Разработка интегрированного урока во 2-м классе по теме "Семья. Мама"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: воспитание в ребенке умения помогать близким, вывести ребенка на личные переживания понятий «мама», «семья», «помощь маме».

Задачи:

  • расширить социокультурный опыт учащихся;
  • познакомить детей с произведением Ю. Ермолаева «Два пирожных»;
  • развивать умение правильно составлять предложения, учитывая этимологию слов, составлять план рассказа;
  • воспитывать умение помогать близким.

Оборудование урока:

  • таблицы и карточки для оформления доски;
  • рисунки учащихся;
  • сочинения учащихся;
  • учебник О.В. Кубасовой «Литературное чтение. 2 класс»;
  • магнитофон.

Ход урока

1. Жужжащее чтение с приемом «Губы».

Дети 5 минут читают в темпе, который им удобен. При команде учителя «Губы!» дети прикладывают левый палец к губам и продолжают читать только глазами. Команда «Стоп!» и дети опять читают вслух.

2. Присоединение.

Учитель: Здравствуйте, дети! Прочитайте пословицу, которая написана на доске

На доске: При солнышке – тепло, при матушке – добро.

Дети: читают.

Учитель: О ком эта пословица?

Дети: О маме.

Учитель: Мы сегодня на уроке будем говорить о маме.

3. Выступления ребят.

Учитель: Мама в жизни каждого человека много значит. Мама пожалеет, мама приголубит, мама поможет. Мама всегда в радости и в горе со своими детьми. Мама никогда не бросит в беде своих детей. Маме всегда должны помогать дома, жалеть и беречь ее здоровье, уважать ее труд. Мы писали с вами сочинения о маме. Прочитайте нам их.

Дети: выходят по очереди и читают свои сочинения (4 человека).

(Приложение 1, Приложение 2)

4. Чтение произведения Ю. Ермолаева «Два пирожных»

(Приложение 3)

Учитель: Мы прослушали с вами, как наши ребята любят своих мам. А теперь прочитаем, что про это написал Ю. Ермолаев. Но прежде, чем начать читать текст, давайте прочитаем трудные слова, которые встретятся нам в тексте

На доске: таблица для работы над трудными для чтения словами. (Приложение 4)

Дети: читают.

Учитель: А теперь открываем книги на стр. 124 и посмотрим первое задание. Читаем все вместе.

Дети: читают хором слова.

Учитель: Мы начнем с вами читать текст «цепочкой» с таким заданием: возьмите в руки карандашик и по ходу чтения подчеркивайте те слова, которые вам будут непонятны.

Дети: читают текст вслух «цепочкой» и выполняют задание учителя.

Учитель: Что за произведение мы прочитали? Кто главные герои? Как их зовут? Какие непонятные слова встретились вам в тексте?

Дети: называют слова, которые подчеркнули.

5. Физкультминутка

(Приложение 5)

6. Продолжение работы над текстом

Учитель: А теперь, чтобы лучше понять текст, давайте составим план-модель этого рассказа. Восстановим последовательность событий. (Приложение 6)

Что было сначала?

– Чем занимались девочки?

– Что произошло потом?

– Чем все закончилось?

7. Повторное чтение с выделением частей и их озаглавливанием.

Учитель: Читаем текст еще раз и попробуем выделить в тексте те части, которые мы назвали и их озаглавить.

Дети: читают текст, делят его на части и к каждой части подбирают заголовок.

На доске: появляется план:

  • Мама просит помощи;
  • Оля идет помогать. Наташа читает книгу;
  • Оля помогает маме. Наташа читает книгу;
  • Каждому по заслугам.

Учитель: Может теперь вы мне скажете, почему рассказ называется «Два пирожных»? Почему автор решил рассказать нам об этих событиях? Что писатель хотел бы сказать нам своим произведением? Как автор относится к девочкам?

Дети: отвечают на поставленные вопросы.

8. Работа в группах.

Учитель: А теперь я хочу предложить вам новое задание. У меня на карточках составлен план действий девочек. Но здесь что-то не так. Разберитесь, пожалуйста, поставьте к каждому пункту плана нужную цифру.

Дети: читают план и расставляют пункты плана по порядку. После этого они выходят и рассказывают то, что сделали. (Приложение 7)

9. Музыкальная физкультминутка.

10. Беседа по содержанию.

Учитель: Хотел бы ты включиться в события, которые происходят в рассказе? В качестве кого ты хотел бы участвовать в произведении? Хотелось бы тебе дружить с Олей? С Наташей? Что тебе нравится в Оле, а что в Наташе? Кого больше всего обидела Наташа?

Дети: отвечают на вопросы.

Учитель: Да, мама самый дорогой на свете человек, которого надо любить и беречь.

11. Выступление библиотекаря

(она рассказывает детям о произведениях литературы, в которых говорится о матери, и о том, что есть еще крестная мама).

12. Итог урока и инструктаж по домашнему заданию.

Учитель: Чем мы сегодня с вами занимались? Что интересного вы узнали? Чему новому научились?

Дети: отвечают на поставленные вопросы

Учитель: Домашним заданием вам будет – составить небольшой рассказ о том, как вы помогаете своей маме.

13. Игра.

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду бросать мячик, а вы мне называете имя своей мамы с ласковым словом на ту же букву, что и имя вашей мамы.