Принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность

Разделы: Классное руководство


I. Вступление

Однажды в студёную зимнюю пору
Нас, классных, на конкурс решили созвать.
Я посмотрела: дела идут в гору,
Так почему бы и мне не принять!
Ведь есть ребятишки,
К тому же 2 класса,
И с ними я третий уж годик вожусь.
И наработок, методик есть масса -
И если хотите, то я поделюсь.
Семья-то большая:
Почти по пятнадцать
Приходится в каждый мой из седьмых
А значит, вдвое надо стараться,
Чтоб каждому время из них находить.
Нужна ведь программа
Такая, чтоб точно
Детишек по ней я смогла воспитать.
Сажусь за компьютер немедленно, срочно,
Чтобы по пунктикам всё расписать.
Целей немного,
Задач чуть побольше,
Название точное подобрать…
Немного усилий, терпенья…
А впрочем
Её вам могу я сейчас показать.

II. Воспитательная программа класса (Презентация)

  1. Сроки реализации
    Программа рассчитана на 3 года: 2006-2009гг. 5-7 классы.
    Период младшего подросткового возраста
  2. Эпиграф

    «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми.
    Надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому,
    Надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.»
    Шалва Алексеевич Амонашвили – российский и грузинский педагог и психолог.

  3. Пояснительная записка
    Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Значит надо сделать так, чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка; вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет также хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.
    Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, чувствовал, что его в школе ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.
  4. Цель программы
    Создать условия успешности для жизнедеятельности классного коллектива с едиными задачами и общими направлениями деятельности.
  5. Заповеди воспитателя
    • Всё делать вместе с детьми, а не вместо них.
    • Находить всегда то, за что можно ребёнка похвалить.
    • Не воспитывать в плохом настроении. Чаще улыбаться. Нести детям радость.
    • Создавать ситуацию успеха!

    Сотрудничество + похвала + улыбка + радость = успех.
    И тогда РАДУГА чувств, осветив душу и сердце ребёнка, направит его на путь познания себя.

  6. Направления.
    Их семь, как цветов Радуги.
    1. Учебно-познавательная деятельность
    2. Ценностно-ориентированная деятельность
    3. Художественно-эстетическая деятельность
    4. Спортивно-оздоровительная деятельность.
    5. Трудовая деятельность
    6. Досуг.
    7. Работа с родителями
  7. Учебно-познавательная деятельность
    • Формирование положительной мотивации учения.
    • Воспитание культуры учебного труда
    • Расширение кругозора.
    • Развитие познавательного интереса
  8. Ценностно-ориентированная деятельность
    • Формирование ценностного отношения к себе, к другим людям, к собственной истории.
    • Воспитание нравственных ценностей. В первую очередь, ответственности, сопереживания, толерантности и др.
      Через такие формы как через такие формы, как Часы мужества, практикумы общения, встречи с ветеранами, акции «Забота», «Уют» и т.п.
  9. Художественно-эстетическая деятельность
    • Развитие навыков культуры поведения.
    • Создание условий для проявления и развития творческих способностей.
    • Формирование эстетического вкуса.
    • Воспитание любви к искусству. Беседы, концерты, смотры, выставки, экскурсии и т. п.
  10. Спортивно-оздоровительная деятельность
    • Создание условий для физического развития учащихся.
    • Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
    • Формирование стремления к здоровому и безопасному образу жизни. Соревнования, игры на свежем воздухе, беседы, конкурсные программы…
  11. Трудовая деятельность.
    • Воспитание потребности трудиться.
    • Формирование уважительного отношения к чужому труду.
    • Развитие навыков самообслуживания. Субботники, трудовые десанты, операция «Уют», организация дежурства по классу и школе, работа на пришкольном участке
  12.  Досуг
    • Создание дружеской и творческой атмосферы, побуждающей у детей
    • интерес к различным видам деятельности
    • Формирование потребности в разумном досуге.
    • Организация интересных дел. Дни именинников, капустники, вечера отдыха, походы, кружковая работа
  13. Работа с родителями.
    • Просвещение родителей.
    • Создание благоприятной атмосферы сотрудничества с родителями.
    • Направление семейного воспитания на всестороннее развитие детей.
    • Привлечение родителей к организации классных и школьных мероприятий.
      Родительский лекторий, собрания, Дни открытых дверей, совместные праздники, походы, тренинги, консультации
  14. Принципы
    • принцип открытости: ребята участвуют в планировании жизни в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения воспитателя с учетом своих интересов, потребностей и желаний;
    • принцип деятельности: детям нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности, таланты;
    • принцип свободы выбора: необходимо предоставлять возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;
    • принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях;
    • принцип сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнера по выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности;
    • принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.
  15. Результаты.
    Сложился сплочённый коллектив единомышленников. Каждый нашёл применение своим способностям. Коллектив живет интересной, насыщенной событиями жизнью. Лидирует в общешкольных мероприятиях. Успешно борется за право носить звание «Класс года».
    В любое время года
    С ребятами мы вместе,
    Всегда друг другу рады,
    Нам вместе интересно!

