Учебно-педагогическая игра — самостоятельная технология

Разделы: История и обществознание


Задача учителя истории - сделать историю понятной, близкой, интересной, запоминающейся.

История - это живой процесс, и преподавание ее должно быть наполнено чувствами, страстями, красками.

Для реализации этих задач одним из средств является учебно-педагогическая игра.

В процессе игры идет нравственно-духовное обогащение личности. Игра помогает формированию собственной позиции. Принимаются решения в различных ситуациях. Успешное изучение истории невозможно без развития познавательного интереса.

Урок-игра порождает новый взгляд на уже известные факты, развивает логическое мышление, позволяет многократно повторить предметный материал в его различных сочетаниях и формах - во-первых.

Игра воодушевляет ребят на самостоятельный поиск ответа, развивает фантазию, учит работать в команде. В атмосфере здорового соревнования учащиеся не просто механически вспоминают изученное, а мобилизуют все свои знания, подбирают подходящее, отбрасывают негодное, учатся думать, сопоставлять, оценивать - во-вторых.

Игра увлекает весь класс. Напряжение исчезает. Победителями становятся не те, кто много знает, а те, у кого развито воображение, кто умеет наблюдать, подмечать и быстро, точно реагировать. В игровой ситуации ценится не просто знание фактов, а умение их использовать - в - третьих.

Урок-игра помогает учителю избежать назойливой назидательности, прививает любовь к предмету - в-четвертых.

Игра обучает нормам морали, правилам поведения, вырабатывает ответственность и дисциплину, формирует определенные трудовые навыки - в-пятых.

Ребята становятся первыми помощниками учителя в подготовке и в проведении игры: хорошо успевающие ученики могут быть в роли экспертов, жюри, рисовать, оформлять своими руками.

Учитель - это и организатор, и участник, и судья. Учитель должен научить играть детей в предлагаемые им игры по правилам.

Технология игры состоит из этапов:

I. этап подготовки:

  1. разработка игры (разработка сценария, плана игры, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения);
  2. ввод в игру (постановка проблемы, цели; распределение ролей; формирование групп; консультация).

II. этап проведения:

  1. групповая работа над заданием (работа с источником, тренинг, мозговой штурм);
  2. межгрупповая дискуссия (правила дискуссии, выступление группы, защита результатов).

III. этап

анализ, обсуждение, оценка (выступление экспертов или жюри, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов и учитель говорит о результатах, ошибках, подводит итог занятия).

Например, в шестом классе повторительно-обобщающий урок по теме «Киевская Русь».

Весь класс делю на 3 группы (по рядам). Каждая группа определилась с названием команды, капитаном, девизом, эмблемой. Реквизиты игры: отрывки из книг, карточки с высказываниями, «Рабочие тетради по «Истории России с древнейших времен до конца 16 века» авторы А.А. Данилов Л.Г. Косулина (у каждого ученика они есть).

Тур 1. «История в лицах». Команды представились, доложили о готовности к игре:

а) по зачитанному фрагменту ребята должны определить имя исторического деятеля периода «Киевская Русь». Не отвечает одна команда, может ответить другая (за свои вопрос - 1 балл, за чужой - 2 балла) (из книги «Интеллектуальные игры для школьников» И.А. Федорчука, Ярославль «Академия К» 1998г.).

б) произвольный текст на догадку:

- «Только имея одного Бога, Русь сможет объединиться. Вера язычников не помощница мне теперь. Один княжить на Руси хочу».

- «Прощу жителей Полоцка за смерть мужа моего князя Игоря. Но в память о муже дань все-таки соберу. Она не велика: один голубь, да один воробей с каждого двора» (из методического пособия для учителя истории «Дидактические игры на уроках истории» Т.В. Малышева, Екатеринбург, 2005г.)

в) по признакам определите исторического деятеля. (из книги «Интеллектуальные игры для школьников» И.А. Федорчука, Ярославль «Академия К» 1998г.).

Подведение итогов тура.    

Тур 2. «Имя в истории». В течение 5 минут перечислить как можно больше имен периода «Киевская Русь», за каждый правильный ответ 1 балл.

Подведение итогов тура.

Тур З. «Историческое событие» Назвать как можно больше исторических событий по теме «Киевская Русь» в течение 5 минут.

