"Учимся учиться, дружить и взрослеть"

Разделы: Работа с дошкольниками


В 2006 году наш детский сад вступил в межрегиональный Байкальский эксперимент по здоровьесбережению «Экология. Здоровье. Образование». Детскому саду был присвоен статус «Образовательное учреждение-лаборатория по созданию здоровьесберегающего пространства» и началась работа по тетрадям «Учусь учиться» по методике доктора биологических наук Е.Н. Дзятковской (в подготовительной к школе группе).

Целью экспериментальной работы стало повышение школьной готовности детей подготовительной к школе группы к усвоению общеучебных умений для их применения при решении экологических проблем в повседневных ситуациях учебы и быта, развитие у детей способности управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды, экономного потребления.

В соответствии с содержательными линиями УМК «Экология учебной деятельности» перед педагогами подготовительной к школе группы были поставлены следующие задачи:

  1. Развитие у детей умений произвольной самоорганизации, пространственной и временной ориентации, выделения признаков предметов, их сравнения и нахождения различий.
  2. Формирование первичных представлений детей о связи здоровья человека и здоровья природы, их зависимости от экологической культуры.
  3. Воспитание экологической культуры детей.

Чтобы подготовиться к занятиям по разделам тетради, необходимо было дать детям знания об окружающем мире. Это активизировало работу воспитателей, вызвало интерес и возможность использования тетрадей в учебно-воспитательном процессе (на познавательных, музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по развитию речи, по рисованию, лепке, аппликации, по формированию элементарных математических представлений, в вечернее время и на прогулках). К работе по тетрадям были подключены и родители: им давались задания на дом. Повышение экологических знаний детей способствовало эффективному развитию связной речи детей и повышению качества подготовки детей к школе.

Примерные занятия по тетрадям «Учусь учиться (0-1)» 

1. Занятие из раздела «Учусь в радость».

Тема: «Для чего нужно ходить в школу».

Задачи:

  • Формирование внутренней мотивации к учебе и представлений о том, что такое учеба в школе, почему первое сентября называют «Днем знаний».
  • Развивать любознательность.
  • Учить диалогу, используя вопросы: «Почему? Что? Зачем? Отчего? Как? Когда? Куда?»
  • Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «школа».
  • Подбирать обобщающее слово к группе предметов («школьные принадлежности»).

Предварительная работа: Экскурсия в школу, беседы о школе, игры «в школу», рассматривание школьных принадлежностей, просмотр фильмов, иллюстраций и фотографий о школе.

Ход занятия: 

Организационный момент «Подари улыбку и хорошее настроение друг другу».

Воспитатель: Кто же это к нам пришел? (Входит Незнайка).

Кто это, ребята? (Незнайка).

– Что с тобой случилось? Почему ты такой грустный?

Незнайка: Я взял портфель и пошел в школу. Меня возле двери встретили дети и спросили: «для чего ты пришел в школу?» А я им ничего ответить не смог. Они меня отправили в детский сад, в вашу подготовительную к школе группу, чтобы вы помогли мне узнать, для чего нужно ходить в школу.

Воспитатель: Поможем Незнайке? (да). Проходи, Незнайка, будем заниматься.

Выставляется картина.

Воспитатель: Незнайка, посмотри, у нас есть картина «Дети идут в школу». Мы сейчас с ребятами будем рассматривать ее, а ты внимательно слушай.

(Беседа по картине).

Вопросы к детям. Какой праздник был вчера? (Первое сентября). Что происходит первого сентября? (Первого сентября все дети идут в школу). Как одеты дети? Что у них в руках? Когда они идут в школу? Кто их сопровождает? Что лежит у школьников в портфеле?

А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Третий лишний» (со школьными принадлежностями).

Физкультминутка: Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь правила, которые дети должны знать, придя в школу?

Правило 1.: В школе «здравствуй» говорят и с улыбкой дарят взгляд.

Вопросы: Что нужно сделать ученику до звонка на урок? (Когда звонок прозвенит, каждый ученик должен ждать прихода учителя в классе).

Правило 2. До звонка ты приходи, и порядок наведи, по звонку все дружно в ряд ждут учителя, стоят.

Вопросы: Что нужно делать ученику, чтобы узнать новое и многому научиться на уроке? Как нужно обратиться к учителю, если что-то нужно спросить?

Правило 3. На уроке ждут ответ, кто-то знает, кто-то нет, отвечает только тот, кого учитель назовет.

Вопрос: Если ученик отвечает на вопрос учителя, можно ли ему подсказывать?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все хорошо знаете правила, а ты, Незнайка, все запомнил?

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я смогу ответить детям, для чего ходят в школу.

Воспитатель: А теперь, Незнайка, посмотри, как ребята будут выполнять задания в тетрадях «Учусь учиться». (Стр. 3, 1)

Задание: Рассмотри рисунки, чему учат в школе. Раскрась их. Чему еще ты хотел бы научиться? Нарисуй. (Дети выполняют задание, затем отвечают, чему они еще хотят научиться в школе).

