Объяснение понятия модуль:
- Главная цель: поиск проблем или выбор пути их решения.
- У каждого уч-ся индивидуальная программа взаимодействия с педагогом и сверстниками.
- Урок построен на нескольких учебных элементах (локализуются по времени).
- Каждый элемент контролируется и оценивается(учителем, самоконтролем и взаимным контролем).
Учебные элементы (этапы урока):
- Входной контроль.
- М.А.Побудей – герой, спасший город.
- Суть подвига железнодорожников.
- Поисковая работа.
- Завершающий контроль.
- Рефлексия.
Входной контроль.
Задание: на карте “Новгородская губерния начала 20 века” покажите территорию современного Чудовского района?
Вопрос:
- Когда был образован и какие земли вошли в Чудовский район в предвоенные годы?
- Когда Чудово становится городом и как меняется жизнь населения?
Задание:
- 1. Объясните слова: районирование, изба-читальня, делегат, ударник.
- 2. Дайте характеристику жизни и быту чудовцев. В чем отличие городской жизни от жизни в рабочем поселке?
М.А.Побудей – герой, спасший город.
Цель: на этом этапе вам предстоит познакомиться с нашим земляком М.А.Побудеем, выяснить последствия первых бомбежек города Чудово, узнать, как М.А.Побудею удалось спасти город от гибели. Источники: пособие по краеведению (авторская разработка учителя) Приложение 1, слайды 2–7 (Приложение 2).
Задания:
- Когда и вследствие каких событий М.А.Побудей оказывается в Чудове?
- Почему чудовские мальчишки восхищались им, какие качества их привлекали?
- Как выглядел город после первых бомбежек?
- Объясните, как М.А.Побудею удалось спасти город? (10 мин, прочитать и обсудить в паре).
Задание А. (1ряд)
– Почему немцам было важно уничтожить железнодорожную станцию Чудово?
Задание Б (2 ряд)
– Какова роль М.А.Побудея в спасении станции?
Контрольное задание:
Уже 11 июля 1941 года была первая бомбардировка Чудова, а 15 августа, когда немецкие войска овладели Новгородом, в Чудове началась эвакуация населения и оборудования предприятий. На следующий день чудовский железнодорожный узел подвергся массированному налету фашистской авиации. В результате 18 августа немецкой авиацией был поврежден железнодорожный мост через Волхов, и движение по железной дороге Ленинград – Москва было прервано. С 20 по 25 августа 1941 года проходили ожесточенные бои за Чудово, 311 дивизия и полк НКВД под натиском превосходящих сил противника были вынуждены оставить город.
Проанализируйте данные и сделайте вывод о судьбе города в это время. (Задача письменно в тетради – 3 минуты.)
Суть подвига железнодорожников.
Цель: на этом этапе предстоит раскрыть суть подвига, обстоятельства, в которых он был совершен и его последствия.
Источники: пособие по краеведению (Приложение 1), слайды 7-10 (Приложение 3), (работа в подгруппах – 4 человека – 7 мин.)
Задание А.
С какой целью, и с каким чувством железнодорожники отправились в эту поездку?
Задание Б.
Жене погибшего М.А.Побудея выдали справку о его смерти. Ни кто не знал, что произошло, дата гибели – приблизительная. Почему для его семьи этот документ был так важен, ведь по сути они пропали без вести?
Задание В.
Почему тела погибших так долго не были преданы земле?
Контрольный вопрос: Ни чего геройского железнодорожники в своем поступке не видели, а как считаете вы: был ли подвиг и в чем он заключался? (1мин. Обсуждения в подгруппах).
Поисковая работа.
Цель: познакомить с этапами поисковой работы, ее итогами и значением.
Источники: пособие по краеведению (Приложение 1), слайды 11–20 (Приложение 4)
Задание: Какие этапы поискового движения можно выделить и кто участвовал в этой работе (составьте таблицу, сделайте вывод, каковы итоги и значение поисковой работы).
этапы | Сроки и содержание | Участники |
Итоги | ||
Значение |
Задание А.
Почему В.Б.Шварц занимался поиском захоронения М.А.Побудея?
Задание Б.
Через сколько лет с начала поиска В.Б.Шварцу удалось завершить свою работу?
Задание В.
Какую роль для вашего поколения играет поисковая деятельность и с какими трудностями она связана?
Контрольное задание: назовите, что на ваш взгляд является итогом этой поисковой работы? (Задание выполняется письменно – 5 мин, сдать тетради на проверку, 1–2 работы зачитать.)
Завершающий контроль:
Цель: проверить, удалось ли достичь поставленной в начале работы цели.
Вопросы:
- Кто такой М.А.Побудей, почему его можно назвать – “герой, спасший город”?
- В чем суть подвига железнодорожников?
- Какую роль в поисковой работе играл В.Б.Шварц?
- Из скольких этапов состояла поисковая работа, когда началась и когда была завершена?
- Какое значение имеет сохранение традиции “Вахта памяти” для подрастающего поколения?
Рефлексия:
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.
1. Как я усвоил материал?
– усвоил весь материал – 9–10 б.
– частично – 7–8 б.
– мало, что понял – 4–6 б.
2. Как я работал? Где допустил ошибки? Со всеми заданиями
– справился сам – 9–10 б.
– допустил ошибки – 7–8 б.
– не справился – 4–6 б.
3. Как работала учебная пара, подгруппа?
– дружно, совместно, разбирали задания – 9–10 б.
– не все активно участвовали в обсуждении – 7–8 б.
– работа была не интересной, много ошибок – 4–6 б.
Сформулируйте ваше мнение об уроке, о его значении для себя.