«Сказочный марафон»
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный литературный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками.
Осуществляя коррекционный процесс в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), связной речи уделяется особое внимание, умению
последовательного, выразительного пересказа литературных произведений, умению передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
Работа по пересказу художественных произведений оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Можно наблюдать немало моментов, когда они, ассоциируя свое поведение с поведением героев произведения, прилагают усилия изменить его.
Дети начинают глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи событий.
По мнению психологов, восприятие сказки способствует познанию ребенком объективной действительности, оказывает влияние на развитие его познавательных процессов, в первую очередь - на его воображение. Приобщаясь к сказке, ребенок приобретает новый вид внутренней психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основы всей последующей творческой деятельности.
Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, родителей.
Неоценимую помощь оказывают родители, когда закрепляют сформированные навыки у детей в домашних условиях.
Для того чтобы родители были грамотными помощниками, необходимо проведение приемами коррекционной работы.
консультаций и открытых занятий, на которых они подробно знакомятся с основными Для увеличения эффективности обучения пересказу возникла идея создания проекта – «Закрепление связного высказывания у детей с ОНР через пересказ литературных
произведений при взаимодействии с семьей» или «Сказочный марафон».
«Сказочный марафон» - это эстафета длиною 12 сказок, где роль эстафетной палочки выполняет костюм волшебника - рассказчика.
Цели проекта
- закрепить связное высказывание у детей средством совместного творческого взаимодействия с родителями
- активизировать педагогический потенциал родителей
- повысить заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.
- сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
Таким образом, индивидуально для каждого ребенка, с учетом программы и его речевых возможностей, были подобраны литературные произведения для пересказа, составлен план обучения пересказу, ориентируясь на который, родители выступали в роли педагога.
В домашних условиях ребенок вместе с родителями готовился выступить в роли волшебника-рассказчика.
Информирование родителей о ходе реализации проекта проходило через график выступлений детей (Приложение 1), таким образом, они знали, когда выступает их ребенок, и могли присутствовать на занятии.
Информирование детей о ходе проекта проходило через свой график выступлений – «Сказочная эстафета» (Приложение 2), ориентируясь на маркировку, которой обозначены их стульчики, дети знали Кто? После кого? Перед кем? выступает).
Каждому ребенку хотелось попробовать себя в роли волшебника – рассказчика, они с большим удовольствием примеряли костюм, не дождавшись своей очереди, обращали внимание родителей на «Сказочную эстафету», объясняя, что скоро его выступление.
Свое отношение к сказочным персонажам дети выражали в рисунках (Приложение 3).Рассматривание результатов своего труда радовало и детей, и, конечно, их родителей. Они начинали сами интересоваться успехами своих детей, контролировали и нацеливали на красивую, правильную речь, а родительский авторитет и совместная деятельность, безотказно действовали на дошкольников.
Важно отметить, что в ходе реализации проекта у детей повысилась речевая активность, улучшилась эмоциональная передача переживаний действующих лиц. Выступая перед сравнительно небольшой аудиторией, дети преодолевали барьер закомплексованности, пытаясь поделиться впечатлениями.
Значительно улучшилось построение самостоятельных высказываний, появилось внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей.
Родители приобрели определенные знания в процессе закрепления у детей навыка последовательной передачи содержания литературного текста.
В ходе реализации проекта происходило творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее развитие дошкольников.