Подведение итогов тура.

Тур 4. Решение исторических задач (каждая из 3-х команд получает свою задачу, перед ответом - версией своей - зачитывает)(«История становиться ближе. Задачник» А.В. Литвинов).

Подведение итогов тура.

ТУР5. Работа с историческим документами.       

Подведение итогов тура.    

Общий итог игры.   

Капитаны помогают оценить игру каждого участника своей команды.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. (Туры можно сделать другие, например: «История в датах», «Выбери правильный ответ», «Найди современников», «Работа над ошибками», «Вычеркни лишнее» и т.д.).

В системе провожу индивидуальные игры, они не продолжительны во времени, не требуют большой подготовки и позволяют включить в работу большее количество учащихся, проверить знания, проявить себя, и поставить больше оценок.

  1. Составить кроссворды. Несложное задание, но трудоемкое. Даю в виде домашнего задания. На уроках лучше разгадывать их.
  2. Буквенная анаграмма или анаграмма с нарушением буквенной последовательности.
  3. Логические цепочки.
  4. Определить хронологическую последовательность.
  5. Кто это мог сказать? (неотправленная депеша).

а) «Полоцк горит, древляне как псы будут изгнаны со своей земли» (Княгиня Ольга отомстила за смерть мужа).
б) «быть Православной вере на Руси, всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо власть - это от Бога» (Владимир Святой, Красное Солнышко).

  1. Испорченный текст.
  2. По заданию журнала «Исторические вести» - рассказ от имени... (ученика Египетского мальчика, олимпийского атлета, зрителя древнегреческого театра, участника Северной войны и т.д.). Домашнее задание, на уроке слушаем рассказ.
  3. Найди синонимы.
  4. Закончи предложение или фразу.
  5. Они были первыми:
    а) Государство, которое было первым оккупировано нацисткой Германией? (Австрия)
    б) Маршал, который еще в 1932 г. первым предложил создать танковые
    корпуса. (Тухачевский)
    в) Кто первым объявил по радио о нападении фашистской Германии на
    СССР? (Молотов)
    г) Первое сражение, которое закончилось победой советских войск? (бои за Вязьму)
    д) Первая гитлеровская крупномасштабная акция по уничтожению советских граждан на территории СССР? (Бабий Яр, более 10 тыс.чел.)
    е) Войска какого фронта первыми вышли к границе? (1 Украинский фронт)
    ж) Союзник Германии первым вышедший из войны? (Финляндия)
    з) На каком съезде и когда было сказано впервые о культе личности Сталина? (XX съезде в II 1956 года)
    и) Кто из окружения Сталина после его смерти пытался захватить власть первым? (Берия)
    к) Когда было осуществлено первое испытание ядерного оружия на территории СССР? (20 августа 1949 года)
    л) Когда был запущен первый спутник земли? (4 октября 1957 года в СССР)
  6. Что означает выражение? 
    «Ахиллесова пята» (уязвимость); «Троянский конь» (предательство); «Локаничная речь» (краткая речь); «Огонь Прометея» (знания); «Перейти Рубикон» (принять опасное решение); «Со щитом или на щите» (победа или смерть); «Пиррова Победа» (победа над границей прав); «Пришел, увидел, победил» (легкая победа); «И ты, Брут» (предательство друга) и т.д.

Вывод:

  1. Ребенок нуждается в организованной игре - это доказано в научных трудах по психологии и педагогике. Эффект игры - будет получен тогда, когда она по тематике, форме, настроению, содержанию, совпадет с актуальной игровой потребностью ребенка.
  2. У ребенка должна остаться возможность выразить себя.
  3. Взрослый в игре - пример для подражания: для детей любое проявление творческого «я» учителя, его нетрадиционности, фантазии, игрового настроения - стимул, включиться в вид деятельности.
  4. Особую роль играет организованное пространство, наполненное средствами - стимулами. Рецепта готового нет. Дело творчества.
  5. Большое значение имеет игровая культура (золотое правило гуманистической педагогики: не стоит бесконечно исправлять плохое, лучше показать, привлекательность хорошего).

А так же гуманизация отношений учителей и учащихся игровыми средствами.

Гуманистический потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность.