Вокальное искусство – это прежде всего музыка, то есть своеобразный язык, язык чувств, не требующий для своей расшифровки конкретной иллюстративной программы. В вокальном произведении текст является лишь темой, которую композитор воплощает своеобразным музыкальным языком. Этот язык имеет свои законы, свою логику, свои способы художественной выразительности. Искусство пения связано со многими отраслями человеческих знаний: музыкой, историей искусств, психологией и физиологией, акустикой и лингвистикой. Для работы над развитием вокального искусства дошкольников и учащихся мы опираемся на наиболее ценным и полезным для нас трудом диссертацию Л.Б.Дмитриева “рентгенологическое исследование строения и приспособления голосового аппарата у певцов, посвященная образованию певческих звуков у певцов.
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.
Перед музыкальным руководителем дошкольного учреждения стоит ответственная задача – научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками, – и для слушания, и для разучивания. Мы расширяем репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно – воспитательной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой, знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым.
Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Так же расширяем репертуар и за счет современных песен. Это песни композиторов Е. Тиличеевой, Т. Ломовой, Т. Попатенко, Ю. Чичкова и других. При общении детей к современной песни имеет большое значение для их умственного и нравственного развития. Стараемся решать последовательно программные задачи по данному виду музыкальной деятельности детей. Например, разучиваем песни “Елочка” Н. Бахутовой на слова М.Александровской.
1.
У ребяток наших.
Елочка большая.
Огоньки на елке.
Весело сверкают.
Припев.
Ай да елочка,
Погляди, погляди!
Деткам, елочка,
Посвети, посвети!
2.
Не коли нас, елочка,
Веточкой мохнатой.
Убери иголочки
Дальше от ребяток!
Припев.
3.
Мы поем и пляшем.
Весело сегодня.
У ребяток наших
Праздник новогодний!
Припев.
Диапазон песни ми-си. Программное содержание. Развиваем у детей эмоциональную отзывчивость на радостный, праздничный характер песни. Петь легким звуком, в оживленном темпе. Учить чисто пропевать кварту ля-ми и малую секунду соль-фа диез. Чисто интонировать мелодию в постепенном ее движении вверх (“елочка большая”). Учить протяжно исполнять гласные звуки, ударные слоги в последних словах каждой строки (“наших”, “большая” и.т.д.). Правильно произносить гласные в словах “ребяток”, “елка”, “весело”, “сверкают”, “наших”, “деткам”, “поем”, “пляшем”.
Методические указания. Перед ознакомлением с песней проводим беседу о новогоднем празднике, рассказываем о том, как украшается елка. По ходу беседы уточняем слова, которые встречаются в тексте песни. Для чистого интонирования кварты, встречающейся в мелодии песни, используем игровые упражнения ”Ау!” Дети перекликаются с каким либо персонажем (Дед Мороз, Снегурочка, Петрушка и т.д.) который прячется за ширмой (кукла бибабо). В процессе разучивания песни много внимания уделяем правильному и четкому произношению слов. С этой целью выразительно читаем текст, предлагаем детям всем вместе говорить за педагогом текст по куплетам и отдельные слова, стараясь говорить их на высоком звучании голоса.
Песня используется на новогоднем утреннике как хоровод. Поэтому необходимо научить детей строить круг самостоятельно, ходить по кругу, петь в кругу, стоя далеко от инструмента. Важная задача при обучении детей пению – это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку, научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать и других своим исполнением. Педагог должен знать, что качество исполненной им песни играет большую роль в процессе ознакомления детей с музыкальным произведением, воспитывает эстетический вкус. Среди всех певческих навыков особое внимание уделяем звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Для развития правильного звука огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение его снижает точность интонирования. Певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Оно требует выработки навыков бесшумного вдоха, он должен быть спокойным, без поднятия плеч. Добиваясь четкой и ясной дикции, педагог должен учить детей отчетливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Наиболее трудный этап – это работа над выразительностью исполнения. Учим детей во время пения отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения, передавать характер песни. Для этого хорошо использовать дирижерский жест: показывать руками динамику, акценты, что поможет и в работе над высотой звука. В процессе разучивания каждой песни решаются нравственные и эстетические задачи. Чем эмоциональнее рассказ о содержании песни, тем сильнее воздействует она на чувства детей.
В работе над чистотой интонации большое внимание уделяем распеванию, т.е включаем певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Помимо вокальных упражнений, в работе над чистотой интонации используем приём - пение без инструментального сопровождения, вначале с поддержкой голоса взрослого, затем без поддержки. Сначала трудные места мелодии педагог проигрывает, затем пропевает без музыкального сопровождения (можно привлечь хорошо поющего ребёнка ). Большое значение для развития голоса и музыкального слуха имеет неоднократное повторение с детьми ранее выученных песен, особенно народных, таких как “Бэhэлигэй дуун”, “Мориной соло”, “Нэрьеэнэй дуун”, и.т.д. Осуществляем постановки музыкальных сказок как “Волк и семеро козлят”, “Бал золушки”, “Стрекоза и муравей” по мотивам басни И. Крылова и.т.д. На высоком уровне проходят бурятский национальный праздник “Сагаалган”, поставили постановку “Ехэ туудэбшын наадан”. Все эти мероприятия костюмированы. С костюмами помогают нам родители. Есть у нас добрая, хорошая традиция: Родители выпускников нашего детского сада спонсируют и на эти средства закупаем материалы и шьём костюмы для участия в концертах, мероприятиях. Также наши дети активно участвуют на районных, окружных и краевых концертах, олимпиадах , конкурсах и успешно.
Для повышения качества по музыкальному развитию особое внимание уделяется инновационному процессу “Разработка системы становления творческого опыта дошкольников и учащихся по вокальному искусству”.
Итогом инновационной деятельности педагога явилось выступление Дашипылова Дондок и Байбулова Айнур на 3 Международном фестиваль-конкурсе детской эстрадной песни “Славянский венец” г. Варна в Болгарии в июне 2009г. Дашипылов Дондок стал лауреатом 1 степени в номинации “Эстрадное пение”, а Байбулов Айнур стал дипломантом 3 степени в номинации “Народное пение”.
Таким образом, перспективы развития по музыкальному воспитанию определены: укрепление материальной базы, достижение высокого качества обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, ведь он является определяющим будущее ребёнка.
Литература:
- Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. Москва “Просвещение” 1986
- Дмитриева Л.Б. Вопросы вокальной педагогики. Государственное музыкальное издательство.Москва 1962.
- Улзытуева А.И, Шибанова Н.М. Козлова Л.И. Современное дошкольное образование : Тенденции, проблемы, перспективы. Чита 2008.