Цели:
- Проанализировать деятельность Петра I по преобразованиям России.
- Осмыслить страницы далекого прошлого, оценить реформы.
- Учить аргументировано высказывать и отстаивать собственную точку зрения.
Оборудование:
1. Репродукции картин:
- Серов “Строительство Петербурга”;
- Ге Н.И. “Петр I допрашивает царевича Алексея”;
- Э.М. Фальконе “Памятник Петру”.
2. Жетоны для голосования.
3. Запись на доске:
- “То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник” А.С.Пушкин.
- “Реформы Петра - блестящая ошибка” Н.М.Карамзин.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Много книг написано о преобразованиях великого государственного деятеля Петра, но историки и писатели по-разному, порой противоположно оценивали личность Петра I и значение его реформ. Спор продолжается и в наши дни. Ломоносов М.В. славил Петра, восторгался его деятельностью, а Н.М. Карамзин называл его реформы “блестящей ошибкой”. Мережковский писал: “...Одни прославляют, другие шлют проклятия... Для одних он чудо, для других чудовище”.
Каков же результат этих реформ, нужны ли они были России? Именно этому спорному вопросу посвящается наш исторический ринг. Задача присутствующих выслушать споры выступающих, выработать свою точку зрения, а в конце обсуждении проголосовать за ту группу, которая на ваш взгляд была в споре более убедительной, высказывания более аргументированные, точные, а также умеет слышать и слушать собеседников.
Итак, прошу команд занять места, на площадку спора приглашаются капитаны “Противников” и “Сторонников реформ”. (Класс делится на 2 команды, остальные – зрители).
1 раунд: Каждая сторона высказывает свою точку зрения относительно реформ (до 5 минут). В ходе дискуссии обсуждаются следующие спорныевопросы: “Сторонники” –
- Превратил Россию в великую военно-морскую державу.
- Реформировал государственную систему.
- Проводил мудрую политику поддержки российской промышленности.
- Продвинул страну почти на шесть столетий вперед.
- Возвел Россию в ранг европейских держав и т.д.
“Противники” –
- Прекратил созывать Земские соборы и заменил выборных представителей чиновниками бюрократических учреждений.
- Слишком жестоким методами обновлял Россию.
- Нарушил патриархальное единство русского общества, самобытность России.
- Русский народ нес; огромные потери на строительных работах.
- Затормозил развитие России путем создания крепостных фабрик и т.д.
(Учитель может своими вопросами направлять дискуссию).
Перерыв (команды в группах отмечают сильные, слабые стороны, разрабатывают дальнейшую стратегию проведения спора).
Для зрителей предлагаются: анекдоты про Петра, интересные случаи из его жизни.
“Один монах у архирея, подавая водку Петру!, споткнулся и его облил, но не потерял рассудка и сказал: “На кого капля, а на тебя, сударь, излилася вся благодать”.
Из воспоминаний датского посланника Юста Юля о Петре: “Я застал царя дома- неодетым, в кожаном как у ремесленника в фартуке, сидящим за токарным станком. Царь часто развлекался точением и, путешествуя, возил станок за собою. В этом мастерстве он не уступал искуснейшему токарю и даже достиг того, что умел вытачивать портреты и фигуры. Он временами вставал из-за станка, прогуливался взад и вперед по комнате, подшучивал над стоящими кругом лицами и пил с ними. Когда же царь снова садился за станок, то принимался работать с таким усердием и вниманием, что не слышал, что ему говорят, и не отвечал, а с большим упорством продолжал свое дело...”
2 раунд: Вопросы команд друг другу (домашняя заготовка), вопросы из зала (до 10 минут)
Перерыв. Интересные случаи из жизни.
“В царствование Петра Великого трое подрядчиков объявили свои условия Адмиралтейств-коллегий.
Один предложил услуги за гривенник с рубля, второй за пятак, а третий объявил, что будет трудиться бесплатно, из усердия и ревности к государю.
Узнав об этом, Петр учинил резолюцию: “Отдать подряд тому, кто требует за труды по гривне с рубля. Другому отказать, понеже пяти копеек ради не из чего трудиться, а третьего, аки плута, отдать на два месяца на галеру, сказав ему, что государь побогаче его.” “Выражение “Промедление смерти подобно” принадлежит Петру!. Он написал 8 апреля 1711 года, собираясь в Прутский поход против турок, письмо в Сенат, требуя от сенаторов в его отсутствие не медлить с необходимыми распоряжениями, “понеже пропущение времени смерти невозвратной подобно”. С течением времени эта фраза Петра сложилась в более краткое и энергичное крылатое выражение “Промедление смерти подобно”
3 раунд: Вопросы ведущего.
