Тренинговое занятие для родителей "Пойми меня"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цели:

  • Расширение представлений родителей об особенностях возраста трех лет (кризис трех лет)
  • Коррекция детско-родительских отношений
  • Развитие коммуникативных способностей родителей

Ход встречи:

(родители садятся в круг, звучит спокойная музыка)

Вступление

  1. Упражнение «Визитки»
    Психолог: В начале нашей встречи мы с вами изготовим визитки, чтобы было проще общаться в тесном кругу. Пусть каждый из вас напишет свое имя так, как хотел бы, чтобы его называли на тренинге.
  2. «Расшифруй свое имя»
    Психолог: Подумайте и назовите качество своей личности, которое начинается с первой буквы вашего имени… А теперь представьте своего ребенка и качество его характера на первую букву имени малыша.

Основная часть

Сегодня мы поговорим о «кризисе трех лет». Так как психологический возраст не всегда совпадает с физиологическим возрастом, дети даже 3,5-4 лет так же могут переживать его. Сам кризис- это столкновение возможностей ребенка с его потребностями в деятельности. «Я сам!»- твердит ребенок, убеждая нас в своих возможностях.

Как нам, взрослым вести себя рядом с малышом, как объяснить частые капризы и не сорваться на крик от возмущения? Давайте поддержим друг друга советами и личными наблюдениями. Примеры поведения детей нам проиллюстрируют стихи российских поэтов, очень ярко показавших поведение малышей, а также комментарии психологов [1]

1. «Я сам» (Приложение 1)

Вопрос: как взрослый должен реагировать на проявления самостоятельности? Наличие каких умений, осознает у себя ваш ребенок? (Ответы родителей)

Комментарий психолога:

Гордость за собственное достижение дает новый толчок ребенку для осознания себя. Малыш стремится не только узнать окружающий мир, но и попробовать свои силы, утвердить себя в нем. Начинает гордиться тем, что значимо для всех. Для него теперь важен не только процесс, но и результат действий: не просто мыть посуду, а вымыть чисто, не просто убрать игрушки, а убрать на свое место.( Примеры родителей по желанию)

2. «Балкон» (Приложение 1)

Вопрос: как можно расценивать поведение мальчика: это шалость или проступок? (Ответы родителей)

Комментарий психолога:

Не умея предвидеть результаты своих действий, ребенок часто не относит их последствия к себе. Это не намеренное искажение действительности, а следствие того, что процесс и результат деятельности не осознаются как взаимосвязанные. (Примеры родителей по желанию)

3. «Речка»

Вопрос: как часто капризничает ваш ребенок? По какому поводу? Как вы реагируете на поток слез и криков?

(Обсуждение родителями)

Комментарий психолога:

Почти все дети капризничают. Но если капризы повторяются часто, стоит задуматься, какие ошибки в воспитании вы допустили. Наиболее распространенная является чрезмерная уступчивость взрослых. Поэтому важна согласованная, четкая позиция окружающих ребенка взрослых. Нужно преодолевать зависимость от капризов. Если они не стали очень устойчивыми, то с ними легко справиться с помощью игры.

4. «Утешение»

Вопрос: приходилось ли вам испытывать чувство стыда, когда срывали на ребенке свое плохое настроение, когда он попадался «под горячую руку»? (ответы родителей)

Комментарий психолога:

Не забывайте, что малыш очень чувствителен к вашему отношению. Резкое слово, неосторожный жест он расценивает как утрату любви и доверия взрослого. Нельзя сгоряча говорить ребенку: «Я не люблю тебя больше!»

  • «Мама»

Вопрос: вспомните, как часто вам удается пообщаться с ребенком? Не на бегу, не метясь между стиркой, глажкой, варкой? Тихо, спокойно, вдумчиво и не спеша? (рассказ мам)

Комментарий психолога:

Мама- самый главный близкий человек для ребенка. Она не только поможет научиться, но и поможет понять, утешит. Малыш очень нуждается в ее ласке, заботе, внимании. Общение ребенка с мамой- важнейшее условие развития личности, эмоций и чувств малыша. Психологи предлагают обратить внимание на объятия родителей с ребенком, оказывается обычное объятие выполняет роль не только выражения любви и привязанности людей между собой, но и способствуют развитию ребенка. Для полноценного развития малышу требуется 15-20 объятий, а для выживания в человеческой среде- не менее 10. При этом нужно помнить, что ребенок первым должен разжать объятья!

Практика «Стили взаимопонимания»

Выбрать двух человек (по желанию), которым предлагается выйти из комнаты и придумать: какой предмет они изобразят жестами перед всеми участниками тренинга.

Задание членам группы:

  • Первого художника поддержать
  • Второго художника раскритиковать

Вошедший взрослый изображает (например: мячик, кипящий чайник, будильник), а группа в это время ведет себя в соответствии с заданием психолога. Затем выступление второго участника.

Обсуждение в круге:

Психолог: Как себя чувствовали художники? Что хотелось делать, как поступить? Как менялись действия в процессе оценивания группы? Хотелось ли продолжить? (ответы участников)

Благодарность обоим участникам (объяснить оценки группы)

Вывод: взрослые должны помнить о роли родительских установок и их влияния на развитие ребенка! Очень часто взрослые в спешке не придают значения детским поступкам, забывая, что у ребенка все происходит в жизни в первый раз.

Заключение:

Пожелание на прощание соседу слева «Я желаю тебе…»

Пожелание психолога: Любите своих детей, радуйтесь их открытиям, проживайте вместе с ними прекрасное время весны жизни- детство!

Список литературы:

  1. Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А. Как я расту. Советы психолога родителям. /Москва. Просвещение. 1996 год/