1. Введение.
Среди воспитательных средств, обеспечивающих отношения сотрудничества взрослых и детей особое место занимает совместная проектная деятельность.
Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребёнка. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
В настоящее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Связано это с введением – национально-регионального компонента в школьное образование.
Краеведение стало важной составляющей многих учебных проектов. Уроки и внеклассные занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к своей малой Родине, уважения к традициям своего народа, а главное формированию гражданской идентичности. Помимо этого, изучение истории родного края решает ещё одну задачу: формирование у учащихся готовности жить и трудиться в своем родном селе. Эта задача является одной из самых актуальных на современном этапе нашей жизни, когда подавляющее большинство молодых людей стремится покинуть своё родное село, деревню.
Краеведение предполагает не просто подачу готовой информации учащимся.Важно, чтобы дети сами выступали в роли исследователей истории своего родного села. Поэтому мы с ребятами взялись за исследование проекта по теме «Вот она какая – моя малая Родина».Для этого сначала я составила план работы по изучению истории и топонимики села Варклед-Бодья и план местности. А потом ознакомила учащихся с этим планом и задачами, которые мы должны решить в ходе исследования. Для исследования этого проекта поставлены следующие цели:
- Способствовать получению и расширению знаний учащихся о малой Родине: её истории, традициях, культуре, праве…
- Способствовать формированию учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
- Воспитывать у учащихся любовь к своему родному селу и краю как к малой Родине.
- Воспитывать учащихся гражданами своей Родины.
- Формировать у учащихся чувство гордости за свою Отчизну. Для достижения этих целей проект был разбит на этапы.
2. Основная часть. Этапы исследования.
2.1 Подготовительный.
1) Тема занятия «Моё родное село».Ребята знакомятся с планом работы, приступают к исследованию истории и топонимики села.(см в табл. №1)
2.2 Поисково-исполнительный (проектировочный).
На этом этапе изучаем следующие темы:
2) «Путешествие в историю : как образовалось наше село Варклед-Бодья».
Учащиеся знакомятся с этнографическими и историческими книгами, в которых говорится о селе Варклед-Бодья, и где изучены обычаи и традиции нашего села учёными и этнографами Удмуртии, Финляндии, Венгрии и Эстонии, так как в нашем селе сохранилось языческое вероисповедование.
3) «Почему речка называется Варклед или откуда произошло название речки?»
4) «Откуда бежит «Усо» и почему так называется?»
5) «Путешествие по окрестностям села».
6) «Изучение обычаев и традиций нашего села».
7) «Как живёт село сегодня?»
На этом занятии, изучая карту села, ребята исследуют численность населения.
8) «Знаменитые люди нашего села».
9) «Достопримечательности села».
2.3 Обобщающий (проверка качеств проекта).
На этом этапе проводятся репетиционные занятия. Ребята готовятся к презентации проекта.
2.4 Заключительный (презентация).
На этом этапе провели межрегиональный и районный семинар, в котором ребята выступили перед учителями начальных школ.
2.5 Итоговый (рефлексивный).
На этом этапе ребята обменивались впечатлениями о проекте, высказывали свои предложения, что бы им ещё хотелось исследовать.
Таблица (развернутое представление этапов).
Заключение.
Исследовательский проект «Вот она какая – моя малая Родина» относится к проектам «широкой» тематики. В процессе его реализации решаются воспитательные, развивающие, обучающие задачи, интегрируются внеурочная и урочная, школьная и внешкольная формы работы. В этом проекте участвовали. Все учащиеся начального и среднего звена. Работа над проектом увлекла детей. Они с огромным интересом и энтузиазмом трудились, так как понимали, что на них лежит большая ответственность. Таким образом, при создании данного проекта учащиеся выступили как настоящие исследователи истории своего родного села, а кроме этого, они сочинили стихи и рассказы, подготовили рисунки на тему:«Моя малая Родина», с которыми была организована выставка творческих работ. Эти работы были отправлены в детскую газету «Зечбур!», издающуюся в городе Ижевске, редактор которой тоже присутствовала на презентации этого проекта. Во время этой работы соблюдалась сплочённость коллектива, младшеклассники подружились со старшеклассниками, подходили к ним со своими возникшими вопросами. Работа над проектом способствовала не только развитию исследовательских умений, но, самое главное, к осознанию учащимися неразрывной связи человека и его малой Родины. Работая над исследовательским проектом, ученики стали настоящими исследователями. Они предложили свои темы для исследования и сейчас мы с учащимися 4 класса приступили к изучению народных песен и хороводных игр села. А в старшем звене, продолжая работу, участвуют в различных конкурсах и научных конференциях, которые проходят как на районном, так на республиканском уровне и получают грамоты и дипломы, где ребята прославляют свою малую Родину. (см. в табл. № 2).
Список использованной литературы.
- Алексеева О.М. Исследовательские проекты по краеведению.// Актуальные проблемы педагогики, психологии и частных дидактик. Выпуск ХVll, Набережные Челны, 2009.
- Анисимова В.А. Проект «Шаер».// Родное слово.№2, 2006.
- Вострикова М.В. Топонимика как элемент краеведческой работы.// Начальная школа, №6, 2006.
- Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой Родине.// Начальная школа №5, 2008.
- Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых.// Начальная школа, №5, 2008/
- Ломаева Г.А. …Раскинулась моя земля от Севера до Юга.// Родное слово, № 5-6, 2007.