Цели:
- Обобщение и систематизирование знаний учащихся по теме, обогащение знаний, установление связей между теорией и практикой.
- Активизация познавательной деятельности, развитие вычислительных навыков и логического мышления учащихся.
- Развитие творческих способностей, самостоятельности, организованности, выработка умения отстаивать свою позицию при выступлении.
- Воспитание коммуникативных способностей учащихся при совместной работе, культуры умственного труда; создание на уроке доброжелательной психологической обстановки в отношениях "учитель - ученик".
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (Приложение 1), индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.
План урока
- Организационный момент.
- Мотивационная беседа.
- Станция "Посчитай-ка".
- Станция "Наблюдательная".
- Станция "Спортивная".
- Станция "Соображай-ка".
- Станция "Переезд".
- Станция "Конечная".
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Давайте создадим хорошее настроение, улыбнемся друг другу. Улыбнулись! Садитесь. (Слайд 1)
Мотивационная беседа.
Как вы думаете, зачем надо изучать математику? Ответ на этот вопрос вы найдете, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово "математика". "Математика" - знание, наука. Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать - первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня все ученики нашего класса показали, насколько они мудры и насколько сведущие люди в математике.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие на математическом поезде в сказочную страну "Дроби". (Слайд 2,3)
2. Тема нашего урока "Обыкновенные дроби".
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по данной теме, закрепить правила действий с дробями, развивать логическое мышление, прививать интерес к математике. (Слайд 4,5)
На протяжении многих уроков мы с вами учились выполнять действия с дробями. На уроке вы должны показать свое умение решать задачи, уравнения, умение считать. Нам понадобятся ваши знания и внимательность. Отправляясь в путешествие в страну "Дроби", мы с вами побываем на станциях "Наблюдательная", "Соображай-ка", "Спортивная", "Переезд", "Конечная", где мы закончим свое путешествие.
- Перед тем как отправиться в путешествие несколько минут на сборы. Проведем разминку "Сосчитай-ка". (слайд 6,7)
Вычислить:
; ; ; ;; ; ; ;
Итак, мы успешно справились с заданием и можем отправляться в путешествие. За время путешествия выявим самых активных пассажиров.
Перед посадкой в поезд нужно купить билеты. Билет считается купленным, если вы на станции "Наблюдательная" ответите на заданные вопросы.
Графический диктант (Слайд 8)
(Учитель зачитывает математическое предложение, если учащиеся с ним согласны, то ставят О, а если нет, то /\. Взаимопроверка, выставление оценки в оценочный лист.)
Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями, нужно сложить их числители и знаменатели.
При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитается числитель вычитаемого, а знаменатель остаётся прежним.
Дробь - неправильная.
Дробь равна 1.
При сравнении дробей с одинаковыми числителями дробь больше та, у которой меньше знаменатель.
Ключ для проверки (/\0/\00) (Слайд 9 )
"Проверка билетов" (Слайд 10)
Билеты куплены. Поезд движется. Следующая станция не близко, и пассажиры коротают время пути за выполнением тестовых заданий. Все задания выполняются на листе, и в бланке ответа записывается буква соответствующая правильному ответу.
ТЕСТ. Сложение и вычитание дробей.
3 уровня сложности заданий.
Схема ответов на тестовые задания: (Слайд 11)
(1, 3 вариант)
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Правильные ответы | М | О | Л | О | Д | Е | Ц |
(2 вариант)
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Правильные ответы | О | Т | Л | И | Ч | Н | О |
Станция "Спортивная" (Слайд12, 13).
3. Физкультминутка.
Поднимает руки класс - это раз
Повернулась голова - это два
Руки вниз - вперед смотри - это три
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре
С силой их к плечам прижать и немного повращать - это пять
А на шесть - в ладоши хлопнуть
И на семь - ногою топнуть
А на восемь - подтянуться
И на девять - улыбнуться
Что ж заряд хороший есть?
Можно нам теперь и сесть.
Станция "Соображай-ка" (Слайд 14)
Наш поезд прибывает на станцию "Соображай-ка". (Работа в парах)
Повторить и рассказать друг другу правила умножения и деления обыкновенной дроби на натуральное число.
Устное решение задач: (Слайд 15, 16)
Костя за один день прочитал книги. Какую часть книги прочитает Костя через 4 дня, если он читает с постоянной скоростью?
За 10 дней Кот Матроскин заготовил необходимого на зиму количества дров. Какую часть дров он успевает заготовить за 1 день?
Станция "Переезд" (работа в тетрадях).
Следующая станция, на которую прибывает наш поезд "Переезд". На этой станции необходимо усилить внимание. Решить задачу.
В первый день турист прошел всего пути, а во второй день на больше, чем в первый день. Какую часть пути прошел турист за 2 дня?
В один из дней зимних каникул мальчик часа катался на лыжах, а на коньках на часа меньше. Сколько всего времени он катался на лыжах и коньках?
Партия обуви, приобретенная предпринимателем, была продана за 3 дня. В первый день было продано , а во второй - , числа всех пар обуви. Какая часть обуви была продана в третий день?
Станция "Конечная".
Поезд прибыл на станцию "Конечная", наше путешествие закончилось.
4. Подведем итоги.
Вернёмся к поставленным в начале урока целям. (Слайд 17)
- Какие из них мы выполнили?
- Оцените свою работу.
- оценил свою работу на "отлично"?
- оценил свою работу на "хорошо"?
- считаю, что сегодня не мой день ?
- какая станция у тебя вызвала затруднения?
- "Посчитай-ка"
- "Наблюдательная".
- "Соображай-ка".
- "Переезд".
Это просто замечательно, что среди вас нет таких ребят, которым скучно, неинтересно на уроках математики. Я очень рада, что вы уйдёте с урока с прекрасным настроением, хорошими отметками и отличными знаниями.
Домашнее задание.
№1. Вычислить:
а) , б) , в) , г) , д) , е) .
№2. Решить задачу.
В столовую завезли картошку. За первую неделю в столовой израсходовали , а за вторую всей картошки. Какая часть картошки осталась неизрасходованной?
№3. Одна машинистка за день набирает страниц всего романа, а другая - страниц этого же романа. Какую часть книги наберут машинистки за 2 дня, работая одновременно?
№4. Найти значение выражения:
а) () x 2-1, б) () :2+1.
Вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение. Уверена, трудностей не возникнет, когда на следующем уроке, вы будете решать контрольную работу по данной теме.
Вы все молодцы!
Вы все удальцы!
И пусть на года
Любимой всегда,
Для вас математика будет! (Слайд 19)