1. Значение педагогической игры
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением; отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более общей технологии;
- в качестве урока или его части (введение, контроль);
- как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
2. Реализация игровых приемов и ситуаций
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры — ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.
- Социокультурное назначение игры. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.
- Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
- Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
- Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество — коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.
- Диагностическая функция игры. Диагностика — способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе — это особое «поле самовыражения».
- Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой Игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.
3. Игровые мотивы и организация игр
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:
- Мотивы общения.
Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. - Моральные мотивы.
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям. - Познавательные мотивы.
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
4. Формы игры
- викторина,
- КВН,
- соревнование,
- брейн-ринг,
- деловая игра,
- мозговой штурм и т.д.
Урок - КВН по русскому языку и литературе в 5 классе
Тема: Обобщение знаний по русскому языку по темам «Имя существительное», «Словообразование». Обобщение знаний по литературе по теме: Дж. Родари «Сказки по телефону»
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с детскими песнями, листы бумаги, маркеры, 2 пакета («Подарок Мити», «Подарок Коли»), картинки (бабушка, бабочка), карточки со словами, словари русского языка.
Цели и задачи:
- Обобщить знания по русскому языку по темам «Имя существительное», «Словообразование»;
- Обобщить знания по литературе по теме Дж. Родари «Сказки по телефону»;
- Развитие творческих способностей учащихся, познавательной активности учащихся;
- Воспитание чувства сплоченности, взаимопомощи, уважения.
Ход урока
I. Орг. момент
Сегодня у нас много гостей, давайте их поприветствуем.
II. Приветствие команд. Представление жюри. (2 балла)
(звучат фанфары)
III. Разминка. Сообщение цели разминки.
Во время разминки мы будем говорить об одной части речи, название которой вы должны написать на листочке, прослушав грамматическую сказку. (2 балла)
С давних времен существует страна под названием речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё название. В одной из этих частей живут удивительные слова. Во многих языках (французском, немецком, итальянском, английском). Это название части речи обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивам», которое обозначает « сущность», «существо». О какой части речи идёт речь? (имя существительное)
* Эти слова обозначают предметы и явления. Итак, как называется это часть речи? (Имя существительное).
** Если команды не могут отгадать название части речи, то учитель даёт следующую подсказку: «Эти предметы бывают двух видов. Одни отвечают только на вопрос кто? другие - только на вопрос что?»
1 задание разминки: рассказать об одном признаке имени существительного,
например, имя существительное имеет 3 склонения (1-е, П-е, Ш-е).
* Выигрывает та команда, которая ответит последней. (2 балла)
2 задание разминки: прослушайте рассказ об одном грамматическом
признаке, исправьте ошибки, которые сделала Лена:
Митя и Коля близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром и увидели, что около кроватей лежат подарки от папы, мамы и тёти Шуры. И ещё 2 пакета: На одном надпись « Подарок Мити», на другом « Подарок Коли». Митя и Коля переглянулись: Они никогда раньше не дарили друг другу подарки. Развернув пакеты, они удивились ещё, больше. Митя получил в подарок то, что хотел Коля - перочинный ножик, а Коля получил в подарок то, что хотел Митя - масляные краски. Вдруг в комнату вбежала младшая сестра Лена:
- Понравились Вам мои подарки?
- Какие подарки? - удивились мальчики.
- Да вот же они! - указала Лена на перочинный ножик и масляные краски. Какую ошибку сделала Лена? Исправьте?
(«Подарок Коле», «Подарок Мите»)
IV. Основная игра
1. Происхождение слов. (3 балла)
- Задумывались ли вы когда-нибудь, почему всё вокруг так называется? Как
рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли устойчивые
выражения? Например, есть такая рыба - вьюн.
* Почему она так называется, как вы думаете?
** (тело у вьюна длинное, когда плывет, то извивается)
а) шиповник
б) горицвет весенний
Задание: за 1 минуту вы должны объяснить, что общего между «бабушка» и «бабочка»
(Звучит музыка, учащиеся за 1 минуту должны определить общее между словами «бабушка» и «бабочка»).
- Правильный ответ: первоначальное значение слова «бабочка» было «душа
бабушки», и дух прародительницы».
Наши предки, следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как
кружатся они возле домов, окон, как упрямо они летят на свет, задумались:
да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умершей родоначальницы тех, кто там сейчас живет?
Выходит, бабочка - бабушка - это одно и то же слово, только слово: «бабушка» звучит мягче, потому что название старейшины роды, матери отцов и матерей, малыши - внучата в своем детском лепете произносили легче, чем слово «бабочка».
Кстати, эти два слова встречаются в языках многих народов, поэтому стоит верить в эту легенду.
2. Происхождение фразеологических оборотов (3 балла)
- Усложняем задание. Сейчас мы будем говорить устойчивых выражениях или фразеологических оборотах, об их происхождении. Например, как образовался фразеологический оборот « Зарубит себе на носу» и что он означает?
