и вывода элементов StrinGrid.Cells.
Триединая задача урока:
- Образовательная – закрепить знания студентов по созданию проекта с использованием компонентов ввода и с использованием двумерных массивов.
- Развивающая – развитие логического мышления, формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний, умения обобщать, систематизировать полученные знания.
- Воспитательная – воспитание познавательного интереса студентов, чувства товарищества, умения слушать.
Изучаемые вопросы: Двумерные массивы.
Практика: Создание проекта с использованием двумерного массива и компонента элементов ввода и вывода StrinGrid.Cells. Работа с палитрой компонентов.
Приобретаемые умения и навыки:
- Описание, создание и использование двумерных массивов
- Работа с о страницами палитры компонентов.
- Настройка свойств и событий в инспекторе объектов.
Оборудование:
- Рабочее место преподавателя: ПК на базе QuadCore Intel Core 2 Quad Q6600, 2400 MHz (9 x 267). Интерактивная доска Star Board HITACHI. Проектор Тошиба 1.04.0001338.
- Рабочее место ученика ПК на базе QuadCore Intel Core 2 Quad Q6600, 2400 MHz (9 x 267) - (15 шт).
- Локальная сеть. Точка доступа Wi-Fi D-Link.
Программное обеспечение:
- Microsoft Windows Vista Ultimate Edition.
- CodeGear Rad Studio 2007 Professional Edition.
- NetOp School 5.5
Ход урока
Опрос студентов:
- Назначение и свойства формы, палитры компонентов, инспектора объектов.
- Назначение метки, кнопки, текстового поля, таблицы.
- Описание, создание и работа с одномерным массивом.
Опрос осуществляется с помощью программы NetOp School 5.5, результаты опроса передаются по локальной сети на компьютер преподавателя. Правильность ответа передается на компьютер студенту. Преподаватель может обсудить совершённые ошибки в ответах.
Объяснение нового материала: Двумерные массивы. Описание, создание, работа. Для объяснения используется как дополнительный материал презентация. Приложение 1
Применение новых знаний: Задача состоит в том, чтобы создать проект в среде CodeGearRadStudioDelphi 7 for Win32. Дана квадратная матрица порядка n, элементами которой являются целые числа. Вывести значения элементов, выполнив обход матрицы по "спирали", как показано на рисунке 1.
Рис. 1 Обход матрицы по спирали
Рассмотрим схему, показывающую закономерности изменения индексов для выполнения обхода по "спирали", как показано на рисунке 2.
p - номер текущего витка "спирали"
Рис. 2 Схема обхода
- Запускаемприложение CodeGear Rad Studio Delphi 7 for Win32.
- Разместить на форме со страницы палитры компонентов компонет XPManifest1.
- Разместить на форме со страницы палитры компонентов компонет SizeGroupBox. В окне Инспектора объектов свойство Caption сделать заголовок панели.
- Разместить на панели компонент RowsLabel. В окне Инспектора объектов свойство Caption сделать надпись метки.
- Разместить на панели компонент RowsEdit.
- Разместить на панели компонент ColsLabel. В окне Инспектора объектов свойство Caption сделать надпись метки.
- Разместить на панели компонент ColsEdit.
- Разместить на панели компонент SizeBitBtn. В окне Инспектора объектов свойство Caption сделать надпись кнопки.
- Разместить на форме со страницы палитры компонентов Additionalдва компонента StringGrigd.Cells.
- В окне Инспектора объектов настроить свойства (Рropertiеs) FixedRow, FixedCol, Font, goEditting, goTabs.
- Разместить на форме со страницы палитры компонентов компонет CommandsGroupBox. В окне Инспектора объектов свойство Caption сделать заголовок панели.
- Разместить на панели компонент RandomBitBtn. В окне Инспектора объектов свойство Caption сделать надпись кнопки.
- Разместить на панели компонент PerformBitBtn. В окне Инспектора объектов свойство Caption сделать надпись кнопки.
- Разместить на панели компонент ExitBitBtn. В окне Инспектора объектов свойство Caption сделать надпись кнопки.
- Внешний вид разработанного интерфейса проекта приведен на рисунке 3.
Рис. 3 Внешний вид формы разработанного интерфейса
- Произвести действие на кнопку ЗАДАТЬ ( для определения размера строк и столбцов таблицы ) и в окне редактора кода(Code) создать программу на поставленную задачу. Работа выполняется самостоятельно, но при консультировании со стороны преподавателя.
- Созданный код программы можно посмотреть в файле Приложение 2.
- После создания программы произвести действие на кнопку СЛУЧАЙНЫМИ для заполнения данными и ВЫПОЛНИТЬ для выполнения решения задания.
- Внешний вид формы с результатами выполнения программы приведен на рисунке 4.
Рис. 4 Внешний вид формы после выполнения программы
- Продемонстрировать работы студентов с помощью интерактивной доски и проектора