Числа от 1 до 100. Письменные вычисления. Письменный прием сложения вида 45 + 23

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с письменным приемом сложения, закрепить навык нового приема сложения;
  • совершенствовать вычислительные навыки и отрабатывать умение решать текстовые задачи;
  • развивать логическое мышление;
  • учить рассуждать и сравнивать;
  • воспитывать любовь к Родине, взаимоуважение,чувство ответственности.

Учебный материал:

  • учебник «Математика. 2 класс» (авт. М. И. Моро, М. А. Бантова и др.);
  • раздаточные карточки;
  • таблица геометрических фигур;
  • тестовые задания;
  • газета «Сабантуй»;
  • задачки в стихах;
  • сказочный герой Винни-Пух.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Добрый, чудный Винни-Пух,
Мы хотим тебе помочь!
Ты газету нам принёс?

II. Сообщение темы и целей урока.

У нас в гостях ваш любимый добрый друг Винни-Пух. Не с пустыми руками пришёл он к нам. Принёс он нам свежий номер газеты «Сабантуй» – с новостями, с интересными заданиями, письменными вычислениями. Давайте, поможем нашему другу.

III. Устный счёт.

а) Какое число при счёте предшествует числу 90? 55? 69?

б) Прочитайте числа, записанные на доске: 19 и 91. Расскажите о десятичном составе этих чисел и сравните их.

в) Сыну 8 лет, а отцу 28. На сколько отец старше сына? На сколько сын младше свего отца?

г) Сколько дес. и един. в числах 45, 65 ,80 ? Что напоминают эти числа? Что можете сооб-щить? (Читайте газету «Сабантуй»)

  • 45 – в 1945 году мы победили (краткая информация);
  • 65 – столько лет Великой Победе!
  • 80 – столько лет нашему Татарстану.

IV. Задания на развитие логического мышления.

  1. Летели на юг 8 гусей, а им навстречу- 12 . Сколько гусей летело на юг? (80)
  2. У Марата было 16 солдатиков. Он половину отдал Самату, а потом столько же Мусе. Сколько солдатиков осталось у Марата? (0)
  3. Улитка отползла от цветка на 3 м , а потом в противоположном направлении на 5 м. На ка-ком расстоянии от цветка оказалась улитка
  4. Бабушка с внучкой пекли пироги.
    С разной начинкой были они:
    Восемь – с повидлом
    С капустой – двенадцать,
    С мясом – пятнадцать,
    Да с творогом – пять.
    А сколько всего?
    Потрудись сосчитать? (40)

V. Работа над новым материалом. Объяснение темы.

– Вспомните , как мы вычисляли примеры таково вида: 45+23.

– Что мы использовали , когда знакомились с темой7 (Палочки, пучки палочек)

– Отложили на палочках числа 45 и 23.

– 45 – это (4 десятка и 5единиц.)

– 23 – это (2 десятка и 3 единицы.)

– Как будем складывать ? (4 пучка и 2 пучка, 5 палочек и 3 палочки.)

– Как это будет звучать с использованием математической терминалогии7 (4 десятка плюс 2 десятка, 5 единиц плюс 3 единицы.)

– Для удобства такие вычисления принято записать столбиком.

Алгоритм сложения:

  1. Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами.
  2. Складываю единицы: 5 +3= 8. Пишу под единицами.
  3. Складываю десятки: 4 +2= 6. Пишу под десятками.
  4. Читаю ответ: сумма равна 68 – 6 десятков 8 единиц.)

– Познакомьтесь с параграфом на с. 4.

– Какой способ вам кажется более удобным? Почему?

Работа по учебнику: № 1, стр. 4

VI. Физкультминутка.

Спасибо моему телу.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох.

Постарайся почувствовать пол и стул, которые держат сейчас твое тело… Теперь подумай о том ,как твое тело ежедневно служит тебе, помогая тебе ходить в школу, играть с друзьями. Ты можешь поблагодарить свое тело и послать ему телеграмму. Скажи своему телу , что ты его любишь и благодаришь его…

Пошли телеграмму своим ногам за то, что они несут тебя в любое место, куда ты захочешь.

А теперь ты можешь послать телеграмму своей груди. Поблагодари свои легкие, которые помогают тебе дышать и снабжают все твое тело кислородом.

Поблагодари свои руки за все, что ты можешь с их помощью делать: подтягиваться, писать и рисовать, играть и прикасаться к своим близким и друзьям.

Ещё одну телеграмму с благодарностью направь своим плечам и шее за то, что они так нежно носят твою голову, позволяя тебе видеть весь мир.

А теперь пошли телеграмму своему позвоночнику. Он позволяет тебе ровно сидеть и ходить, носить тяжелые вещи и выдерживать большие нагрузки.

А теперь подумай, каким ещё частям своего тела ты можешь отправить благодарственную телеграмму.

А теперь пришло время снова возвращаться в эту комнату. Я начну считать до трёх, и ты можешь постепенно открывать глаза.

Один… Два… Три…

VII. Решение задач.

1. № 2, с. 4.

– Прочитайте задачу.

– Составляем краткую запись. О чем говорится в задаче? (О платье и переднике.)

– Что известно? (На платье отрезали 4 м.)

– Что мы должны узнать? (Сколько всего метров ситца отрезали от куска ?)

– Решаем задачу.

2. Работа по индивидуальным карточкам.

а) У моего дедушки 12 наградных значков: 4 ордена, остальные – медали. Сколько медалей у моего дедушки?

б) На военной базе 34 самолёта и 65 танков. Сколько всего военной техники?

в) В воздушном бою участвовало 18 вражеских и 12 наших самолётов .Сколько самолётов участвовало и на сколько было меньше наших?

VIII. Работа над геометрическим материалом.

– Как называется эта фигура? (Ломаная)

– Тип ломаной? (Замкнутая)

– Сколько у неё звеньев ?

– Начертите ломаную из 3 звеньев: 3 см, 2 см, 5см.

IX. Итог урока.

– Что нового узнали на этом уроке?

– Какой способ сложения вам понравился: устный или письменный?

Домашнее задание.

Индивидуальныа карточки с примерами.

№6 – в тетради на печатной основе.