Выслушайте мнения историков о Петре и его эпохе и попробуйте возразить каждому из них.
- (Высказывание для “ сторонников реформ”) “Какую бы сферу деятельности мы ни взяли, мы должны помнить, что это дворянский царь, отдавший свои дарования укреплению государства дворян. Преобразования сопровождались ростом эксплуатации народных масс, на что они отвечали восстаниями. (Н.И. Павленко “Петр I и его время”).
- (Высказывание для “противников реформ”) “Да, Петр Великий сделал много для России. Смотришь и не веришь, считаешь и не досчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами: дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье, – все он, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу”. (М.П. Погодин)
- (Высказывание для “сторонников реформ”) Время петровских реформ – это время основания тоталитарного государства, яркой проповеди и внедрения в массовое сознание культа сильной личности - вождя, “отца нации”, “учителя народа”. Это и время запуска “вечного двигателя” отечественной бюрократической машины, работающей по своим внутренним и чуждым обществу законам до сих пор. Это и всеобъемлющая система контроля, паспортного режима, фискальства и доносительства, без которых не могла существовать и наша “Административно-командная система”. (Е.В. Анисимов “Время Петровских реформ”).
- (Высказывание для “противников реформ”) “Петр был представителем, вождем своего народа, в деле народном...Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного как вождя этого народа, он осознал, что его обязанность - вывести слабый, бедный почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации...” (С.М. Соловьев).
- “В целом ряде мероприятий, из коих значительная часть именно выпала на долю Петергофа, он показал себя художником, человеком, обладающим своеобразным вкусом и знающим толк в прекрасном”. (А.Н.Бенуа “ Мои воспоминания”).
Учитель: Идея, воздвигнуть памятник Петру Великому принадлежит его дочери, императрице Елизавете Петровне. Но эта идея осуществилась при Екатерине 2. Памятник сооружал Этьен- Морис Фальконе. Для возведения памятника в деревне Лахте под Петербургом был найден огромный камень Гром. Торжественное открытие памятника состоялось в августе 1782 года (демонстрация репродукции картины).
Сочините подпись к памятнику Фальконе в форме синквейна.
Самостоятельная работа в группах, заслушивание.
Петр!
Первый! Великий!
Изменил, обновил, возвеличил!
Россия в ряду европейских держав.
Реформатор!Петр!
Великий! Жестокий!
Разрушал, воевал, строил!
Изменил ход истории России.
Император!
Учитель: Как вы считайте, подходит ли в этом случае вариант А.С. Пушкина:
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы!
Голосование. Выступление жюри. Подведение итогов.
Учитель: Петровские преобразования явились переломными для всей русской жизни, обозначили переход от средневековья к новому времени, В России ни до Петра, ни после него ни один государственный деятель не проводил реформ, которые охватили бы все сферы жизни общества и государства: экономику и социальный строй, культуру и военное дело, быт и дипломатию. Конечно, в его правлении можно отметить немало отрицательных моментов, но общая оценка его деятельности заслуживает похвалы и доброй памяти потомков.
Рефлексия. Заполнение таблицы
Вопросы | Да | Нет |
1. Понравился ли вам исторический ринг. 2. Хотелось ли бы вам принять участие. |
Использованная литература:
- В.Ф. Антонов “Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца 18 века”. М., 1988.
- В.Н. Балязин “История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах”. М, 2002.
- Н.Ю. Колесниченко “История России. Конец 16-18 веков”. Волгоград, 2005.
- М.В. Короткова “Рабочая тетрадь по истории России”. М., 1998.
- А.В. Муравьев, А.М. Сахаров “Очерки истории русской культуры”. М., 1984.
- З.В. Мурина, О.А. Гребенникова и др. “Учиться быть гражданином”. Ижевск, 2002.
- Н.И. Павленко “Петр и его время”. Книга для учащихся. М., 1983.
- Е.Н. Сорокина “Нестандартные уроки истории”. Волгоград, 2004.