Цели:
- Расширение представлений родителей об особенностях возраста трех лет (кризис трех лет)
- Коррекция детско-родительских отношений
- Развитие коммуникативных способностей родителей
Ход встречи:
(родители садятся в круг, звучит спокойная музыка)
Вступление
- Упражнение «Визитки»
Психолог: В начале нашей встречи мы с вами изготовим визитки, чтобы было проще общаться в тесном кругу. Пусть каждый из вас напишет свое имя так, как хотел бы, чтобы его называли на тренинге. - «Расшифруй свое имя»
Психолог: Подумайте и назовите качество своей личности, которое начинается с первой буквы вашего имени… А теперь представьте своего ребенка и качество его характера на первую букву имени малыша.
Основная часть
Сегодня мы поговорим о «кризисе трех лет». Так как психологический возраст не всегда совпадает с физиологическим возрастом, дети даже 3,5-4 лет так же могут переживать его. Сам кризис- это столкновение возможностей ребенка с его потребностями в деятельности. «Я сам!»- твердит ребенок, убеждая нас в своих возможностях.
Как нам, взрослым вести себя рядом с малышом, как объяснить частые капризы и не сорваться на крик от возмущения? Давайте поддержим друг друга советами и личными наблюдениями. Примеры поведения детей нам проиллюстрируют стихи российских поэтов, очень ярко показавших поведение малышей, а также комментарии психологов [1]
1. «Я сам» (Приложение 1)
Вопрос: как взрослый должен реагировать на проявления самостоятельности? Наличие каких умений, осознает у себя ваш ребенок? (Ответы родителей)
Комментарий психолога:
Гордость за собственное достижение дает новый толчок ребенку для осознания себя. Малыш стремится не только узнать окружающий мир, но и попробовать свои силы, утвердить себя в нем. Начинает гордиться тем, что значимо для всех. Для него теперь важен не только процесс, но и результат действий: не просто мыть посуду, а вымыть чисто, не просто убрать игрушки, а убрать на свое место.( Примеры родителей по желанию)
2. «Балкон» (Приложение 1)
Вопрос: как можно расценивать поведение мальчика: это шалость или проступок? (Ответы родителей)
Комментарий психолога:
Не умея предвидеть результаты своих действий, ребенок часто не относит их последствия к себе. Это не намеренное искажение действительности, а следствие того, что процесс и результат деятельности не осознаются как взаимосвязанные. (Примеры родителей по желанию)
3. «Речка»
Вопрос: как часто капризничает ваш ребенок? По какому поводу? Как вы реагируете на поток слез и криков?
(Обсуждение родителями)
Комментарий психолога:
Почти все дети капризничают. Но если капризы повторяются часто, стоит задуматься, какие ошибки в воспитании вы допустили. Наиболее распространенная является чрезмерная уступчивость взрослых. Поэтому важна согласованная, четкая позиция окружающих ребенка взрослых. Нужно преодолевать зависимость от капризов. Если они не стали очень устойчивыми, то с ними легко справиться с помощью игры.
4. «Утешение»
Вопрос: приходилось ли вам испытывать чувство стыда, когда срывали на ребенке свое плохое настроение, когда он попадался «под горячую руку»? (ответы родителей)
Комментарий психолога:
Не забывайте, что малыш очень чувствителен к вашему отношению. Резкое слово, неосторожный жест он расценивает как утрату любви и доверия взрослого. Нельзя сгоряча говорить ребенку: «Я не люблю тебя больше!»
- «Мама»
Вопрос: вспомните, как часто вам удается пообщаться с ребенком? Не на бегу, не метясь между стиркой, глажкой, варкой? Тихо, спокойно, вдумчиво и не спеша? (рассказ мам)
Комментарий психолога:
Мама- самый главный близкий человек для ребенка. Она не только поможет научиться, но и поможет понять, утешит. Малыш очень нуждается в ее ласке, заботе, внимании. Общение ребенка с мамой- важнейшее условие развития личности, эмоций и чувств малыша. Психологи предлагают обратить внимание на объятия родителей с ребенком, оказывается обычное объятие выполняет роль не только выражения любви и привязанности людей между собой, но и способствуют развитию ребенка. Для полноценного развития малышу требуется 15-20 объятий, а для выживания в человеческой среде- не менее 10. При этом нужно помнить, что ребенок первым должен разжать объятья!
Практика «Стили взаимопонимания»
Выбрать двух человек (по желанию), которым предлагается выйти из комнаты и придумать: какой предмет они изобразят жестами перед всеми участниками тренинга.
Задание членам группы:
- Первого художника поддержать
- Второго художника раскритиковать
Вошедший взрослый изображает (например: мячик, кипящий чайник, будильник), а группа в это время ведет себя в соответствии с заданием психолога. Затем выступление второго участника.
Обсуждение в круге:
Психолог: Как себя чувствовали художники? Что хотелось делать, как поступить? Как менялись действия в процессе оценивания группы? Хотелось ли продолжить? (ответы участников)
Благодарность обоим участникам (объяснить оценки группы)
Вывод: взрослые должны помнить о роли родительских установок и их влияния на развитие ребенка! Очень часто взрослые в спешке не придают значения детским поступкам, забывая, что у ребенка все происходит в жизни в первый раз.
Заключение:
Пожелание на прощание соседу слева «Я желаю тебе…»
Пожелание психолога: Любите своих детей, радуйтесь их открытиям, проживайте вместе с ними прекрасное время весны жизни- детство!
Список литературы:
- Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А. Как я расту. Советы психолога родителям. /Москва. Просвещение. 1996 год/