III. Один день из жизни классного руководителя.

Мне достался 5 «А» -
Все ребята, хоть куда!
А потом… и 5 «Б» -
Тоже все при голове!
Стали жить да поживать
И друг к другу привыкать!

Моё педагогическое кредо: «Нести детям радость, содействовать успеху!» Поэтому мой день складывается из моих и ученических успехов.

  1. Перед началом занятий ребята первым делом заглядывают ко мне в свой кабинет, который считают самым уютным в школе. Кто просто поздороваться, кто – положить спортивную обувь, кто переброситься парой слов. Это мой успех.
    Я же замечаю, кого-то нет, кто-то пришёл в новой кофточке, кто-то сменил причёску, кто-то появился после болезни, а у кого-то грустный вид. Это их успех.
    Они чувствуют свою необходимость и значимость. А главное, они приходят вместе, вперемежку мальчики и девочки, поселковые и местные, старенькие и новенькие, «ашники» и «бэшники» – это наше общее достижение.
  2. На переменах делятся своими победами или неудачами, впечатлениями, полученными на уроках. Своими мыслями по поводу поведения и учёбы. Я всегда в курсе всего: хорошего и плохого. Значит, они хотят со мной поделиться. Это мой успех. Классный руководитель должен всё видеть, всё слышать и кое-чего не замечать.
    Они же учатся доверять, нести ответственность за произошедшее в классе с ними и их товарищами – это их успех.
  3. Проходя мимо школьных стендов, отмечаю появившийся информативный бюллетень, стенгазету. Когда успели? И главное, сами – без напоминаний! Это ли не успех?
  4. В столовой порядок - накрыли вовремя, дежурные на месте, в тетради количество порций проставлено – школьные повара всегда отмечают дисциплинированность моих подопечных. Испытываю гордость и причастность.
  5. Закончены уроки. И снова в кабинет идут мои семиклассники. И не потому, что у нас классный час или подготовка к мероприятию (это само собой), а с неизменным вопросом: «Ничего не надо?». Это стало нашей традицией: уходить домой, убедившись, что не требуется их помощи.
    Получив отрицательный ответ, кто-то уходит, а кто-то задерживается. Как правило, девочки находят себе занятие: помогают дежурным, объясняют домашнее задание, наводят порядок в Музее. Да мало ли дел у неравнодушных детей! Это не праздное времяпрепровождение – а желание быть полезными.
  6. После уроков листаю журнал, выписываю на листочек: у кого-то троек стало меньше, кто-то оценок много получил. Главное, не пропустить даже маленького достижения!
  7. Когда иду на факультатив, заглядываю в школу искусств, мастерскую, спортзал, актовый зал - как там мои занимаются. Они с гордостью наперебой рассказывают о своих достижениях.
  8. Вечером СМС и звонки от родителей с предупреждением о возможном пропуске уроков. Это тоже правило: Классный руководитель всегда должен знать о местонахождении детей. Утром я уже буду знать, кого не будет и почему.

Заключение

Вот из таких успехов складывается мой день классного руководителя, в распорядке которого, конечно же, и проверка дневников, и проведение классных часов, собраний, индивидуальных бесед, заполнение ведомостей и т.д. и т.п. То, что составляет трудовые будни классного руководителя.

Для меня работа классного руководителя - большое удовольствие. Радость общения. По натуре я человек творческий: люблю выступать на сцене, составлять сценарии, организовывать игры, придумывать конкурсы, осваивать компьютер, читать, ходить в походы, сочинять стихи (буриме). Это очень мне помогает и сближает с детьми.

Классным по-разному можно быть,
И не испытывать радости.
С горечью к детям своим заходить,
И выполнять обязанности.
А можно и так: Утром встать
И, помышляя о чуде,
В школу лететь, к классу бежать
К таким ещё маленьким людям!

IV. Презентация «Времена года» (Мой класс)