Цели:
- обобщить выводы о том, что вместе с христианством на Русь пришли законы (заповеди), на которых должна основываться жизнь человека;
- проверить уровень усвоения знаний по теме;
- закрепить навыки работы в группе, навык самостоятельной работы с диском-приложением к учебнику.
Оборудование урока:
- Мультимедийный проектор.
- Карточки «Критерии оценивания публичной защиты творческой работы».
- Маркеры для работы на доске.
- Диски-приложения к учебнику.
- Карточки для задания «Переводчик».
- Бумага и фломастеры для работы в группах.
- Музыкальный фрагмент для сопровождения физминутки.
- Мультимедийная презентация к уроку.
- Фрагмент из мультипликационного фильма «Князь Владимир».
- Листы контрольного тестирования.
Урок проводится в кабинете, оборудованном несколькими персональными компьютерами.
Ход урока
I. Оргмомент
- Игра «Настроение». Каждый учащийся называет имя прилагательное, которое характеризует настроение, с которым он сегодня пришел на урок. Условие: слово должно начинаться на букву его имени (1 мин.)
- Слово учителя о цели урока, настрой на работу (0,5 мин)
II. Проверка домашнего задания
Заслушиваем творческие работы 1-2 учащихся по теме прошлого урока «Какие перемены произошли в князе Владимире после принятия христианства?». (Приложение 1).
Анализируем по критериям оценки творческой работы:
- Содержание (должно соответствовать теме).
- Творческий подход или творческое решение.
- Коммуникативные навыки (умение держаться на публике, умение выразительно говорить, эмоциональность, артистизм).
- Не допускается чтение с листа. Оценивается только рассказ, редко с обращение к тексту.
Обсуждаем выступления, оцениваем работу (5 мин.)
III. Контрольная работа
Учащиеся рассаживаются на три группы. Отдельные учащиеся с низким уровнем подготовки выполняют индивидуальное задание – тренировочные тесты и контрольные упражнения по диску [3]. Учитель продолжает работу с группами. На доске нарисован кроссворд, который учащимся предстоит разгадать в процессе работы. (Приложение 3)
Каждый вопрос сопровождается отдельным заданием, которое группы должны сообща выполнить.
1 вопрос: Один из двух братьев, создавших первую русскую азбуку и переведших на славянский язык первые церковные книги.
Группы дают ответ на вопрос. Учитель записывает ответ в кроссворд.
Задание: Вы помните, что первые книги привозились к нам на Русь из Болгарии, а потом, когда и среди русских появились грамотные люди, книги стали переводиться и на Руси. Сейчас представьте, что вы толмачи-переводчики. Вы должны будете перевести со старославянского языка на русский современный несколько слов и записать в листе ответов.
Группы выполняют задание. (Приложение 4)
Учитель спрашивает перевод каждой группы.
2 вопрос: Первый каменный храм, построенный в 996 году, называли … церковь.
Группы дают ответ на вопрос.
Задание: составьте, пользуясь учебником [1], по два вопроса из истории строительства десятинной церкви и ее роли в становлении христианства на Руси и ее просвещении.
Группы выполняют задание. Затем каждая группа по очереди задает вопрос другой группе (по часовой стрелке). Кто не знает ответ на вопрос, помогает другая группа или гости. Учитель следит, чтобы соблюдалась очередность.
Физминутка. Игра «Достань звезду». Проводит заранее подготовленный учащийся. (Приложение 5, Приложение 6)
3 вопрос: Имя древнерусского князя, который хотел, чтобы Русь жила по христианским законам.
Группы отвечают.
Задание: Посмотрите на экран и найдите четвертое лишнее изображение (на экране четыре репродукции икон, на трех из них изображен Владимир Красное Солнышко, на четвертой один из русских князей, тоже по имени Владимир). Кто запечатлен на этих иконах? Как изменился князь Владимир Красное Солнышко? Почему? А за что же ярого язычника, принявшего крещение в городе Корсуни, русская церковь причислила к лику святых? (Приложение 7).
Группы отвечают.
4 вопрос: История убийства Святополком родных по крови братьев Бориса и Глеба напоминает историю библейского героя, которого убил его брат Каин. Назовите его имя.
Группы отвечают. Учитель задает уточняющие вопросы.
Задание: Посмотрите фрагмент фильма (показаны последние кадры мультфильма «Князь Владимир»). Женился ли Владимир на византийской принцессе? Каких детей они родили в браке? Как и почему погибли Борис и Глеб?
5 вопрос: У нас получилось слово Киев. Что это за город, столица какого государства? Именно в этом городе впервые начали крестить по христианскому обычаю. Так какой же стала Русь после принятия крещения? По каким законам стала жить?
Задание: вспомните десять заповедей, по которым должен жить каждый христианин. Запишите.
Группы выполняют задание. Затем зачитывают ответы.
Вывод: Скажите, а жили ли древние русичи по этим заповедям? Нужно ли их придерживаться? А в нашей современной жизни?
IV. Контрольное тестирование
Все участники групп снова садятся на свои места. Рассаживаются также из-за персональных компьютеров учащиеся со слабым уровнем подготовки, выполнявшие тестовые и контрольные задания с диска. Всем учащимся раздаются листы контрольного тестирования, в которые они записывают ответы. (Приложение 8)
V. Рефлексия
На этих же листах, с обратной стороны, предлагается записать прилагательное, выражающее отношение к проведенному уроку. Условие: слово должно начинаться на букву имени учащегося. Здесь же предлагается оценить собственные знания по теме. (Приложение 9)
VI. Домашнее задание
Прочитать в рубрике «Специальная хрестоматия» «Сказание о Борисе и Глебе».
Используемая литература:
- В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. Православная культура. 5-6 классы. Экспериментальное учебное пособие. ИНОФОНД. Ульяновск, 2006.
- Т.В. Рыжова. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах. ИНОФОНД. Ульяновск, 2006.
- В.Д. Скоробогатов, Т.В .Рыжова, О.Н. Кобец. Православная культура. 5-6 классы. Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям для учителя. ИНОФОНД. Ульяновск, 2006.
- В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. Православная культура. 5-6 классы. Мультимедийное приложение к экспериментальному пособию для учащихся. ИНОФОНД. Ульяновск, 2006.