Вывод: Школа учит учиться, дружить и взрослеть. Школа учит жизни.

2. Занятие из раздела «Учусь экологическому мышлению».

Тема: «Формирование представления о звуках».

Цели: Дать представление о звуках, о том, чем они могут отличаться между собой. Учить детей узнавать звуки, называть, изображать, произносить, анализировать их. Развивать слуховое внимание. Учить детей оценивать свою работу.

Ход занятия:

Организационный момент.

– Посмотрите на эти лица (показ изображений человека с печальным, радостным, сердитым лицом).

– Какие они? (радостный, сердитый, огорченный, печальный).

– Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-Царевича. Возьмем зеркальце, оно нам поможет.

Воспитатель: Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Закройте глаза. 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. (Игра «Молчанка»).

– Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком).

– А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

Вы слышали разные звуки и по ним узнали, какой инструмент или предмет звучал.

– Чем мы слышали? (ушами). Уши – это важный орган нашего тела.

– Что нужно делать, чтобы сохранить наш слух и не причинять ему вреда? (нельзя громко кричать друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы, нужно закрывать уши в холодную погоду).

Разные предметы могут звучать по-разному: громко, тихо. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение, и вместе со мной произносите звуки, сначала будем произносить громко, а затем тихо.

– Где-то собаки рычали: Р-р-р!

– В стойле коровы мычали: М-м-муу!

– В комнате мухи жужжали: Ж-ж-ж!

– Мимо мамонты бежали: Тр-р-р!

– Гудели от ветра все провода: З-з-нь!

– Капала в кухне из крана вода: Динь!

– Перекликались в ночи поезда: У-у-у! У-у-у!

– Змеи в лесу шипели: Ш-ш-ш!

– А комары все пели: З-з-з! (повторяем с начала).

Физкультминутка «Прогулка в лес» (Перешагивание через высокую траву, перепрыгивание через лужу и т.д.)

Однажды на поляне собрались зайка, мишка, белочка, ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а.

Волк: у-у-у, мишка: ы-ы-ы, белочка: и-и-и, ежик: э-э-э.

Игра: «Как пели звери?» (дети одевают маски и повторяют песенки зверей с изменением силы голоса и высоты голоса).

Вопрос: Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (язык, губы).

– Правильно, мы произносим звуки ртом, наш рот – домик звуков.

Артикуляционная гимнастика: Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы и язык выполнять разные упражнения. Вытягивайте губы трубочкой. А теперь улыбайтесь.

Работа в тетрадях «Учусь учиться» (стр. 16, задание 14).

Цель: Анализировать звуки, оценивать свою работу.

Задание: Чем звуки могут отличаться между собой?

Изобразите голосом эти различия, и назовите их (громкий – … (тихий), высокий – … (низкий), длинный – … (короткий) и т.д.)

Похлопайте в ладошки так, как нарисовано на рисунке.

Проговаривание скороговорок (громко, тихо).

Поставьте себе отметку и попросите взрослого оценить вас.

Сделайте вывод: если у тебя пока не все получается, то вместе со взрослыми придумай похожие задания и потренируйся.

3. Занятие из раздела «Учусь экологическому мышлению».

Тема: «Разнообразие цвета окружающего мира».

Цели: Закрепить знания детей о семи основных цветах и их оттенках, о том, где они встречаются в природе и технике. Дать детям представление о разнообразии цвета. Учить различать теплые и холодные цвета. Развивать эстетическое восприятие.

Ход занятия:

Организационный момент:

Собирайтесь дети в круг.
Я твой друг,
И ты мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

Вы любите путешествовать? (ответы детей). Тогда сегодня мы с вами отправимся в веселое путешествие в «Разноцветную страну».

Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это сердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным,
Удивительным и разным.

Но прежде чем попасть в «Разноцветную страну», я вам предлагаю выполнить одно задание.

Задание: Сейчас пусть каждый из вас возьмет из коробочки один цветной кружок и подойдет к столу и найдет не закрашенный предмет, который надо раскрасить в этот цвет.

Ответы детей:

– У меня красный кружок, я положу его на яблоко и получится красное яблоко.

– У меня синий шарик, я положу его на сливу… и т.д.

Молодцы, ребята, задание выполнили правильно.

Физкультминутка:

Мы ногами – топ-топ,
Мы руками – хлоп-хлоп!
Мы глазами – миг-миг,
Мы плечами – чик-чик.

Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя!
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли!

Раз-два, раз-два, в путешествие пора!
Отправляемся в «Разноцветную страну»!

