Цели урока:
- познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;
- учить бережно относиться к природе.
Оборудование:
- Электронная презентация – Приложение 2.
- Кроссворд «Животные» – Приложение 1.
Ход урока
I. Организационный момент
– Друзья! К нам на урок пришли известные вам герои, посмотрите. Кто это? (герои сказки «Король Лев»: Муфаса и Симба! (Слайд 2)
– А все ли смотрели эту сказку? О чем в ней говорится?
– Мудрый лев Муфаса предлагает нам вспомнить, что мы уже изучили о природе на прошлых уроках.
П. Повторение изученного материала
– Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая.)
–Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце и др.)
– А что относится к живой природе? (слайд 3) Один ученик выходит к экрану, выбирает в левом нижнем углу презентации ручку или фломастер и подчеркивает нужное.
Проверка учителем. (При нажатии кнопкой мыши – неправильное исчезает, правильное остается.)
(Животные, растения, грибы, микроорганизмы и др.)
– Разгадайте кроссворд (у каждого на парте).
– О каких животных здесь говорится?
– Какое слово получилось у вас в выделенном столбце? (БЕРЕГИ)
– Что мы должны беречь? Почему?
– Вы сказали, что к природе относятся грибы, давайте вспомним, как нужно собирать грибы. (слайд 4)
– Назовите признаки жизни.(Питание, движение, дыхание, рост и развитие, смерть.)
– К какой природе: живой или неживой, – мы отнесем почву?
Посмотрите, Симба и Муфаса очень вами довольны. (слайд 5)
III. Сообщение темы и задач урока
– Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? Подготовленные ученики инсценируют отрывок из книги «Король Лев»
Король Лев: – Все, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьев до несущихся антилоп.
Симба воскликнул: – Но ведь мы едим антилоп!
Король Лев: – Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят ее. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!
– Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей!
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как происходит круговорот жизни на Земле.
IV. Круговорот жизни – лекция учителя
На экране – схема «Круговорот жизни» (слайд 6)
Основу круговорота составляют три группы организмов:
- организмы-производители;
- организмы-потребители;
- организмы-разрушители.
Организмами-производителями ученые-экологи называют растения. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).
Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
Организмы-разрушители – это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.
V. Физкультминутка
VI. Круговорот жизни – продолжение лекции
Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо.
Огромную роль в круговороте жизни играет почва. (слайд 7)
Вы помните, что главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.
Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвется, если исчезнет почва.
VII. Работа по учебнику
– Прочитайте текст в учебнике на странице 124-125. Рассмотрите рисунок.
Беседа по прочитанному: (слайд 8)
– Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?
– Почему растения названы организмами-производителями, а животные – организмами-потребителями?
– Какие организмы названы организмами-разрушителями? Какова их роль в круговороте жизни?
– Какова роль почвы в круговороте жизни?
– Представь, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опиши, что будет происходить, если исчезнут: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва. (Слайд 9)
VIII. Итог урока
Один ученик по схеме на экране кратко рассказывает о круговороте жизни на Земле. (слайд 10)
Затем дети читают вывод в учебнике (стр. 126) и подводят итог:
Все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете. (слайд 10)
IХ. Домашнее задание
- Задание 2 (учебник, стр. 126);
- Подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, стр. 126).