В современном обществе с её быстро изменяющееся экономикой и социальной сферой для успешного продвижения по лестнице профессионального роста, быть конкурентно-способным перед выпускником средне-специальных, высших учебных заведений очень остро стоит вопрос получение качественного профессионального образования – знание не только теоретических вопросов, но и умение применять их на практике, и не только - но и быть гибким, своевременно и правильно реагировать на все изменения в жизни, способным мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно.
Одно из решений этого вопроса – это возрождение дуального образования, которое соединяет общеобразовательную подготовку с профессиональной и выполняет современное требование к образованию – успешное включение выпускника в социум.
Успешно и свободно включиться в социум легче уверенному в себе выпускнику (конечно, соблюдающего морально-этические нормы общежития), интеллектуально развитому, чему способствует его компетентность в тех или иных вопросах, которая в свою очередь зависит от полученных знаний и умений воспользоваться им на практике.
Большую роль в успешности человека в жизни играет: общеобразовательная школа, которая закладывает основы знаний, где происходит формирование и развитие социально-значимые качества личности; его правильный выбор своей профессии согласно своим способностям и интересам и, конечно, качественное обучению всех предметов общеобразовательной школы.
И среди школьных предметов математика, в силу своей специфики, играет значительную роль в умственном развитии и воспитании подрастающего поколения.
В наше время, когда уровень развития общества требует специалистов, которые используют в своей профессиональной деятельности математические знания, математические методы, ясно, что качественное математическое образование должно стать достоянием, ну, если не каждого (хотя в идеале, для каждого человека), то большинства людей. Тем более, уровень развития общества требует всё большего числа специалистов, использующих математические знания в своей профессиональной деятельности.
«Математику уже потому изучать надо, что она ум в порядок приводит» - этого высказывания М.В. Ломоносова уже достаточно для уделения максимального внимания изучению математики на протяжении всего периода обучения в школе.
Обучение математике направлено не только на собственно математическое образование, но на образование с помощью математики: математика – предмет, наиболее удобный для общеинтеллектуального развития учащихся - формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу.
Этому способствует и логическое построение курса, и чёткая система упражнений для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математики, что позволяет формировать у учащихся такие качества, как находчивость и настойчивость, гибкость мышления, способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения, критичность, работать творчески, а также логическое и алгоритмическое мышление, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.
Знание математики, умение применять математические знания, математические методы на практике, владение математическим стилем мышления необходимы в жизни не только математикам- теоретикам, учёным, исследователям, но и всем, кто трудиться на производстве, в сельском хозяйстве и т.д. – инженерам, экономистам, агрономам, рабочим, и врачам, и юристам …
И потому так важно, чтобы учащиеся общеобразовательных школ получили хорошее математическое образование для дальнейшего становления им компетентного в своей области специалиста; поняли, что математика является инструментом познания окружающего мира.
Каковы же пути качественному обучению математики в школе?
Конечно, это знающий не только свой предмет, но и хорошо разбирающийся в вопросах педагогики, психологии, методике преподавания, постоянно повышающий свою квалификацию, использующий в своей практике эффективные методы и средства по обучению учащихся предмету, преданный своему делу учитель.
Приведём, по нашему мнению, главные пути, зависящие не только от учителя, но и от ученика и их родителей.
- Учащиеся должны понять необходимость математических знаний в их жизни. Для чего учитель не должен упускать случая подтверждения важности применения математических знаний в различных сторонах жизни общества на любом уровне деятельности: будь то рабочий, инженер, учёный и т.п.; поддерживать постоянный интерес к предмету, самостоятельное творчество ученика.
- Научить учиться ученика. Всем учителям различных предметов и самих учащихся надо объединить усилия по научению умению учиться – постепенно из года в год развитие навыков организации умственного труда т самообразования. (Это выработка целой системы - цикла бесед, лекций, практических занятий).
Ведь как часто бывает, когда ученик ограничивается тем, что старательно вызубрил тот или иной материал, рассказал на уроке, получил оценку и считает, что этого достаточно. А через некоторое время этот выученный материал напрочь забыл или не умеет применять выученное при решении задач. И при подготовке к экзамену ему снова приходится учить тот же самый материал. Так происходит, когда ученик делает ставку только на память и отчитаться на данное время – т.е. формально учит материал, а не вникает в смысл.
Отсюда: самое главное в умении учится – осмыслить материал, выработать привычку вникать в смысл изучаемого материала, уметь активно применять полученное знание на практике – решать задачи различных сложностей, применять их при изучении других предметов (межпредметная связь) – т.е. только то знание действительно собственное знание ученика, которым он умеет осмысленно пользоваться. К тому же активная работа мысли при изучении математики развивает творческую фантазию, интуицию. - Качественное усвоение школьного курса математики, в отличие от некоторых других предметов, требует последовательного изучения без каких-либо пропусков. И потому, ученику пропустившего урок математики по тем или иным причинам, приходиться трудно – он потерял нить, ему трудно. И если к тому же если этот ученик не трудолюбив, не упорен в овладении знаниями, то, естественно, он причисляет себя или его причисляют к «гуманитариям» (как принято говорить в наше время называть людей, «трудно усваивающих» математику).
Отсюда: вести работу с пропусками: если пропустил урок, то проработай самостоятельно или консультациями. И желательно, чтобы желание заниматься самостоятельно, дополнительно исходили от самого ученика – он должен понимать: это ему необходимо для его для дальнейшего успешного изучения предмета, для его успешности. - Для решения 2 и 3 необходимо привычка самостоятельно трудиться, причём трудиться хорошо, творчески; потребность учиться; упорство в преодолении трудностей, чувство ответственности ученика за свою судьбу - это надо воспитывать совместными усилиями учителей и родителей.
Успешное решение 2, 3 и 4 это не только некоторые пути решения получения учеником качественного математического образования в школе, но и преследование конечной цели – максимально развить умственные и творческие способности ученика, воспитание волевой личности: успешность ученика в дальнейшей жизни, кем бы он не стал, во многом зависит от степени развития его умственных способностей, ему всегда необходимы упорство в преодолении трудностей, настойчивость в приобретении знания, хорошая память, сообразительность, наблюдательность, математический стиль мышления, умение логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать различные факты, творческое отношение к делу, умение применять знания на практике. А значит в какой-то мере будут решены и вопросы дуального образования, вопросы непрерывного образования, проблемы интеграции образовательного процесса.
Наряду c вышеизложенным, математику надо изучать через решение задач, в том числе и прикладных, следуя Д. Пойа, который писал в своей книге «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений и навыков. От эффективности использования задач в обучение математике в значительной мере зависит не только качество обучения, воспитание и развитие учащихся, но и степень их практической подготовленности к последующей деятельности в любой сфере.
Именно при решении задач в полной мере используются основные мыслительные операции – сравнение и аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и конкретизация.
Проводимые в процессе обучения постоянное повторение, закрепление, обобщение, систематизация знаний, обучение основным алгоритмам решения задач, обобщение методов решения, их классификация; обучение над чем думать при решении задачи, уравнения, неравенства, доказательстве теорем и т.п.: что дано в условии? что надо найти? как использовать информацию, данное в условии? какие выводы можно сделать из условия? - строить этапы рассуждения над задачей и выводы каждого этапа; своевременное знакомство учащихся с различными методами и приёмами решения математических задачи и обучение применять эти методы; большая практика решения задач не только простых, но и сложных задач - всё это вместе и является основой качественного изучения школьного курса математики.