Формирование основ информационной компетентности младших школьников в условиях детского дома — школы

Разделы: Информатика, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Известный римский философ Сенека писал: “Обучая других – обучаюсь сам”. Наверное, эта фраза, как нельзя лучше отражает суть современного процесса образования. Ведь настоящими учителями являются не те, кто много знает, а те, кому удалось зажечь искрой своего знания детей.

В Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” в качестве приоритетных направлений на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам, в основе которых лежит компетентностный подход, целью которого является качество образования, а особенностью компетентностного обучения – организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления знания.

Основными показателями результата образования в условиях детского дома – школы, определенные образовательной программой ОУ, является набор ключевых компетентностей:

– интеллектуальной,
– социально-правовой,
– информационной,
– коммуникационной.

Информационная компетентность выдвигается как одна из наиболее важных, так как

учащиеся, поступающие в первый класс, имеют низкий уровень интеллектуального, психического развития, несформированность эмоционально-волевой сферы и по заключению ОПМПК обучаются по общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития.

“Информационная компетентность” определяется как “способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных технологий”.

Информационная компетентность формирует готовность к использованию информационных ресурсов, включает освоение опыта деятельности на основе эмоционально-личностной ориентации.

Формирование основ информационной компетентности я рассматриваю как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. Считаю, что первоначально нужно сформировать у учащихся информационную культуру. Сущность педагогической технологии формирования информационной культуры младшего школьника заключается в межпредметной координации действий учителя по развитию у учащихся умений и навыков работы с информацией.

Свою деятельность по формированию информационной культуры, основанной на личном опыте учащихся, начала во внеучебной деятельности в рамках реализации социально-педагогических проектов:

  • “Здоровому все здорово”,
  • “Душа– мой внутренний мир”,
  • “Без ученья – нет уменья”.
  • “Здесь наша пристань, здесь мой дом родной”.
  • “Мой, Серов, мой любимый город”.

Я являлась одним из разработчиков этих проектов, а мои дети участниками четырех таких проектов.

В рамках реализации проекта я совместно с коллегами стараемся использовать разнообразные формы совместной деятельности. ( рисунок 1).

Самой приемлемой формой познания мира для младших школьников являются экскурсии. Совместно с воспитателями определяю тематику, время, цель экскурсий. После проведения экскурсии обязательно проходит обсуждение, где дети обмениваются впечатлениями, выполняют рисунки, а в более старшем возрасте пишут сочинения, так как сочинение – это способ выражения мыслей, своего отношения. Примерами могут служить работы учащихся:

1 класс: рисунки “Мой Серов”, “Осенние краски леса”.

2 класс: рисунки “Мой Серов, мой любимый город”, “По главной улице города – Ленина”.

4 класс: сочинения по итогам экскурсии в музей на выставку “Тагильские подносы”.

В своих рисунках ребята стремились отразить увиденное, т.е. полученную информацию передать через зрительное прочувствие. А в своих сочинениях стремились передать полученную информации, оценить, выразить свое отношение и представить ее. Кроме рисунков и сочинений ребята выполняли и другие творческие задания.

Например, в рамках реализации проекта “Душа – мой внутренний мир” с ребятами создавали “Азбуку добрых слов”.

А в рамках проекта “Мой Серов, мой любимый город” проводили исследовательскую деятельность по изучению истории улицы П.Бажова. Данная работа позволила расширить знания об источниках информации – мы побывали в городском архиве. Эта работа была интересна еще и тем, что на этой улице находится дом, в котором прописан ученик класса Стрункин Максим. По итогам этой работы был выпущен буклет “Улица П. Бажова”.

Также в рамках проекта проходило познание ребенком самого себя, своих близких и родных, живущих в городе Серове. Полученная информация была оформлена в виде стенгазеты “Все мы родом из Серова”.

Еще одним видом работы стала поисковая деятельность по теме “Серовцы – герои Великой Отечественной войны”. За информацией мы обращались в городской военкомат, совет ветеранов, Центр детского творчества. По результатам работы была оформлена стенгазета.

В своей работе пытаюсь использовать все возможности, даже информацию о том, как мы работали на субботнике. Ребята написали заметки в школьную газету.

В рамках каждого проекта проходят конкурсы чтецов. Мои ребята с большим желанием принимают участие, причем количество участников увеличивается с каждым годом. Стрункин Максим и Дима Самойлов были участниками городских конкурсов. Дима Самойлов стал победителем в номинации “Патриотизм”.

Одной из традиций детского дома-школы является ежегодное написание писем Главному Деду Морозу, где ребенок не только просит выполнить его желание, но также пытается объяснить, чем вызвано это желание, представить свои результаты, достижения за прошедший год. Это очень трудоемкая работа, требующая от ребенка сбора, анализа, обобщения, представления информации.

Проводимая мною работа несет в себе большой воспитательный потенциал, в ее ходе ребенок приобретает социальный опыт.

Полученные знания и накопленный опыт учащиеся моего класса применили в рамках подготовки к областной эрудит-игре для младших школьников “Интеллектуальная радуга” среди воспитанников учреждений государственного воспитания. Мы с ребятами подготовили буклет о такой сказочно красивой, самобытной, наполненной яркими красками стране – Китае, вошли в десятку лучших, а затем представляли эту страну в рамках игры “По странам и континентам” в городе Екатеринбурге.

Также с ребятами в рамках подготовки к городскому конкурсу “Экоколобок” реализовали проект “Любимые места моего детства”, в ходе которого ребята сами проводили анкетирование взрослых (новый вид получения информации), обрабатывали полученную информацию, преломляли ее для себя, т.е. произвели анализ информации и создали свой “продукт” данной деятельности – написали мини-сочинения, сделали рисунки. В этом конкурсе мы победили в номинации “Хранители традиций”.

Ко многим проводимым формам были разработаны мультимедийные презентации. Они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности, целостного восприятия мира, явления; дает возможность представления полученных результатов в ходе исследования, поисковой работы. Сегодня я накопила ряд собственных разработок мультимедийных презентаций:

– всероссийские уроки чтения 2007,2008 г.г. (приложение 1)
– классные часы: “Певец русского леса”, “Сыны Отечества”, “По сказкам Чуковского”, “Три имени города”, “Я россиянин из Серова и своей родиной горжусь!”;
– отчеты: “Наши школьные дела”, “Выпускной 2009”; (приложение 2)
– презентации к проектам: “Путешествие по Китаю”, “Любимые места моего детства”.

Данная система работы позволила повысить интерес, любознательность, мотивацию учащихся, положительное отношение к школе. (приложение 3)

Теоретическая основа компетентностного подхода позволила мне по-другому взглянуть на содержание образования: я откорректировала рабочие программы по всем учебным дисциплинам, пересмотрела виды домашнего задания. Например, в рамках курса “Литературное чтение” предлагала учащимся выполнить следующие творческие задания:

– выполнить рисунок к изученному произведению,
– составить рассказ о своей любимой игрушке, книге и пр.,
– написать мини-сочинение и т.д.

В таких заданиях отрабатывается навык представления информации, а также видны нравственные нормы и мотивы деятельности учащихся.

А в рамках курсах “Окружающий мир” предлагала выполнить следующие виды творческих заданий:

– рисунки,
– сообщения, доклады,
– мини-сочинения,
– сочинения с элементами рассуждения,
– составление рассказов,
– составление словесного портрета и др.

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Учебный процесс в начальной школе практически никак не обеспечен наглядными электронными пособиями, соответствующими современному уровню развития новых информационных технологий. Поэтому возникла необходимость в разработке и внедрении на практике мультимедийных презентаций в рамках курса “Окружающий мир” для формирования целостного представления о мире. Компьютерные проекты позволяют наполнить образовательный процесс использованием новейших средств мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимации, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение. Использование мультимедийных ресурсов является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей, создания благополучного эмоционального фона, активизации мышления, восприятия и познавательной активности учащихся. Информационные технологии дают не только возможность изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. Изменению подвергаются даже такие фундаментальные навыки, прививаемые начальной школой, как умение читать и писать.

Хочу представить варианты использования мультимедийных презентаций в работе с учащимися:

– заменяет классную доску при объяснении нового материла для фиксации внимания учащихся на иллюстрациях, данных, звуковом и видеорядах;
– наглядная демонстрация процесса, которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски;
– презентация по результатам выполнения творческих заданий;
– создание фотоальбомов о проведенных исследованиях в рамках деятельности по проекту;
– совместное изучение информационных источников: обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.;
– проведение дополнительных занятий, когда учащийся отсутствовал на уроке;
– анализ написанных сочинений, работ;
– помогают в решении моих профессиональных педагогических задач и привлекают к работе над проектом тех, перед кем я выступаю.

Мною разработано и апробировано информационное сопровождение на основе мультимедийных презентаций к учебно-методическому комплексу “Окружающий мир”, автора Н.Ф. Виноградовой (3,4 класс).

Работа по созданию презентаций очень трудоемкая, но со временем образуется своя коллекция электронных уроков.

Информационные технологии повысили:

  • информативность урока,
  • эффективность обучения,
  • придали уроку динамизм и выразительность.

В качестве примера хочу продемонстрировать одну из презентаций “Великая Отечественная война 1941-1945 годов” (приложение 4).

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку “путешествовать” по миру знаний, подобно тому, как он “путешествует” по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Направления работы и их реализация в учебно-познавательном процессе позволяют сформировать основы информационной компетентности обучающихся и качеств личности.

  1. Достаточный уровень подготовленности учащихся коррекционно-развивающего обучения к переходу на П ступень: 50% учащихся по заключению ОПМПК выведены на уровень стандарта общеобразовательной программы, у 30% учащихся уровень приближен к стандарту. К концу 4-го года обучения наблюдается значительный рост в развитии учебно-познавательных компетенций (приложение 5)
  2. Виден рост в развитии устной речи обучающихся: с низкого до выше среднего у 60% обучающихся. (приложение 6)
  3. Наблюдается значительный рост в формировании общеучебных умений и навыков в речевой деятельности и при работе с информацией (приложение 7)
  4. А самое главное у моих учащихся сформированы основы личностного развития. Они активны, коммуникабельны, любознательны, знающие себя и друг друга.

Хочу закончить словами Л.Н. Толстого: “Учитель всегда невольно стремиться к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобней для учителя, тем он удобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики”. Будем же искать и применять те способы обучения, которыми будут довольны наши ученики.

Приложение 3-1

Приложение 5-1

Рисунок