Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Цели урока:
- Образовательная: способствовать усвоению общеучебных компетенций, понятий и терминов по теме «MS Excel. Абсолютные и относительные ссылки».
- Развивающая: способствовать развитию логического мышления учащихся.
- Воспитательная: способствовать воспитанию самостоятельности, умения анализировать свою работу, умения объективно оценивать результат своей работы.
План урока
- Организационная часть (приветствие, проверка присутствующих учащихся, запись даты в тетрадь) – 1 мин.
- Проверка ранее изученного материала – 10 мин.
- Объяснение нового материала – 20 мин.
- Самостоятельная работа учащихся – 12 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
- Подведение итогов – 1 мин.
Ход урока
1. Организационная часть
(приветствие, проверка присутствующих учащихся, запись даты в тетрадь)
2. Проверка ранее изученного материала (письменный опрос).
Задания для учащихся предлагаются с помощью презентации.
СЛАЙДЫ 2-5
3. Объяснение нового материала.
Эта часть урока проводится в виде совместной работы учителя и учащихся. Учитель вводит новые понятия «абсолютная адресация» и «относительная адресация» в ходе выполнения «Задания к уроку».
Файл «Задание к уроку». Лист «Периметр».
СЛАЙДЫ 6а-6в
Учитель с учащимися обсуждает, как найти периметр прямоугольника, затем предлагает учащимся ввести соответствующую формулу в ячейку С3. Формула из ячейки С3 копируется в диапазон С4:С8. Показать на слайде презентации полученный результат.
Затем проследить с учащимися за изменением адресации в формулах диапазона С3:С8. Учащиеся совместно с учителем делают вывод, что в данном диапазоне адресация изменяется относительно места расположения формулы.
Учитель вводит понятие «Относительная ссылка». На слайде презентации появляется определение этого понятия. Учащиеся записывают его в тетрадь.
Файл «Задание к уроку». Лист «Туристические путёвки».
СЛАЙДЫ 7а-7в
Учитель с учащимися обсуждает, как найти стоимость туристической путёвки, затем предлагает учащимся ввести соответствующую формулу в ячейку D5. Формула из ячейки D5 копируется в диапазон D6:D9. Учащиеся должны увидеть, что в этом случае в некоторых ячейках появились сообщения об ошибке. Учащиеся под руководством учителя прослеживают изменение ссылок при копировании формулы. Учащиеся должны прийти к выводу, что ссылка на ячейку С2 при копировании формулы меняться не должна. Учитель объясняет учащимся, как «закрепить» ссылку на ячейку, чтобы она не менялась при копировании формулы, и как будет называться такая ссылка. Учащиеся под руководством учителя вносят изменения в формулу в ячейке D5 и копируют эту формулу в диапазон D6:D9. Показать на слайде презентации полученный результат.
Учитель вводит понятие «Абсолютная ссылка». На слайде презентации появляется определение этого понятия. Учащиеся записывают его в тетрадь.
Файл «Задание к уроку». Лист «Подоходный налог».
СЛАЙДЫ 8а-8б
На этом этапе учитель проверяет, как учащиеся усвоили новый материал. Учащимся предлагается заполнить таблицу «Подоходный налог». Перед этим учитель объясняет, как его найти. Во время выполнения работы учащимися, учитель наблюдает за работой и отвечает на вопросы учащихся, если таковые возникают. Затем с помощью презентации проверяется результат.
Подводим итоги этой части урока.
Вопрос учащимся:
- Какая ссылка называется относительной?
- Какая ссылка называется абсолютной?
4. Самостоятельная работа учащихся.
СЛАЙДЫ 9а-9б
Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу (лист «Самостоятельная работа»). После её выполнения учащимся предлагается проверить себя.