Урок русского языка в 4-м классе по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью"

Разделы: Русский язык


Класс: 4 класс.

Учебно-методическое обеспечение: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. 4 класс. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». Карточки-задания. Карточки-схемы.

Время реализации занятия: 45 минут:

Задачи занятия:

  1. Овладение учащимися знаний правильной постановки знаков препинания с прямой речью;
  2. Развивать умение находить прямую речь в тексте и доказывать правильность своего решения, обогащать словарный запас учащихся;
  3. Формировать умение работать в группах, принимать совместное решение.

Проблемные вопросы:

  1. Что такое прямая речь?
  2. Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?
  3. Как оформить на письме предложение с прямой речью?

План занятия:

  Этапы занятия Временная реализация
1. Организационный момент 1 мин.
2. Актуализация знаний 5 мин.
3. Создание проблемной ситуации. Объявление темы урока. 15 мин.
4. Работа в группах и последующее обсуждение. 10 мин.
5. Обобщение приобретенных знаний (разноуровневая самостоятельная работа) 10 мин.
6. Рефлексия. 3 мин.
7. Домашнее задание. 1 мин

Ход урока

1. Организационный момент.

Девиз 4 В класса:

«Через тернии к звездам.
Соберем всю вселенную
Станем необыкновенные!»

2. Актуализация знаний. Словарная работа. (собрать созвездие слов)

  • решать
  • выражать
  • стараться

Что общего? (часть речи глагол)

Значения слов.

  • Решать – способ нахождения ответа.
  • Выражать – является отражением, обозначением.
  • Стараться – усиление направления на достижения цели.

Нам необходимы эти слова на уроке? (ответы детей)

3. Постановка проблемы.

Послушайте два предложения. Чем они различаются?

  • Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре, что тайное становится явным.
  • Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным».

– Какое предложение точнее передаёт слова мамы?

– Почему? (Одно из этих предложений с прямой речью.)

– Какие вопросы возникают?

  1. Что такое прямая речь?
  2. Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?
  3. Как оформить на письме предложение с прямой речью?

4. Решение проблемы.

– Можем мы ответить на первый вопрос?

Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без измененения.

– На второй вопрос?

По интонации на письме.

– На третий вопрос?

Работа в группах.

5. Закрепление.

– Предлагаю проверить свои знания.

Можно выбрать задания:

  • Сложное (Спиши предложения, поставь знаки препинания. Составь схему каждого предложения).
  • Среднее (Спиши предложения и схемы к ним. Понаблюдай, как прямая речь выделяется на письме. Составь схему каждого предложения).
  • Простое (Спиши предложения и схемы к ним. Понаблюдай, как прямая речь выделяется на письме).

Самостоятельная работа.

Проверка сигнальными карточками

.

– Кто выбрав сложное задание допустил ошибки?

– Над чем надо поработать?

6. Итог урока. Рефлексия.

– Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока?

  • Чужая речь.
  • Слова автора.
  • Прямая речь.
  • Однородные члены.
  • Дословно.

– Какие задачи мы ставили на уроке?

7. Домашнее задание.

Выучить правило. Упр. 49 «Дидактический материал».

Карта урока:

Комментарий хода урока Время Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
Учитель объявляет о начале урока. 1 мин Внимание  
Проходит актуализация знаний, ситуация успеха. 5 мин Внимание Аргументированность.
Рефлексивность.
Культура эмоций.
После ситуации успеха учитель предлагает детям выполнить подобное задание, но при выполнении которого, они обязательно испытают трудности и перед ними возникнет проблемная ситуация. После самостоятельной работы, учащиеся обсуждают результаты своей деятельности в группах и принимают совместное решение. Учитель и учащиеся выслушивают ответы каждой группы и делают соответствующие записи на доске. После этого видят, что группы по-разному выполнили задание. Каждая из них уверена в своей правоте. 15 мин Внимание.
Логически понятийное мышление.
Воображение.
Анализ.
Рефлексивность.
Аргументированность.
Речевая активность.
Общение.
Коммуникативная культура.
Предстоит разобрать все гипотезы и признать одну из них верной. У детей создается противоречие. Детям предстоит ответить на вопросы:
– Что такое прямая речь?
– Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?
– Как оформить на письме предложение с прямой речью?
10 мин Внимание.
Память.
Анализ.
Синтез.
Гибкость мышления.
Воображение.
Двигательная активность.
Эмоции.
Регуляция собственных действий.
Умозаключение.
Учитель направляет детей на самостоятельное, верное и точное выполнение задания.  10 мин Память.
Внимание.
Воображение.
Логически-понятийное мышление.
Анализ.
Рефлексивность.
Контрольно-коррекционная деятельность.
Умения, навыки как деятельность.
Активность.
Самопроверка.
В заключении урока учитель проводит рефлексию, предлагая определить ценность урока, его полезность. Все ли ключевые слова соответствуют теме урока? Какие задачи мы ставили на уроке? 3 мин   Рефлексивность.
Любознательность.
Гибкость.
Детям предлагается домашнее задание.Выполнить его правильно можно зная правило написания прямой речи. 1 мин Внимание Ответственность.
Рефлексивность.