Конспект урока истории на тему "Никто не забыт, ничто не забыто"

Разделы: История и обществознание


Объяснение понятия модуль:

  1. Главная цель: поиск проблем или выбор пути их решения.
  2. У каждого уч-ся индивидуальная программа взаимодействия с педагогом и сверстниками.
  3. Урок построен на нескольких учебных элементах (локализуются по времени).
  4. Каждый элемент контролируется и оценивается(учителем, самоконтролем и взаимным контролем).

Учебные элементы (этапы урока):

  1. Входной контроль.
  2. М.А.Побудей – герой, спасший город.
  3. Суть подвига железнодорожников.
  4. Поисковая работа.
  5. Завершающий контроль.
  6. Рефлексия.

Входной контроль.

Задание: на карте “Новгородская губерния начала 20 века” покажите территорию современного Чудовского района?

Вопрос:

  1. Когда был образован и какие земли вошли в Чудовский район в предвоенные годы?
  2. Когда Чудово становится городом и как меняется жизнь населения?

Задание:

  1. 1. Объясните слова: районирование, изба-читальня, делегат, ударник.
  2. 2. Дайте характеристику жизни и быту чудовцев. В чем отличие городской жизни от жизни в рабочем поселке?

М.А.Побудей – герой, спасший город.

Цель: на этом этапе вам предстоит познакомиться с нашим земляком М.А.Побудеем, выяснить последствия первых бомбежек города Чудово, узнать, как М.А.Побудею удалось спасти город от гибели. Источники: пособие по краеведению (авторская разработка учителя) Приложение 1, слайды 2–7 (Приложение 2).

Задания:

  1. Когда и вследствие каких событий М.А.Побудей оказывается в Чудове?
  2. Почему чудовские мальчишки восхищались им, какие качества их привлекали?
  3. Как выглядел город после первых бомбежек?
  4. Объясните, как М.А.Побудею удалось спасти город? (10 мин, прочитать и обсудить в паре).

Задание А. (1ряд)

– Почему немцам было важно уничтожить железнодорожную станцию Чудово?

Задание Б (2 ряд)

– Какова роль М.А.Побудея в спасении станции?

Контрольное задание:

Уже 11 июля 1941 года была первая бомбардировка Чудова, а 15 августа, когда немецкие войска овладели Новгородом, в Чудове началась эвакуация населения и оборудования предприятий. На следующий день чудовский железнодорожный узел подвергся массированному налету фашистской авиации. В результате 18 августа немецкой авиацией был поврежден железнодорожный мост через Волхов, и движение по железной дороге Ленинград – Москва было прервано. С 20 по 25 августа 1941 года проходили ожесточенные бои за Чудово, 311 дивизия и полк НКВД под натиском превосходящих сил противника были вынуждены оставить город.

Проанализируйте данные и сделайте вывод о судьбе города в это время. (Задача письменно в тетради – 3 минуты.)

Суть подвига железнодорожников.

Цель: на этом этапе предстоит раскрыть суть подвига, обстоятельства, в которых он был совершен и его последствия.

Источники: пособие по краеведению (Приложение 1), слайды 7-10 (Приложение 3), (работа в подгруппах – 4 человека – 7 мин.)

Задание А.

С какой целью, и с каким чувством железнодорожники отправились в эту поездку?

Задание Б.

Жене погибшего М.А.Побудея выдали справку о его смерти. Ни кто не знал, что произошло, дата гибели – приблизительная. Почему для его семьи этот документ был так важен, ведь по сути они пропали без вести?

Задание В.

Почему тела погибших так долго не были преданы земле?

Контрольный вопрос: Ни чего геройского железнодорожники в своем поступке не видели, а как считаете вы: был ли подвиг и в чем он заключался? (1мин. Обсуждения в подгруппах).

Поисковая работа.

Цель: познакомить с этапами поисковой работы, ее итогами и значением.

Источники: пособие по краеведению (Приложение 1), слайды 11–20 (Приложение 4)

Задание: Какие этапы поискового движения можно выделить и кто участвовал в этой работе (составьте таблицу, сделайте вывод, каковы итоги и значение поисковой работы).

этапы Сроки и содержание Участники
     
     
     
Итоги  
Значение  

Задание А.

Почему В.Б.Шварц занимался поиском захоронения М.А.Побудея?

Задание Б.

Через сколько лет с начала поиска В.Б.Шварцу удалось завершить свою работу?

Задание В.

Какую роль для вашего поколения играет поисковая деятельность и с какими трудностями она связана?

Контрольное задание: назовите, что на ваш взгляд является итогом этой поисковой работы? (Задание выполняется письменно – 5 мин, сдать тетради на проверку, 1–2 работы зачитать.)

Завершающий контроль:

Цель: проверить, удалось ли достичь поставленной в начале работы цели.

Вопросы:

  1. Кто такой М.А.Побудей, почему его можно назвать – “герой, спасший город”?
  2. В чем суть подвига железнодорожников?
  3. Какую роль в поисковой работе играл В.Б.Шварц?
  4. Из скольких этапов состояла поисковая работа, когда началась и когда была завершена?
  5. Какое значение имеет сохранение традиции “Вахта памяти” для подрастающего поколения?

Рефлексия:

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

1. Как я усвоил материал?

– усвоил весь материал – 9–10 б.

– частично – 7–8 б.

– мало, что понял – 4–6 б.

2. Как я работал? Где допустил ошибки? Со всеми заданиями

– справился сам – 9–10 б.

– допустил ошибки – 7–8 б.

– не справился – 4–6 б.

3. Как работала учебная пара, подгруппа?

– дружно, совместно, разбирали задания – 9–10 б.

– не все активно участвовали в обсуждении – 7–8 б.

– работа была не интересной, много ошибок – 4–6 б.

Сформулируйте ваше мнение об уроке, о его значении для себя.