Интегрированный урок (технология, литература, ИЗО) по теме "Вышивка — вид художественного творчества"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Обобщить знания о вышивке как разновидности декоративно-прикладного искусства; Раскрыть особенности подготовительной работы к данному виду рукоделия: организация рабочего места, подготовка ткани, рисунка; способствовать овладению общетрудовыми и специальными знаниями и умениями, необходимыми для выполнения свободной вышивки.
  • Развитие познавательных интересов, технического мышления, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности.

Тип урока: закрепление и обобщение материала.

Методы и приемы:

  • Организация учебно-познавательной деятельности: демонстрация, использование информационных технологий, проблемные вопросы, групповая работа, творческие задания.
  • Стимулирование и мотивация: создание эмоционально-нравственной ситуации.
  • Практическая работа учащихся: выполнение практических заданий творческого характера.
  • Контроль и самоконтроль: самоанализ своей работы учащимися, выставка работ.

Учебно-методическое оснащение урока:

  • Дидактическое обеспечение: авторская презентация, сообщения учащихся, ребусы, карточки-названия команд.
  • Материально-техническая база: ПЭВМ, мультимедийный проектор, образцы вышивки, инструменты для вышивки, карта, работы учащихся.

Подготовительная работа учащихся: вышивка по рисованному контуру.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация изученного материала.

Несколько уроков вы изучаете, познаете, получаете практические умения в области рукоделия. А именно вы познакомились с таким видом декоративно- прикладного искусства как вышивка. Тема нашего урока: «Вышивка – вид художественного творчества»

Перед собой мы ставим следующие задачи:

  • познакомиться с творчеством народных умельцев; рассмотреть способы применения вышивки в народном костюме;
  • закрепить умения выполнять ручные швы;
  • повторить правила организации рабочего места и безопасного труда.

Вышивание является древнейшим видом рукоделия. Оно имеет многовековую историю. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми нитями, а также бисером, жемчугом, блестками.

3. Закрепление полученных знаний и умений. Путешествие в мир вышивки.

У меня в руках игла. Это не простая игла. Сегодня мы совершим путешествие в мир вышивки. (Учитель обращает внимание учащихся на карту) Приложение 1

Учащиеся делятся на группы: мастерицы, волшебницы, рукодельницы, чудесницы Приложение 2

Первая наша остановка называется Кладовая народного костюма Приложение 1.

Задание: просмотреть особенности костюмов разных народов. Ответить на вопрос: Что такое орнамент? Приложение 3 Слайды 1-2

Вторая остановка называется Мастерская вышивки. Приложение 1.

- Отгадайте загадки (игла, ножницы, наперсток)

- Сообщения учащихся (история иглы, ножниц, наперстка) Приложение 4

- Правила работы с иглой, ножницами.

- Перечислить инструменты и приспособления для ручной вышивки.

Приложение 3 Слайды 3-5

Следующая остановка называется Древняя летопись. Приложение 1.

Задание: У каждой команды подготовлена ткань определенного цвета (красный, голубой, сиреневый, желтый). В соответствии с цветом выполнить задание: выполнить вышивальный шов (стебельчатый, тамбурный, «вперед иголку», «за иголку»). Приложение 3 Слайд 6. Проверка работ учащихся.

Далее мы движемся в художественную галерею. Приложение 1.

Для каждой группы подготовлен конверт с рисунками. Приложение 5.

Задание: необходимо скопировать рисунки на ткань. Побывать в роли художника.

Наше путешествие продолжается и следующая остановка – литературная страничка

Нам всем известны литературные произведения великого поэта А.С. Пушкина. Сегодня мы немного поговорим об его творчестве. Задание: Обратите внимание на рисунки, которые вы переводили на ткань. Попробуйте по ним отгадать, в каких сказках А.С. Пушкина они встречаются? Проверяются ответы. Приложение 3 Слайд 7.

А сейчас мы отправляемся в мир природы. Приложение 1

Домашним заданием была вышивка по рисованному контуру. Вы справились с заданием. А сейчас внимание на экран Слайд 8 . Задание: Перед вами времена года. Вам необходимо собрать свои домашние работы в единую куртину и узнать, какое время года у вас получилось. Проверить работы.

Какая природа без цветов? Мы отправляемся на цветочную поляну. Слайд 9.

Задание: Перед вами расположены цветы (из ткани) Приложение 6. Но они не предают нам никаких чувств. Вам необходимо с помощью вышивки, использую бисер передать настроение цветов. Выставка работ.

4. Итог урока.

Последнее задание: Для каждой команды зашифрованы слова. Приложение 7 Необходимо разгадать ребусы (мечта, смекалка, фантазия, удача). Придя на урок, вы мечтаете получить хорошую оценку. Сегодня вы все применяли смекалку и фантазию. И получили удачный результат. Посмотрите на нашу выставку цветов.

Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на Земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета Земли
Он то красный, то синий,
То сиреневый, то золотой!

Последняя наша остановка в путешествии: оценка в дневник. Приложение 1

Рисунки.