Проект урока для учащихся 2-го класса по теме "Звук Й в положении после разделительного Ь"

Разделы: Начальная школа


Цель: уточнить знания детей о роли разделительного ь в словах, его употреблении.

Задачи:

  • обучающая: учить чётко произносить и правильно читать слова с разделительным ь, правильно писать их; образовывать форму множественного числа имён существительных, образовывать притяжательные прилагательные от существительных в случаях, когда в них пишется разделительный ь;
  • развивающая: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, навыки само- и взаимопроверки;
  • воспитывающая: воспитывать умение внимательно слушать других.

Оборудование: зеркала, картинка белочки, наборы звуковых схем, букв, «домик эмоций», карточки эмоций, жёлуди с заданиями, карточки со словами, ребус «семья», мячик.

Ход урока

Первая часть урока.

Организационный момент

Представьте себе тёплый солнечный день, изобразите на лицах ваше настроение. Вдруг неожиданно появились над ребятами первого ряда грозовые тучи, над ребятами 2 ряда - гроза миновала и выглянуло яркое солнышко! И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились. Покажите ребята 3 ряда.

Артикуляционная разминка.

Солнечные лучи заглянули в окошко домика, жители его стряпали блины (упражнение «лопатка»); пили чай («чашечка»), показывали фокусы («фокус»), били в барабаны («барабанщик»); катались с горки («горка») и улыбались («улыбка»)
Развитие фонематического восприятия и памяти.
В этом домике живёт девочка Настя у неё есть собака рыжей масти.
Разучивание стихотворения с чётким произношением окончаний и слов с мягкими согласными звуками:

У девочки у Насти
Собака рыжей масти.
Пришёл к ней как-то в гости
С котёнком рыжий Костя.
Принёс в подарок гость,
Собаке рыжей кость.

Развитие навыка выполнения звукового анализа и синтеза.

Около домика можно встретить красивого пушистого зверька, а какого вы догадаетесь, если правильно составите слово из букв. (Составление слова « белка». Проверка. На доске появляется гостья урока - белка.)
Составление звуковой схемы слова «белка».
Белка принесла вам на урок много интересных заданий, о которых вам расскажет Елена Викторовна.

Вторая часть урока.
Объявление темы и постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы повторим, какую роль выполняет разделительный Ь в словах, будем учиться правильно, без ошибок читать и писать слова с разделительным Ь.

Занимательный момент.
А белочка поможет нам в этом. Посмотрите на доску. Что это? Паша белка принесла их из леса (ее запасы на зиму). А на каждом желуде - игра или задание для вас. Давайте возьмем один жёлудь.

1. Работа на уровне слога. Упражнение в чтении слогов с разделительным Ь.
«Произноси чётко»

  • Прочитайте слоги парами.
  • Чем отличаются слоги в произношении? А на письме?
  • Сделайте вывод: что показывает разделительный Ь?

Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

2. Работа на уровне слова. Упражнение в чтении слов с разделительным Ь.

  • Прочитайте слова парами. Произносите раздельно согласные с гласными в словах
    разделительным Ь.
  • Сравните слова. Почему в словах второго столбика надо писать разделительный
    Ь? Чем ещё отличаются слова?
  • Что можно сказать о гласном после разделительного Ь?
  • Сделайте вывод: когда в слове пишется разделительный Ь?
  • Запишите несколько слов с разделительным Ь.

Разделительный Ь пишется после согласных перед гласными с ё, и, ю, я.

3. Работа на уровне предложения. «Разгадай ребус».
Составьте предложение со словом семья.

Запись предложения на доске и в тетради с комментированием.
Я составила предложение про семью нашей белочки: В дупле старого дуба живёт беличья семья.
Какие слова с разделительным Ь я употребила в предложении?

Физкультминутка «Ёжик»

4. «Спрячь в слове Ь»
Вставьте в слово Ь так, чтобы получилось новое слово. Объясните значение слов. Запишите полученные слова.

полю - полью
Коля - колья (толстые заострённые палки)
солю - солью (вылью жидкость из сосуда)

5. Игра «Один - много» (с мячом)
Измените слово так, чтобы оно называло несколько предметов.

стул - ...    брат - ...
перо - ... прут - ...
лист - ...   колос - ...
крыло - ...  дерево - ...
кол - ...  соловей - ...

6. Игра «Чьё это?» (рисунки)
Измените слова так, чтобы они отвечали на вопросы чья? чей? чье? чьи?

Это уши зайца. - Уши чьи?
Это рога оленя. - Рога чьи?
Это перья птицы. - Перья чьи?
Это лапы лисы. - Лапы чьи?
Это пасть волка. - Пасть чья?
Это запасы белки. - Запасы чьи?
Это крылья сороки. - Крылья чьи?
Это берлога медведя. - Берлога чья?
Это ноги вороны. - Ноги чьи?
У верблюда на спине горбы. - Горбы чьи?

7. «Найди ошибку»

Прочитайте предложение, найдите и исправьте ошибки, которые допустили ребята.
Вспомните, какую роль выполняет в словах разделительный Ь? В заключении мы сыграем с вами в игру.

8. Игра «Вместе или врозь»

Я буду называть слова. Если согласный и гласный в слове произносятся слитно, похлопайте в ладоши. Если согласный звуки не сливается с гласным, т. с. в слове пишется разделительный Ь, потопайте ногами (только негромко!)

Варенье, веник, голуби, воробьи, Юля, Илья, дарят, Дарья, муравьи, здоровье, здоровей, ручей, ручьи.

9. Итог

Какую роль выполняет разделительный ь в словах?
Что учились делать на уроке?
Поощрение правильных ответов учащихся.