Информационные технологии на уроках в начальной школе. Окружающий мир в 3-м классе по теме "Великий круговорот жизни"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;
  • учить бережно относиться к природе.

Оборудование:

  1. Электронная презентация – Приложение 2.
  2. Кроссворд «Животные» – Приложение 1.

Ход урока

I. Организационный момент

– Друзья! К нам на урок пришли известные вам герои, посмотрите. Кто это? (герои сказки «Король Лев»: Муфаса и Симба! (Слайд 2)

– А все ли смотрели эту сказку? О чем в ней говорится?

– Мудрый лев Муфаса предлагает нам вспомнить, что мы уже изучили о природе на прошлых уроках.

П. Повторение изученного материала

– Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая.)

–Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце и др.)

– А что относится к живой природе? (слайд 3) Один ученик выходит к экрану, выбирает в левом нижнем углу презентации ручку или фломастер и подчеркивает нужное.

Проверка учителем. (При нажатии кнопкой мыши – неправильное исчезает, правильное остается.)

(Животные, растения, грибы, микроорганизмы и др.)

– Разгадайте кроссворд (у каждого на парте).

– О каких животных здесь говорится?

– Какое слово получилось у вас в выделенном столбце? (БЕРЕГИ)

– Что мы должны беречь? Почему?

– Вы сказали, что к природе относятся грибы, давайте вспомним, как нужно собирать грибы. (слайд 4)

– Назовите признаки жизни.(Питание, движение, дыхание, рост и развитие, смерть.)

– К какой природе: живой или неживой, – мы отнесем почву?

Посмотрите, Симба и Муфаса очень вами довольны. (слайд 5)

III. Сообщение темы и задач урока

– Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? Подготовленные ученики инсценируют отрывок из книги «Король Лев»

Король Лев: – Все, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьев до несущихся антилоп.

Симба воскликнул: – Но ведь мы едим антилоп!

Король Лев: – Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят ее. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!

– Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей!

Сегодня на уроке мы рассмотрим, как происходит круговорот жизни на Земле.

IV. Круговорот жизни – лекция учителя

На экране – схема «Круговорот жизни» (слайд 6)

Основу круговорота составляют три группы организмов:

  1. организмы-производители;
  2. организмы-потребители;
  3. организмы-разрушители.

Организмами-производителями ученые-экологи называют растения. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).

Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.

Организмы-разрушители это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.

V. Физкультминутка 

VI. Круговорот жизни – продолжение лекции

Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо.

Огромную роль в круговороте жизни играет почва. (слайд 7)

Вы помните, что главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.

Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвется, если исчезнет почва.

VII. Работа по учебнику

– Прочитайте текст в учебнике на странице 124-125. Рассмотрите рисунок.

Беседа по прочитанному: (слайд 8)

Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?

Почему растения названы организмами-производителями, а животные – организмами-потребителями?

Какие организмы названы организмами-разрушителями? Какова их роль в круговороте жизни?

Какова роль почвы в круговороте жизни?

Представь, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опиши, что будет происходить, если исчезнут: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва. (Слайд 9)

VIII. Итог урока

Один ученик по схеме на экране кратко рассказывает о круговороте жизни на Земле. (слайд 10)

Затем дети читают вывод в учебнике (стр. 126) и подводят итог:

Все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете. (слайд 10)

IХ. Домашнее задание

  1. Задание 2 (учебник, стр. 126);
  2. Подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, стр. 126).