Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся в понятиях: силы, работы, мощности на примере простых механизмов.
Задачи урока:
- Сформировать понятие простых механизмов.
- Развить умение ставить опыты и их анализировать.
- Развивать интерес, наблюдательность, творческие способности учащихся.
Оборудование:
- Рычаг, штатив, набор грузов, динамометр, блоки, наклонная плоскость.
- Картина «Бурлаки на Волге» И. Репина.
- Запись песни «Эх, дубинушка, ухнем!» в исполнении Шаляпина.
Конспект урока:
Мотивационный этап. Актуализация знаний и действий. | |
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
Звучит музыка. Посмотрите на картину. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слушаете музыку и смотрите на картину. | Учащиеся размышляют и высказывают свое мнение. |
– Как бы вы помогли бурлакам? | Использовали технику. |
Несколько последних уроков мы изучали такие понятия, как работа, энергия, мощность. Повторим эти понятия. Учащимся предлагаются вопросы по этим понятиям. | Отвечают на поставленные вопросы. |
– А какую мощность может развить человек? | Думаем небольшую. |
– Что использует человек для увеличения своих возможностей? Выясним сегодня на уроке. | |
Этап введения новых знаний. Обучение приемам получения знаний в ходе эксперимента. | |
Тема урока: «Простые механизмы» | Записывают в тетради. |
Сформулируем цель нашего урока. | Учащиеся формулируют цели урока. |
Человек использует для совершения работы различные приспособления очень давно. Приспособления, служащие для преобразования силы, называют простыми механизмами. К ним относятся: рычаг, блок, наклонная плоскость. Показывает и дает краткую характеристику каждого механизма. Для чего же используют механизмы? Выясним на опыте. | Класс разделен на четыре экспериментальные группы: 1-я изучает наклонную плоскость. 2-я изучает рычаг. 3-я изучает подвижный блок. 4-я изучает неподвижный блок. Работа проводится по описанию, предложенному каждой группе. См. |
– А теперь заслушаем ваши выводы. | Каждая группа сообщает свои результаты. |
– Для чего же служат простые механизмы? | Для преобразования силы. |
– Что же вы скажите про работу? | Выигрыша в работе нет. |
Сформулируем вывод: ни один из механизмов не дает выигрыша в работе. Уже древним ученым было известно «золотое правило» механики, применимое ко всем механизмам: во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии. А теперь составим опору. | |
Первичное закрепление знаний. | |
Ученики записывают опору в тетради, ориентируясь на доску. В ходе этой работы происходит первичное проговаривание изученного материала. | |
Ответьте на вопросы: Как бы назвали простые механизмы иначе? | Преобразователи силы. |
– Какие механизмы вы знаете? – Что называется рычагом? – Блоком, наклонной плоскостью? – Для чего они используются? – Сформулируйте «золотое правило механики». |
Отвечают на вопросы. |
– Так как бы вы помогли бурлакам? | Применили бы простые механизмы. |
Итак, простые механизмы не для ленивых. Запишем домашнее задание. Сдайте тетради для проверки. |
|
Рефлексия | |
однимите руку, кому понравилось на уроке. Кому было трудно? Кто не понял? | Учащиеся высказывают свое мнение. |
Литература:
- А.В. Перышкин. Физика 7класс.Дрофа. Москва. 2003.