Показ сказки «Разноцветная страна» на фланелеграфе:

«Девочка надела разноцветный плащ и вышла на улицу. День был теплым и солнечным. По голубому небу плыли белые облака. Вдоль дорожек росли желтые, красные, фиолетовые цветы. Они качали головками от ветра. На дорожках стояли синие лужи, потому что совсем недавно прошел дождь. Вдруг в небе появилась радуга. Она была яркой и разноцветной. Девочка хотела запомнить, из каких цветов состоит радуга, но та растаяла так же быстро, как и появилась. Девочка очень расстроилась и пошла домой очень грустной».

– Поможем девочке вспомнить семь основных цветов радуги? На столе лежат разноцветные полоски, из которых нужно сложить радугу на фланелеграфе. (Дети поочередно выходят к столу и находят нужную полоску, начиная с красного и т.д.)

– Какая красивая радуга у нас получилась! Повторим все цвета радуги.

Работа в тетрадях «Учусь учиться» (стр. 12, задание 10).

Дети вместе с воспитателем рассматривают цветные иллюстрации с изображением разных оттенков, сравнивают, выявляют отличие цветов и оттенков, затем находят образцы и наклеивают их в тетрадь. Делают вывод: мы живем в мире разнообразия цвета. Наибольшее разнообразие в природе.

4. Математическое занятие из раздела «Учусь экологическому мышлению».

Тема: «Разнообразие форм в природе и жизни человека»

Игровая ситуация: «Путешествие в страну геометрических фигур».

Задачи: Учить детей воспроизводить горизонтальные, вертикальные линии, сложные геометрические фигуры, поворачивать их изображения зеркально, сверху вниз. Учить анализировать форму, находить свои ошибки и исправлять их, оценивать свою работу. Закрепить знания о квадрате, круге, прямоугольнике, треугольнике, трапеции, счет до 10. Закрепить умение рисовать формы, видеть в них геометрические фигуры. Способствовать освоению приемов конструирования геометрических фигур. Развивать память и воображение.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом. Цветной шарик передается друг другу.

Психогимнастика: «Назови ласково соседа».

Воспитатель: К нам пришло письмо из сказочного фиолетового леса. Пишет нам ворон Метр из сказочного фиолетового леса. Он приглашает нас к себе в гости. Но сначала мы должны выполнить задания.

Задание 1. Реши задачи на сообразительность.

Задание 2. Игровое упражнение «Нарисуй правильно».

На столах лежат карточки, на которых нарисованы предметы. Нужно нарисовать под каждым предметом геометрическую фигуру, на которую похож этот предмет.

Вопросы к детям: Какую фигуру нарисовали и почему? (Под рыбкой – овал, под домом – прямоугольник, под мячом – круг, под елкой – круг, под елочкой – трапецию).

Воспитатель: Теперь отправимся в лес в гости к ворону Метру.

Ворон Метр встречает детей и просит о помощи (показывает на фланелеграфе):

– В необыкновенной стране геометрических фигур, в самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем необыкновенная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник, и их сынишка Квадрат. Однажды они пошли в фиолетовый лес на прогулку, и их сынишка Квадрат отстал от мамы с папой, свернул на другую тропинку и заблудился. Мама Трапеция и папа Прямоугольник не могут его найти и к нам обратились за помощью. Поможем им? Нужно преодолеть препятствия, которые встретятся на нашем пути, выполнив задания (после каждого правильного ответа на вопрос убираются препятствия – «камни» с лесной тропинки, которая ведет к месту, где

Воспитатель показывает детям «квадрат Воскобовича». Что это? (это волшебный квадрат). Предлагает сесть за столы, на которых лежат квадраты Воскобовича на каждого ребенка.

Задание: посчитайте, сколько квадратов? (от 5 до 10).

Сколько треугольников входит в каждый квадрат? (4)

Сколько в большом треугольнике маленьких треугольников (8).

Сложите квадрат пополам, чтобы получился большой треугольник.

Сколько треугольников получилось? (8).

Сколько квадратов? (3).

Сколько прямоугольников? (1).

Все задания выполнили, а вот и Квадратик! Он очень рад, что мы его нашли, и просит поиграть с ним.

Физкультминутка: «Лесная лужайка».

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.

Ребята, а ворон Метр предлагает выполнить еще одно задание в тетрадях «Учусь учиться» (стр.11, 9)

Рассматривание первой фигуры.

Вопросы: Из каких геометрических форм состоит, какие известные формы вы видите в этой фигуре? Сколько их? Как они расположены относительно друг друга?

А теперь раскрасьте эту фигуру и рядом с ней нарисуйте точно такую же, но чтобы то, что сейчас у нее справа, стало слева, а то, что слева, стало справа.

(Дети выполняют задания, индивидуальная помощь.)

По аналогичному способу выполняем еще два задания и делаем вывод.

В конце предложить детям самостоятельно проверить выполненные задания, и, если нужно, исправить рисунки, используя зеленый карандаш, затем поставить себе отметку.

Вместе с детьми сделать вывод: если не получается сразу выполнить задания хорошо, можно попросить взрослых помочь придумать похожие задания и потренироваться их выполнять.