Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с составом числа 13;
- Начать заучивать таблицу сложения;
- Закрепить знания учащихся по нумерации чисел в пределах 10,20;
- Развитие познавательной активности учащихся;
- Совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
- Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание;
- Расширять кругозор учащихся об окружающем мире.
Оборудование: Презентация “Солнечная система” с планетами, астероидами, кометами, метеоритами; инопланетянин из геометрических фигур, цепочка примеров, ракета с числами, индивидуальные карточки-лесенка.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
- Сегодня у нас будет не обычный урок математики, а “космический”. Мы отправимся в путешествие по звездному небу. Девизом урока будут слова: “Ведь даже изучать что-то новое нелегко, а как трудно что-то изобретать, придумывать, открывать”. А открывать загадки звездного неба нам поможет…
Я – веселый человечек.
Как зовут меня – секретик.
Перед вами я стою.
Из чего я состою?
- Молодцы. Этого человечка зовут инопланетянин Ин. И он нам поможет в путешествии по солнечной системе. Выполняя верно задание, мы будем узнавать о планетах Солнечной системы. Планеты – это небесные тела, которые вращаются вокруг большой звезды – Солнца. Для того чтобы узнать, сколько планет вращается вокруг Солнца, необходимо решить цепочку примеров.
II. Устный счет.
- Солнце – ближайшая звезда, которая объединяет в свою семью 9 планет. Как объединяет? Да собственной силой притяжения. Так и кружатся, вертятся вокруг Солнца планеты: большие и малые, жаркие и холодные. Планетам в Солнечной системе даны имена римских богов. Выполняя правильно задания, мы узнаем о планетах Солнечной системы.
- Кроме планет, В Солнечной системе есть другие небесные тела: метеоры, метеориты, астероиды, кометы.
Решите задачу:
Астероид тяжелее кометы, комета тяжелее метеорита. Что тяжелее? А что легче?
Астероид – неправильной формы небесные тела.
Комета – называют волосатой, хвостатой.
Состоят из ядра, газовой оболочки и хвоста.
Метеориты – упавшие на землю космические
тела.
Мы прибыли на первую планету – Меркурий. Эта планета расположена ближе всех к Солнцу. Вокруг Солнца она вращается быстрее, чем вокруг себя. Вот и получается, что 1 год на этой планете длиться день, а другой – ночь.
- Путешествие продолжается. Следующую планету узнаете, выполнив, это задание-лесенка.
- Работаем в парах. Проверяем. Молодцы.
Вторая планета – Венера. Самая яркая планета. Она укутана в плотное газовое покрывало. Венера вращается по часовой стрелке, поэтому Солнце восходит на западе, а заходит на востоке.
- А сейчас летим дальше. Ракета принесла задание. Пропущены числа. Какие?
- А почему такое число вставили?
(ДЕТИ : Потому, что к 9+3=12 и т.д.)
Открываю запись.
9+3=12;
8+4=12;
7+5=12;
6+6=12.
- Молодцы. И третья планета от Солнца наша с вами Земля.
Из всех планет Солнечной системы жизнь есть только на ней. Всем надо беречь нашу родную планету. Она дает нам свои богатства: воздух, воздух, тепло.
III. Объяснение нового материала.
- Как называются числа при сложении?
- А теперь увеличьте в каждой сумме второе
слагаемое на 1. Сколько получилось? (Дети: 13).
- Запишите в тетради на странице 34 №67 эту сумму и
значение. Какие суммы еще не записаны?
- Кто же скажет тему нашего урока?
(Дети отвечают).
СОСТАВ ЧИСЛА 13
- Значит 13 это сколько и сколько?
Четвертая планета Солнечной системы – Марс, ближайший сосед планеты Земля. Он очень похож на Землю. У Марса два спутника. И самые высокие горы в Солнечной системе. Названа в честь бога войны.
IV. Физминутка.
Руки ставим все в разлет
Отправляемся в полет.
Мах крылом туда сюда
Делай раз и делай 2
1 и 2, 1 и 2
Руки в стороны держите
Друг на друга посмотрите
1 и 2, 1 и 2
Опустите руки вниз
И на место все садись.
Пятая планета – Юпитер. Самая большая планета Солнечной системы. Она укутана разноцветными облаками. В земном понимании на планете нет ни клочка суши – сплошной океан из жидкого газа.
V. Закрепление нового материала.
- Открываем учебники и находим №68. Выполняем…
- Выполнили. Молодцы!
И шестая планета – Сатурн. Она самая легкая. Можно подумать, что она вращает обручи. Но это кольца из осколков льда и камней.
- Следующий №70.
- Обсуждаем вместе, в парах. Проверяем.
(Дети: нижний рисунок не соответствует развитию событий на 2 остальных, т.к. на нем одни и те же дети и купаются и находятся на берегу. Надо зачеркнуть лишних. На берегу играло 7 детей, 3-е детей пошло купаться. На берегу осталось 4 ребят).
- С этим заданием справились и 7 планета Солнечной системы – Уран.
Эта планета, как и Венера, вращается по часовой стрелке.
№71
- Читаем задание. Выполняем .
(Ряды даются на доске).
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
- На сколько каждое число 2 строки меньше стоящего над ним?
(Дети: на 10).
- А если уменьшим числа 2 строки на десяток?
Запишите.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
- Молодцы! Справились с заданием и восьмая планета – Нептун. В честь бога моря. Это холодная планета, находится далеко от Солнца.
VI. Итог урока.
- С какой новой темой вы сегодня познакомились? (Дети:
с составом числа 13).
- Так 13 – это сколько и сколько? (Дети отвечают).
- С заданиями вы справились и девятая планета – Плутон.
Самая удаленная от Солнца и самая маленькая.
Названа в честь владыки подземного мира.
VII. Домашнее задание.
- Планета Плутон принесла домашнее задание. Записать новый столбик в таблицу сложения и выучить.