Цель: формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширение кругозора школьников, активизация мыслительной деятельности учащихся.
Оборудование и материалы: описаны в опытах.
План проведения:
- Подготовка.
- Вступительное слово учителя.
- Демонстрация опытов.
- Состязания.
- Подведение итогов и награждение.
- Салют в честь химиков.
Подготовка.
Заранее выбрать две команды из 5–6 человек и дать домашнее задание:
- придумать название и девиз команды;
- подготовить приветствие;
- нарисовать газету на химическую тему.
Вступительное слово учителя.
Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто еще не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал.
Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное.
Наука – вот истинная волшебница наших дней. И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества, одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными.Она превращает нефть в каучук и бензин, газ – в ткань, уголь – в духи, красители и лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает и обувает. Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.
1-й ученик.
Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло?)
2-й ученик.
Дым легкий, а скала тверда.
Что значит лед, а что – вода?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.
3-й ученик.
Бумага не сгорит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте.
4-й ученик.
Открытий путь – нелегкий путь,
Но человеку – не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперед, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперед.
1-й ученик.
Химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудесами.
2-й ученик.
Сегодня – праздник посвящения в химики. Прежде чем получить это почетное звание, вам придется пройти испытания на профессиональную пригодность. Ваши знания и умения оценят мастера – лучшие химики старших классов.
3-й ученик.
Представляю вам наше уважаемое жюри.
Жюри. Ученики старших классов.
Демонстрация опытов.
4-й ученик.
Наука, из которой выросла химия, – алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты. Мы покажем некоторые из них:
Опыт №1.
Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. Но дым бывает и без огня!
(В стаканчик налить на донышко раствор аммиака, а в другой – соляной кислоты. Стаканчики отверстиями поднести друг к другу, пойдёт “белый дым”).
1-й ученик.
Опыт №2.
У меня в руках платок, который не сгорает в пламени!
(Смочить платок в воде, затем в спирте или ацетоне, поджечь, спирт или ацетон сгорает, платок остаётся невредимым).
2-й ученик.
Опыт №3.
Оперирую без боли, правда, будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Йодом смочим мы обильно, чтобы всё было стерильно.
Не вертитесь, пациент, нож подайте ассистент.
Посмотрите: прямо струйкой кровь течёт, а не вода.
Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа!
(Руку смочить раствором хлорида железа (III). После этого нож смочить раствором роданистого калия и легко провести им по руке. Образуется кроваво-красный след. Затем руку вытирают раствором фторида натрия).
3-й ученик.
Опыт№4.
На плакате спиртовым раствором фенолфталеина заранее написать: “Удачи в состязаниях!”, а затем при показе опыта бесцветную надпись протереть тампоном, смоченным щелочью. Надпись окрасится в малиновый цвет.
Состязания.
Визитная карточка команды.
Разминка.
Переведите с химического языка на общепринятый следующие фразы:
- Не все то аурум, что блестит.
- Белый, как карбонат кальция.
- Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.
- Феррумный характер.
- Слово – аргентум, а молчание аурум.
- Уходит, как аш-два-о в оксид кремния.
- Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о.
- За купрумный грош удавился.
- Много оксида водорода утекло с тех пор.
- Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия.
Эстафета.
На интерактивной доске уравнения химических реакций, по 5 для каждой команды. Участники по очереди расставляют коэффициенты и указывают тип реакции. Последним идёт капитан, проверяя все уравнения.
1-я команда:
Fe(OH)3 —> Fe2O3 + H2O
CaO + HNO3 —> Ca(NO3)2 + H2O
Na + H2O —> NaOH + H2
P + O2 —> P2O5
KOH + ZnCl2 —> KCl + Zn(OH)2
2-я команда:
Ca(OH)2 + CO2 —> CaCO3 + H2O
Fe2O3 + H2 —> Fe + H2O
Mg + HCl —> MgCl2 + H2
Al + O2 —> Al2O3
Ba(NO3)2 + H2SO4 —> BaSO4 + HNO3
Эрудиты.
На интерактивной доске формулы веществ. Капитаны вытягивают задания.
Из списка веществ выбрать отдельно:
1-я команда: кислотные оксиды, средние соли.
2-я команда: основные оксиды, кислоты.
Li2O, Al(OH)3, H3PO4, O3, BaO, Ba(NO3)2, H2SO3 , Al2(SO4)3, N2O, KHS, Zn(OH)2, Fe2O3, Fe(OH)3, HNO2, ClO3, Cu, Na3PO4, MnO, Ca(NO2)2, H2SiO3, Cr(OH)3, Br2O, Ba(OH)2.
“Тёмная лошадка”.
“Тёмная лошадка” – зашифрованный химический элемент. Командам задаются вопросы об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй– “4” и т.д. За неправильный ответ (-1балл).
- В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.
- По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
- Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.
- Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э.
- В честь него назван век.
(Железо).
- Этот металл известен человеку с глубокой древности.
- Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн.
- Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.
- Из этого металла делают украшения, монеты.
- Этот металл – символ Солнца.
(Золото).
- За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом элементе.
- Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.
- Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.
- Пары металла ядовиты.
- Находится внутри градусника.
(Ртуть).
- Его называют безжизненным газом.
- Это довольно инертный газ.
- Он легче воздуха.
- Он входит в состав воздуха.
- Его химическая формула – N2.
(Азот).
Экспериментальная заморочка.
Каждой команде конверт с заданием, который вытягивают капитаны.
– Получите кислород, соберите его в пробирку и докажите наличие этого газа.
– Получите углекислый газ, соберите его в пробирку и докажите наличие этого газа.
Учитываются правила ТБ, грамотность проведения и содержание сопроводительного рассказа.
Во время выполнения заданий ведущие работают с болельщиками, предлагая ответить им на вопросы химической викторины, отгадать ребусы, загадки.
Подведение итогов и награждение.
1-й ученик.
Итак, ребята, вы прошли посвящение. Но вы еще должны дать клятву перед, встав на одно колено:
Я, юный химик, торжественно клянусь:
Любить уроки химии и всегда их посещать.
Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.
Соблюдать правила ТБ.
Помнить химические свойства любого вещества на Земле.
Не тратить зря химические реактивы.
Клянусь!
Салют в честь химиков.
Опыт “Звёздный дождь”.
(Высыпают на лист чистой бумаги, тщательно перемешивая, по три ложечки перманганата калия, угольного порошка и порошка восстановленного железа. Полученную смесь высыпают в железный тигель, который укрепляют в кольце штатива и нагревают пламенем спиртовки. Начинается реакция, и смесь выбрасывается в виде множества искр, производящих впечатление “огненного дождя”.
2-й ученик.
Мы поздравляем вас с тем, что с сегодняшнего дня вы можете считать себя настоящими химиками. А закончить мероприятие мы хотим гимном химиков:
“Нам суждено пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить!
Наш кабинет химическим зовется!
Мы рождены, чтоб химию любить!Все выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
Тот рыжим становится сам!”