Цели:
- Ознакомить с пищевой ценностью круп и бобовых изделий, признаками их доброкачественности, первичной обработки круп.
- Воспитать бережное отношение к продуктам, уважение к людям труда. Ознакомить с профессиями работников крупозаводов.
- Продолжить развитие экономического мышления. Научить переводить объемные меры круп в граммы.
Дидактическое пространство: Образцы различных круп и бобовых изделий. Гербарий растений, таблица «Блюда из круп», учебники, технологические карты, таблицы, мультимедиа-презентация, кроссворд.
Межпредметные связи: биология, русская литература, физика, история, математика.
Метод обучения: рассказ, беседа, лабораторная работа.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка учащихся и готовность их к работе.
II. Загадки
-
В поле вольно
Ходят волны.
Поле нежно золотится
И комбайны ходом полным
Убирают там… (Пшеницу) -
В поле метелкой, в мешке жемчугом. (Пшеница)
-
В поле сережки
На тоненьких ножках. (Овес) -
Как во поле на кургане стоит курочка с серьгами. (Овес)
-
Вырос в поле дом,
Полон зерном,
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Рожь, стебель) -
Сидит мышка
в золотой кубышке. (Просо)
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Работа по теме урока.
Сегодня, используя ваши знания по биологии, наблюдения и жизненный опыт, пусть небольшой, мы изучим виды круп, значение их в питании человека. Познакомимся с первичной и тепловой обработкой круп, научимся переводить объемные меры в граммы.
Вопрос: Какие растения человек выращивает с целью использования семян в пище? (слайд)
Ответ: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, сорго, гречишные (гречиха).
Среди продуктов растительного происхождения на 1 месте стоят зерновые культуры. Они подразделяются на:
- Хлебные злаки
- Гречишные (гречиха)
- Бобовые (фасоль, горох, бобы, соя, чечевица)
(Демонстрация растений с использованием гербария). – Дети определяют злаковые культуры.
Из различных зерновых культур вырабатываются крупы, а из разных сортов пшеницы – макаронные изделия.
Вопрос: Какие крупы получают из семян этих растений?
Демонстрация семян в колбах.
На экране образцы растений семян
Ответ: Особо обратить внимание учащихся на разные названия зерновых культур и круп. Например: просо – пшено; пшеница – манная, полтавская. Работа с таблицей «Виды круп».
Пшеница | Просо | Гречиха | Овес | Рис | Ячмень | Кукуруза |
Пшеничная Манная Полтавская «Артек» |
Пшено | Гречневая ядрица продел |
Овсяная «Геркулес» толокно – мука |
Рис | Перловая ячневая |
Кукурузная кукурузные хлопья |
Практическая работа
Рассматриваем образцы круп, которые есть на столах и определяем, пользуясь таблицей, названия круп и злаковых растений.
Беседа.
Крупа – это целые или дробленые зерна, освобожденные от оболочки.
А теперь поближе познакомимся с крупами. Опережающие задания – дети делают сообщения о крупах.
Вопрос: Какие блюда можно приготовить из круп?
Обобщить ответы учащихся, констатируем, что можно приготовить
- Закусочные (салаты, пасты)
- Первое (супы)
- Вторые (каши, запеканки, гарниры)
- Сладкие, десертные блюда (муссы, пудинги, пасты).
Но основой для большинства блюд являются каши (из зерен кукурузы, риса, пшеницы, готовят сухие завтраки, воздушный рис, кукуруза).
Блюда.
Вопрос: В каких сказках, рассказах вы встречались с кашей?
(Лисица и журавль, басня Крылова; Мишкина каша, Носов; Илья Муромец, былинный герой – любимая каша гречневая; Геркулес считается богатырской кашей)
Питательная ценность круп
Крупы ценятся как питательный продукт, содержащий крахмал, кроме того, в них содержатся растительные белки, минеральные вещества и витамины группы В. Если в пище недостаточно витаминов В, то у людей нарушается деятельность нервной системы, они становятся раздражительными, невнимательными, рассеянными, плохо спят. Для нормальной жизнедеятельности организму человека требуется ежедневно 1,5-2 мг витамина В. В зернах злаков витамины группы В содержатся, в основном, в наружных слоях. Вот почему полезно есть хлеб грубого помола.
Диаграмма: содержание витамина В в 100 г крупы
Доброкачественность круп. Условия и сроки хранения круп.
Некоторые крупы (пшено, овсяная) содержат значительное количество жира. Эти крупы надо хранить в темном прохладном месте и недлительное время. Лучшие условия для хранения крупы t воздуха от +5 до -5° и относительной влажности 60-80%. При повышенной влажности и t крупа плеснеет и горчит, приобретает затхлый запах, теряет присущие ей вкус и аромат. Наиболее устойчивы хранению перловая и ячневая крупы.
Признаки недоброкачественности круп – затхлость, плесень, наличие насекомых – вредителей и их личинок.
Крупы бывают 1 и 2 сортов, чем меньше в крупе пустых зерен, посторонних примесей, пыли, песка, тем выше сорт. (учащиеся с помощью лупы рассматривают 1 из видов крупы, определяют характер примесей и по возможности сорт крупы).
– Загадка
Зерна пока тверды,
Но налей в чугун воды,
Да поставь на огонек,
Да подсыпь-ка сахарок.
Подсоли немножко –
И берись за ложку. (Каша)
То, что маслом не испортишь. (поговорка)
Обряды, связанные с зерном.
В старину приготовление каши сопровождалось различными обрядами. Зерно и крупа служили символом жизни и благополучия. Длительное время каша в России любимым блюдом, а первоначально даже торжественным, обрядовым. Ее употребляли на различных празднествах, на пирах, свадьбах, крестинах. В XII-XIV веке каша – слово пир. Позднее каша – это блюдо при коллективных работах, и поэтому «Артель» стали называть кашей.
В старину существовал обряд кормления гостей кашей, в честь новорожденных. Повивальная бабка угощала гостей кашей, они давали деньги ей и новорожденному.
- Бабина каша – у русских.
- Заливка – у украинцев.
- Жмур – белорусов.
- Крестинный обед – поляков.
– Обряд – жениха и невесту на счастье обсыпали зерном.
– До принятия христианства жених и невеста должны были сварить и съесть кашу – закрепление брачного союза.
– В X веке у русских князей был обычай для заключения мирного договора варить кашу. После этого мир считался восстановленным.
– С ним кашу не сваришь. (Фразеологический оборот, который обозначает невозможно договориться, сделать какое-либо дело).
Вопрос: Какие пословицы, поговорки вы знаете о кашах и крупах?
– Пословицы:
- Гречневая каша – матушка наша.
- А хлебец ржаной – отец наш родной.
В народном фольклоре встречаются скороговорки, шутки, повторялки, диалоги и даже дразнилки, в которых упоминается каша:
Скороговорка:
Дали Клаше каши с простоквашей.
Ела Клаша кашу с простоквашей.
Шутка-повторялка-диалог:
– Тит, а Тит?
– Чево?
– Иди молотить.
– Живот болит.
– Иди кашу есть.
– А где моя большая ложка?
Дразнилка:
Из-за лесу, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Его девушки любили
Кашей масляной кормили.
Каша масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется.
Первичная обработка крупы
Работа по карточкам.
Вопрос: Что вы можете сказать о первичной обработке круп? Посмотрите образцы круп, найдите в них примеси.
Учащиеся заполняют карточки 1.
Крупа | Первичная обработка | ||||
Переборка | Просеивание | Мытье | Подсушивание | Замачивание | |
Гречневая | + | + | |||
Рис | + | + | |||
«Геркулес» | + | + | |||
Пшено | + | + | |||
Перловая | + | + | 2-3 часа | ||
Манная | + | + |
– Беседа.
Вопрос: От чего зависит густота каши?
Из ответов обобщаем, что каши бывают жидкие, вязкие, рассыпчатые – все зависит от количества жидкости.
– Рассыпчатые каши можно приготовить из риса, гречки, пшена, перловой крупы.
– Вязкие каши – в начале варят на воде, затем добавляют горячее молоко.
Подбирая посуду по величине для варки каш, нужно учитывать привар, который образуется при разбухании крупы (2,5-3 раза). Для варки каш не рекомендуются эмалированные кастрюли, в них каши часто подгорают.
Блюда из фасоли, чечевицы и гороха содержат много клетчатки и поэтому очень полезны. Зерна бобовых покрыты толстой оболочкой, плохо развариваются и требует предварительного замачивания на 5-6 часов. Единственная крупа из бобовых – горох лученный. Чечевица впервые упоминается в литературе в Х веке. Фасоль в России стали употреблять в пищу лишь в ХVII веке.
На крупяных заводах, которых несколько в Воронежской области, можно работать по специальностям:
- Оператор;
- Мастер (следит за выработкой);
- Слесарь-автоматчик;
- Технолог (следит за технологией изготовления);
- Лаборант (проверяет качество)
Перевод объемных мер в граммы
Средняя масса продуктов в граммах
Продукт | Стакан (250 мл) | Столовая ложка | Чайная ложка |
Горох лущеный | 230 | – | – |
Крупа Гречневая | 210 | 25 | 7 |
«Геркулес» | 90 | 12 | 6 |
Манная | 200 | 25 | 8 |
Перловая | 230 | 25 | 8 |
Пшеничная | 230 | 25 | 8 |
Ячневая | 180 | 20 | 7 |
Пшено | 220 | 28 | 8 |
Рис | 240 | 30 | 10 |
Молоко (цельное) | 250 | 20 | 5 |
Сахарный песок | 230 | 25 | 10 |
Сливочное масло | 210 | 25 | 10 |
Соль | 325 | 30 | 10 |
Хлопья Кукурузные | 50 | 17 | 2 |
Овсяные | 100 | 14 | 4 |
– На следующем занятии мы будем готовить рассыпчатую гречневую кашу и вязкую рисовую кашу.
– Нам нужно подсчитать сколько грамм крупы нужно на 1 бригаду.
Рассыпчатая каша (продукты): соль, масло, крупа по норме.
Вязкая каша: крупа, соль, молоко по норме.
Закрепление новой темы
Учащиеся заполняют карточку 2
Злаковая культура | Крупа, получаемая из зерна |
Гречиха | |
Рис | |
Просо | |
Пшеница | |
Ячмень | |
Кукуруза | |
Овес |
V. Итог урока
Подвести итоги, выставить оценки. Выбрать рецепт блюда на следующий урок, подсчитать количество продуктов, долю каждого.