Цель урока: воспитание в ребенке умения помогать близким, вывести ребенка на личные переживания понятий «мама», «семья», «помощь маме».
Задачи:
- расширить социокультурный опыт учащихся;
- познакомить детей с произведением Ю. Ермолаева «Два пирожных»;
- развивать умение правильно составлять предложения, учитывая этимологию слов, составлять план рассказа;
- воспитывать умение помогать близким.
Оборудование урока:
- таблицы и карточки для оформления доски;
- рисунки учащихся;
- сочинения учащихся;
- учебник О.В. Кубасовой «Литературное чтение. 2 класс»;
- магнитофон.
Ход урока
1. Жужжащее чтение с приемом «Губы».
Дети 5 минут читают в темпе, который им удобен. При команде учителя «Губы!» дети прикладывают левый палец к губам и продолжают читать только глазами. Команда «Стоп!» и дети опять читают вслух.
2. Присоединение.
Учитель: Здравствуйте, дети! Прочитайте пословицу, которая написана на доске
На доске: При солнышке – тепло, при матушке – добро.
Дети: читают.
Учитель: О ком эта пословица?
Дети: О маме.
Учитель: Мы сегодня на уроке будем говорить о маме.
3. Выступления ребят.
Учитель: Мама в жизни каждого человека много значит. Мама пожалеет, мама приголубит, мама поможет. Мама всегда в радости и в горе со своими детьми. Мама никогда не бросит в беде своих детей. Маме всегда должны помогать дома, жалеть и беречь ее здоровье, уважать ее труд. Мы писали с вами сочинения о маме. Прочитайте нам их.
Дети: выходят по очереди и читают свои сочинения (4 человека).
4. Чтение произведения Ю. Ермолаева «Два пирожных»
Учитель: Мы прослушали с вами, как наши ребята любят своих мам. А теперь прочитаем, что про это написал Ю. Ермолаев. Но прежде, чем начать читать текст, давайте прочитаем трудные слова, которые встретятся нам в тексте
На доске: таблица для работы над трудными для чтения словами. (Приложение 4)
Дети: читают.
Учитель: А теперь открываем книги на стр. 124 и посмотрим первое задание. Читаем все вместе.
Дети: читают хором слова.
Учитель: Мы начнем с вами читать текст «цепочкой» с таким заданием: возьмите в руки карандашик и по ходу чтения подчеркивайте те слова, которые вам будут непонятны.
Дети: читают текст вслух «цепочкой» и выполняют задание учителя.
Учитель: Что за произведение мы прочитали? Кто главные герои? Как их зовут? Какие непонятные слова встретились вам в тексте?
Дети: называют слова, которые подчеркнули.
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы над текстом
Учитель: А теперь, чтобы лучше понять текст, давайте составим план-модель этого рассказа. Восстановим последовательность событий. (Приложение 6)
– Что было сначала?
– Чем занимались девочки?
– Что произошло потом?
– Чем все закончилось?
7. Повторное чтение с выделением частей и их озаглавливанием.
Учитель: Читаем текст еще раз и попробуем выделить в тексте те части, которые мы назвали и их озаглавить.
Дети: читают текст, делят его на части и к каждой части подбирают заголовок.
На доске: появляется план:
- Мама просит помощи;
- Оля идет помогать. Наташа читает книгу;
- Оля помогает маме. Наташа читает книгу;
- Каждому по заслугам.
Учитель: Может теперь вы мне скажете, почему рассказ называется «Два пирожных»? Почему автор решил рассказать нам об этих событиях? Что писатель хотел бы сказать нам своим произведением? Как автор относится к девочкам?
Дети: отвечают на поставленные вопросы.
8. Работа в группах.
Учитель: А теперь я хочу предложить вам новое задание. У меня на карточках составлен план действий девочек. Но здесь что-то не так. Разберитесь, пожалуйста, поставьте к каждому пункту плана нужную цифру.
Дети: читают план и расставляют пункты плана по порядку. После этого они выходят и рассказывают то, что сделали. (Приложение 7)
9. Музыкальная физкультминутка.
10. Беседа по содержанию.
Учитель: Хотел бы ты включиться в события, которые происходят в рассказе? В качестве кого ты хотел бы участвовать в произведении? Хотелось бы тебе дружить с Олей? С Наташей? Что тебе нравится в Оле, а что в Наташе? Кого больше всего обидела Наташа?
Дети: отвечают на вопросы.
Учитель: Да, мама самый дорогой на свете человек, которого надо любить и беречь.
11. Выступление библиотекаря
(она рассказывает детям о произведениях литературы, в которых говорится о матери, и о том, что есть еще крестная мама).
12. Итог урока и инструктаж по домашнему заданию.
Учитель: Чем мы сегодня с вами занимались? Что интересного вы узнали? Чему новому научились?
Дети: отвечают на поставленные вопросы
Учитель: Домашним заданием вам будет – составить небольшой рассказ о том, как вы помогаете своей маме.
13. Игра.
Учитель: А сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду бросать мячик, а вы мне называете имя своей мамы с ласковым словом на ту же букву, что и имя вашей мамы.