Класс: 4 класс.
Учебно-методическое обеспечение: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. 4 класс. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». Карточки-задания. Карточки-схемы.
Время реализации занятия: 45 минут:
Задачи занятия:
- Овладение учащимися знаний правильной постановки знаков препинания с прямой речью;
- Развивать умение находить прямую речь в тексте и доказывать правильность своего решения, обогащать словарный запас учащихся;
- Формировать умение работать в группах, принимать совместное решение.
Проблемные вопросы:
- Что такое прямая речь?
- Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?
- Как оформить на письме предложение с прямой речью?
План занятия:
Этапы занятия | Временная реализация | |
1. | Организационный момент | 1 мин. |
2. | Актуализация знаний | 5 мин. |
3. | Создание проблемной ситуации. Объявление темы урока. | 15 мин. |
4. | Работа в группах и последующее обсуждение. | 10 мин. |
5. | Обобщение приобретенных знаний (разноуровневая самостоятельная работа) | 10 мин. |
6. | Рефлексия. | 3 мин. |
7. | Домашнее задание. | 1 мин |
Ход урока
1. Организационный момент.
Девиз 4 В класса:
«Через тернии к звездам.
Соберем всю вселенную
Станем необыкновенные!»
2. Актуализация знаний. Словарная работа. (собрать созвездие слов)
- решать
- выражать
- стараться
Что общего? (часть речи глагол)
Значения слов.
- Решать – способ нахождения ответа.
- Выражать – является отражением, обозначением.
- Стараться – усиление направления на достижения цели.
Нам необходимы эти слова на уроке? (ответы детей)
3. Постановка проблемы.
Послушайте два предложения. Чем они различаются?
- Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре, что тайное становится явным.
- Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным».
– Какое предложение точнее передаёт слова мамы?
– Почему? (Одно из этих предложений с прямой речью.)
– Какие вопросы возникают?
- Что такое прямая речь?
- Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?
- Как оформить на письме предложение с прямой речью?
4. Решение проблемы.
– Можем мы ответить на первый вопрос?
Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без измененения.
– На второй вопрос?
По интонации на письме.
– На третий вопрос?
Работа в группах.
5. Закрепление.
– Предлагаю проверить свои знания.
Можно выбрать задания:
- Сложное (Спиши предложения, поставь знаки препинания. Составь схему каждого предложения).
- Среднее (Спиши предложения и схемы к ним. Понаблюдай, как прямая речь выделяется на письме. Составь схему каждого предложения).
- Простое (Спиши предложения и схемы к ним. Понаблюдай, как прямая речь выделяется на письме).
Самостоятельная работа.
Проверка сигнальными карточками
.
– Кто выбрав сложное задание допустил ошибки?
– Над чем надо поработать?
6. Итог урока. Рефлексия.
– Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока?
- Чужая речь.
- Слова автора.
- Прямая речь.
- Однородные члены.
- Дословно.
– Какие задачи мы ставили на уроке?
7. Домашнее задание.
Выучить правило. Упр. 49 «Дидактический материал».
Карта урока:
Комментарий хода урока | Время | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | ||
Учитель объявляет о начале урока. | 1 мин | Внимание | |
Проходит актуализация знаний, ситуация успеха. | 5 мин | Внимание | Аргументированность. Рефлексивность. Культура эмоций. |
После ситуации успеха учитель предлагает детям выполнить подобное задание, но при выполнении которого, они обязательно испытают трудности и перед ними возникнет проблемная ситуация. После самостоятельной работы, учащиеся обсуждают результаты своей деятельности в группах и принимают совместное решение. Учитель и учащиеся выслушивают ответы каждой группы и делают соответствующие записи на доске. После этого видят, что группы по-разному выполнили задание. Каждая из них уверена в своей правоте. | 15 мин | Внимание. Логически понятийное мышление. Воображение. Анализ. |
Рефлексивность. Аргументированность. Речевая активность. Общение. Коммуникативная культура. |
Предстоит разобрать все гипотезы и признать одну из них верной. У детей создается противоречие. Детям предстоит ответить на вопросы: – Что такое прямая речь? – Как отличить от других предложений предложение с прямой речью? – Как оформить на письме предложение с прямой речью? |
10 мин | Внимание. Память. Анализ. Синтез. Гибкость мышления. Воображение. |
Двигательная активность. Эмоции. Регуляция собственных действий. Умозаключение. |
Учитель направляет детей на самостоятельное, верное и точное выполнение задания. | 10 мин | Память. Внимание. Воображение. Логически-понятийное мышление. Анализ. |
Рефлексивность. Контрольно-коррекционная деятельность. Умения, навыки как деятельность. Активность. Самопроверка. |
В заключении урока учитель проводит рефлексию, предлагая определить ценность урока, его полезность. Все ли ключевые слова соответствуют теме урока? Какие задачи мы ставили на уроке? | 3 мин | Рефлексивность. Любознательность. Гибкость. |
|
Детям предлагается домашнее задание.Выполнить его правильно можно зная правило написания прямой речи. | 1 мин | Внимание | Ответственность. Рефлексивность. |