- Означает - запомнить. Произошел оборот в древние времени, когда гонцы из одного племени переносили каменные пластинки с рисунками, рубками для жителей другого племени, таким образом, передавали информацию. То, что они носили (каменные пластинки) - называли «носом» от слова «носить». Сделать зарубку рисунком на камне значит запомнить и передать информацию.
Задание: Объясните за 1 минуту значение фразеологического оборота: « Как с гуся вода!»
Правильный ответ: у всех водоплавающих птиц, в том числе и у гуся, оперение покрыто жировой смазкой, которая выделяет железа на спинке у корня хвоста. Вода не смачивает перья, скатывается по жиру. Обозначает: всё нипочём.
Задание: объяснить значение фразеологического оборота « На лбу написано» Правильный ответ: в древности у всех преступников ставили клеймо на лице (на лбу) раскаленным железом, оставляя уродливые шрамы, обозначая их горькое, преступное прошлое. В современной жизни обозначает: человек что-то скрывает, но это ему плохо удается, по его лицу видно, что у него какая-то тайна.
3. Конкурс капитанов (выходят с помощниками)
* Игра с командами «Самая умная команда». Вопрос - ответ, 10 вопросов-10 баллов.
Вопросы 1-ой команде:
- В какую страну попал Джовальдино Бездельник (Страна без углов).
- Как называлась книга Льюиса Кэрролла, по которой Набоков написал про «Аню в стране чудес»? (Алиса стране чудес).
- Литературный псевдоним знаменитого писателя, фамилия которого совпадает со столицей одного европейского государства? (Джек Лондон).
- Если в Модене считали: «разки, двазки, триски- четыре киски», то как считали в Риме? (Ранцы, дванцы, дранцы - поринцы).
- В какую партию первоначально вступил Джани Родари? (в фашистскую)
- Какое имя было у славянского бога молнии? (Перун)
- Какую пословицу шепнула одна из старых пословиц одному из футболистов? (Своя работа - верный выигрыш).
- Как звали злую колдунью из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (Наина).
- Как звали братьев Ивана из сказки Ершова «Конёк - горбунок» (Гаврило и Данило).
- Как зовут итальянского писателя, автора сказки «Чиполино»? (Джани Родари)
Вопросы 2-й команде:
- Почему мальчик - почемучка с детства не умел правильно задавать вопросы? ( Потому что привык надевать чулки наизнанку и носил их всю жизнь)
- От чего умер жадный мужик из сказки - были К.Паустовского «Теплый хлеб»? (От переохлаждения).
- Назовите настоящую фамилию Андрея Платонова. (Клементьев)
- Кто помог библиотечной старой мыши спрятаться от кота? (Паучок)
- Кем был отец Дж.Родари? ( Пекарь, булочник).
- Как звали Сына Зевса и земной женщины? (Геракл).
- Какой город обманщик продал парикмахеру? (Стокгольм).
- Как звали кота - мошенника из сказки А.Толстого «Приключения Буратино». (Базилио)
- Как назывался полицейский из страны без углов? (Блюститель порядка)
- Кто переводил с итальянского на русский сказки Дж. Родари? (С.Я. Маршак).
Капитаны должны сочинить стихотворение - буриме по заданным словам строк. (5 баллов).
Как - то много лет назад
Посадили странный сад.
_______________ фруктовым,
_______________ словом.
_______________ корень,
_______________ вскоре
_______________ принесло
_______________ новых слов.
_______________ сада
_______________ рассада.
_______________ рядом.
_______________ садовод.
_______________ идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
4. Домашнее задание: инсценировка сочиненной «Сказки по телефону»
V. Итоги игры, награждение команд.
1) Приветствие команд. (2балла).
A) эмблема,
Б) название,
B) девиз.
2) Дополнительные баллы за «Имя существительное» (2 балла).
3) 1-е задание разминка. (2 балла).
4) 2-е задание разминка. (2 балла).
(Подарок КолЕ. Подарок МитЕ).
5) Происхождение слов.
6) Происхождение фразеологических оборотов.
«Как с гуся вода» (3 балла). «На лбу написано» (3 балла).
7) Конкурс капитанов (5 баллов)
Как - то много лет назад
Посадили странный сад.
_______________ фруктовым,
_______________ словом.
_______________ корень,
_______________ вскоре
_______________ принесло
_______________ новых слов.
_______________ сада
_______________ рассада.
_______________ рядом.
_______________ садовод.
_______________ идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
(5 баллов)
* 3а дополнительно выполненное задание - 1балл. Найди однокоренные слова, произведи разбор.
Как - то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово- слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из сада Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот слово садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Жить в саду известном.
8) Игра с командами. Самая умная команда -1 правильный ответ -1 балл, 10 ответов -10 баллов.
9) Домашнее задание: придумать «Сказку по телефону».